Святейший Патриарх Кирилл: «Украинская Православная Церковь обладает духовной силой и способностью объединять весь народ, и то, что я вижу здесь, общаясь с людьми, меня в этом убеждает»
29 июля 2009 года, по окончании выступления в Киево-Печерской Лавре перед архиереями, духовенством, монашествующими, мирянами, преподавателями и студентами Киевской Духовной академии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ответил на вопросы участников встречи. Отвечая на вопрос об итогах состоявшейся 27 июля встречи с Президентом Украины В.А.Ющенко, Предстоятель Русской Православной Церкви сказал:
Я удовлетворен встречей с Президентом, это был очень открытый и недипломатический разговор. К сожалению, под дипломатией у нас часто подразумевается некая кривда — человек думает об одном, говорит другое, а делает третье. Такая «дипломатия» всегда обречена на провал. Для меня дипломатия — это способность говорить на языке, который понимает собеседник. Если вы не используете язык, приемлемый для собеседника, вы просто вступаете в конфликт с этим человеком.
Поэтому я беседовал с Виктором Андреевичем с полным осознанием того, что передо мной — Президент суверенного государства, человек, облеченный властью и полномочиями. Я излагал ему свое понимание того, что происходит сегодня на Украине, он изложил мне свое понимание, и в этих позициях было нечто общее. Это общее сводится к тому, что необходимо искать пути выхода из церковного кризиса. Думаю, что мы будем вместе искать такие пути — в первую очередь при участии Его Блаженства, который несет особую ответственность за Церковь на Украине как ее Предстоятель; вместе с украинским епископатом и в диалоге с украинской властью.
Невозможно требовать и достигать единства, настаивая на победе своего частного мнения. Так не бывает. Это — самое важное, что должно войти в сознание всех православных людей (я говорю и о тех, кто сегодня находится в расколе). «Все или ничего» — это не разговор для Церкви. Когда нам говорят: либо автокефалия, либо ничего; либо автокефалия, либо раскол — это не разговор. Частное мнение, которое разделяют отделившиеся от канонического Православия группы, не может ставиться в качестве категорического условия объединения всех православных. Это методологический нонсенс, что очевидно любому человеку, имеющему хоть какой-то опыт переговоров и решения конфликтов.
Давайте переведем этот разговор на бытовой уровень. Муж с женой поссорились; из опыта известно, что если принимается только одна точка зрения, то конфликт не затихает; он будет исчерпан тогда, когда обе точки зрения будут приняты во внимание, когда вырастет чувство доверия, способность преодолевать трудности в семье.
К сожалению, я не мог прочитать все лозунги, которыми меня приветствовали оппозиционные политические группы, но какие-то отдельные слова попадали в поле зрения. Ведь это удивительно — чего только не говорят о Патриархе лишь потому, что у него есть иное видение положения дел! И при этом обращаются к Патриарху с просьбой: «Вы, пожалуйста, удовлетворите все наши требования, а если не удовлетворите, то мы будем продолжать говорить, что Вы такой-сякой». Но ведь так не бывает! Во всей методолгии, которая сегодня предлагается для уврачевания раскола, изначально заложена бессмыслица.
Поэтому мое слово ко всем православным заключается в следующем: Церковь должна осознать, что она — родной дом для всех, для правых и левых, для восточных и западных, для демократов, коммунистов, националистов — для всех. Исходя из своей миссии быть общим пространством для всех, она должна выстраивать свои отношения с миром. Если сегодня идея автокефалии радикально политизирована и привязана к политическому выбору определенных групп, то как под эту реальность может быть сверстана вся жизнь православных, когда большое количество с этим не согласно?
Значит, нужно объединяться вокруг общей идеи. Но автокефалия такой общей идеей не является, не потому, что якобы есть какие-то имперские происки Москвы (глупость, которую часто обрушивают на людей СМИ), а потому что такова наша история. Киев — это южная столица русского Православия. Иногда нам приводят в пример другие страны: в Чехии и в Словакии — Автокефальная Церковь, в Албании — Автокефальная Церковь. Но Чехия и Словакия ни для кого не были Иерусалимом и Константинополем! И Тирана ни для кого не была духовным центром всей Церкви!
А Киев — это наш Иерусалим и Константинополь, это сердцевина нашей жизни! И если закрыть глаза на тысячелетнюю историю и сказать: «Ничего страшного, мы уже двадцать лет независимы, давайте все здесь перекроим», то это будет не просто отказом от истории, это будет отказом от Предания Церкви. И потому все эти радикальные призывы к автокефалии основаны исключительно на политических аргументах. Вот такой удивительно наивный аргумент: в суверенном государстве должна быть независимая Церковь. Откуда это? Покажите мне хотя бы один канон. Ссылаются на каноны, имея в виду 34 Апостольское правило, где говорится, что каждый епископ должен знать своего старшего. Вы все знаете своего старшего — Блаженнейшего Владыку Владимира. Канон полностью исполняется. Но нигде не сказано, что в суверенном государстве должна быть суверенная Церковь.
А теперь давайте перейдем к практике. Местная Церковь — это епархия. Там, где епископ — там Церковь. А дальше существуют различные формы объединения. Очень почтенной формой объединения епархий является Патриархат.
В древности существовала Пентархия, пять Патриархатов — Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский. И никогда Патриархаты не были ограничены границами государств. Патриархаты всегда распространяли свою юрисдикцию на несколько государств. Так было, так есть сейчас. Как известно, Московский Патриархат был создан после отпадения Рима, он занял место в Пентархии, и в Томосе, который был выдан Патриарху Московскому, значилось: «Патриарх Московский и всея Руси и всех северных стран», то есть всех, что лежали к северу от Византии. И это не происки Москвы, это экклезиологическое самопонимание Православной Церкви!
И сегодня Константинопольский Патриархат — это не одна Турция, а многие страны мира; Александрийский Патриархат — это вся Африка; Антиохийский Патриархат — это средний Восток; Иерусалимский Патриархат — Палестина, Израиль, Иордания.
Национальные Патриархаты, привязанные к государствам, возникли в XIX веке и раньше, конечно — Румыния, Болгария, Сербия. Но мы знаем, что появление этих национальных Церквей в рамках национальных государств привело к тому, что в Константинополе собрался Собор, который осудил этнофилетизм. Осуждению подверглось не появление этих Церквей, а то, чем оно сопровождалось — осуждалась попытка тесно связать Церковь с государством и нацией, противопоставить это национальное измерение универсальному, вот что подверглось осуждению Православной Церкви. Поэтому в том положении, которое сейчас имеет место, когда Патриарх Московский и всея Руси и всех северных стран имеет попечение не только о Российской Федерации, отражается наша традиция. Она может кому-то нравиться или не нравиться, как кому-то нравится или не нравится сам факт существования христианства, но это традиция, а всякий слом традиции есть очень болезненное для Церкви дело. И всякий слом традиции порождает разделения.
Поэтому мне кажется, что Церковь, которая сегодня существует в Украине, соответствует реальным потребностям народа и страны. Украинская Православная Церковь является самостоятельной, во главе Церкви — ее Предстоятель, Блаженнейший митрополит Владимир, и Синод, который без всякого вмешательства Москвы решает все вопросы церковной жизни. А наше единство — в том, что мы сознаем себя великой и единой Православной Церковью, к которой принадлежит 80 процентов всех православных верующих в мире.
Кто-то может сказать, что это символика. Да, это символика, но она имеет огромное значение в диалоге Православия со всем миром. Мы действительно духовная скрепа и основа той цивилизации, которая только и может на равных говорить с миром.
Продать свое первородство легко, но никогда это не происходило безболезненно. Поэтому я думаю, что сегодня тема автокефалии так разделяет людей еще и потому, что многие понимают значение единой Русской Церкви и для каждой страны, и для всего мира.
И последнее, что мне хотелось бы сказать: самое неправильное в осмыслении нынешнего положения Церкви в Украине — это использование политической фразеологии и политических подходов. Вся аргументация в пользу автокефалии сегодня исключительно политическая: суверенная страна — суверенная Церковь. Откуда все это? «Почему мы должны подчиняться Патриарху в Москве?», — говорят те, кто приглашает сюда Константинопольского Патриарха. Почему же Московскому нельзя, а Константинопольскому можно? В этот хор вливаются голоса не только православных, но и греко-католиков, которые ни на одно мгновение не ставят под сомнение законность своего подчинения Риму. Не кажется ли вам, что здесь есть ясный политический подтекст?
Украинская Православная Церковь обладает духовной силой и способностью объединять весь народ, и то, что я вижу здесь, общаясь с людьми, меня в этом убеждает. Огромный нерастраченный духовный потенциал! Украинской Православной Церкви удалось, в том числе благодаря мудрости Блаженнейшего митрополита Владимира и других иерархов, пройти между Сциллой и Харибдой — между разными полюсами политического напряжения. Это не был какой-то политический маневр, это было пастырское движение. Именно поэтому так велик сегодня авторитет Украинской Православной Церкви.
Я хотел бы от всего сердца пожелать Блаженнейшему Владыке Владимиру, всему епископату Украинской Православной Церкви стояния в Православии, любви ко всем, в том числе к тем, кто нас не любит. Потому что у нас нет и быть не может другого языка. Наше слово — это слово евангельское. А если слово наполняется неевангельским содержанием, как это бывает иногда, и мы видим в это в полемике со стороны других — то это уже некая измена призванию.
Дай нам Бог в очень непростых порой обстоятельствах нашей жизни сохранить не только православную веру, но и любовь в сердце!
Далее по теме:
-
06.08.2009 20:33По прилете в Москву Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл рассказал о своих впечатлениях от визита на Украину
-
05.08.2009 19:35Святейший Патриарх Кирилл: несмотря на многие трудности и разделения, народ крепко стоит на основе Православия и сильно молится Богу
-
05.08.2009 15:19Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Успенской Почаевской Лавре
-
04.08.2009 22:00Всенощное бдение в Успенской Почаевской Лавре возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
-
04.08.2009 21:47Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Почаевскую Лавру
-
04.08.2009 15:51В ходе пастырской поездки по Украине Святейший Патриарх Кирилл посетил город Владимир-Волынский
-
03.08.2009 20:30Предстоятель Русской Православной Церкви побывал в Зимненском Успенском женском монастыре
-
03.08.2009 20:00Святейший Патриарх Кирилл посетил в Луцке строящийся кафедральный собор Всех Святых, в земле Волынской просиявших
-
03.08.2009 17:15В ходе пастырской поездки по Ровенской епархии Святейший Патриарх Кирилл посетил Свято-Николаевский Городокский монастырь
-
03.08.2009 16:06Святейший Патриарх Кирилл посетил город Ровно и встретился с паствой
-
03.08.2009 14:14Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в ставропигиальном Свято-Троицком Воскресенском Корецком монастыре
-
02.08.2009 22:29Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Корецкий монастырь
-
02.08.2009 14:53Предстоятель Русской Православной Церкви возложил венок к Мемориалу героической обороны Севастополя в годы Великой Отечественной войны
-
02.08.2009 13:20Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию на месте крещения святого равноапостольного князя Владимира
-
01.08.2009 12:19Святейший Патриарх Кирилл: первые шаги православной веры по земле исторической Руси, вышедшей из киевской купели Крещения, начались с Крыма
-
31.07.2009 23:08Святейший Патриарх Кирилл освятил купольные кресты возрождаемого Александро-Невского кафедрального собора Симферополя
-
31.07.2009 17:00Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в Симферополь
-
31.07.2009 15:15В ходе пребывания в Донецкой епархии Святейший Патриарх Кирилл совершил малое освящение Успенского собора Никольского Васильевского монастыря
-
30.07.2009 22:38Святейший Патриарх Кирилл: Божия правда вручена Церкви, и пока Церковь ее хранит, мир имеет возможность спасаться
-
30.07.2009 21:47Святейший Патриарх Кирилл посетил кафедральный собор города Горловки
-
30.07.2009 18:17Святейший Патриарх Кирилл возглавил торжественное богослужение в Успенской Святогорской Лавре
-
30.07.2009 11:01Святейший Патриарх Кирилл: «Украинская Православная Церковь обладает духовной силой и способностью объединять весь народ, и то, что я вижу здесь, общаясь с людьми, меня в этом убеждает»
-
29.07.2009 23:30Святейший Патриарх Кирилл: то, что народ, прошедший через три поколения безбожия, сегодня в большинстве своем заявляет о приверженности Православной Церкви, — это чудо Божие
-
29.07.2009 23:23Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул необходимость солидарности и взаимной поддержки приходов
-
29.07.2009 22:50Святейший Патриарх Кирилл: смысл моего визита заключается в том, чтобы через молитву и пастырское слово содействовать миру, установлению гармоничных отношений между людьми, пробуждению и укреплению веры
-
29.07.2009 20:57Предстоятель Русской Православной Церкви совершил в Донецке малое освящение Спасо-Преображенского кафедрального собора
-
29.07.2009 19:33Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Донецк
-
29.07.2009 18:22Архиепископ Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры
-
29.07.2009 18:14Завершилось пребывание Предстоятеля Русской Православной Церкви в Киеве
-
29.07.2009 18:14В завершение своего пребывания в Киеве Святейший Патриарх Кирилл посетил Покровский женский монастырь
-
29.07.2009 16:48Состоялась беседа Святейшего Патриарха Кирилла с архиереями, духовенством, монашествующими, преподавателями и студентами Киевской Духовной академии и православной интеллигенцией Украины
-
28.07.2009 18:13Блаженнейший митрополит Киевский Владимир дал прием в честь Святейшего Патриарха Кирилла
-
28.07.2009 16:16В день памяти равноапостольного князя Владимира состоялся многотысячный крестный ход к Дальним пещерам Киево-Печерской Лавры
-
28.07.2009 15:15В день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира в Киево-Печерской Лавре совершена праздничная Божественная литургия
-
28.07.2009 10:00Премьер-министр Украины Ю.В.Тимошенко посетила Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Киево-Печерской Лавре
-
27.07.2009 21:14В канун дня памяти равноапостольного князя Владимира Святейший Патриарх Кирилл совершил Всенощное бдение в Киево-Печерской Лавре
-
27.07.2009 20:51Святейший Патриах Кирилл почтил память жертв массового голода 1932 – 1933 годов
-
27.07.2009 20:51Святейший Патриарх Кирилл, Блаженнейший митрополит Владимир и Президент Украины В.А.Ющенко возложили цветы к мемориалу Вечной Славы на могиле Неизвестного солдата в Киеве
-
27.07.2009 19:56Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Президентом Украины В.А.Ющенко
-
27.07.2009 14:00В Киево-Печерской Лавре прошло заседание Священного Синода Русской Православной Церкви
-
27.07.2009 13:52Святейший Патриарх Кирилл поклонился святыням Киево-Печерской Лавры
-
27.07.2009 13:13По завершении молебна у памятника святому равноапостольному Владимиру Святейший Патриарх Кирилл ответил на вопросы журналистов
-
27.07.2009 12:36Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен у памятника святому равноапостольному князю Владимиру на Владимирской горке в Киеве
-
27.07.2009 11:16Святейший Патриарх Кирилл прибыл на Украинскую землю
-
26.07.2009 19:56Программа архипастырского визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Украинскую Православную Церковь с 27 июля по 5 августа 2009 года