В Великую среду Святейший Патриарх Кирилл возглавил литургию Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя
15 апреля 2009 года, в Великую среду, Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил литургию Преждеосвященных Даров в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Его Святейшеству сослужили архиепископ Истринский Арсений, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Волоколамский Иларион, московское духовенство.
В преддверии празднования Святой Пасхи за Малым входом в сан протоиерея были возведены: настоятель храма Троицы Живоначальной при бывшей Черкасской богадельне (Патриаршее подворье) священник Александр Антипов; настоятель храма благоверного князя Александра Невского при бывшем Комиссаровском училище (Патриаршее подворье) священник Владимир Антонов; исполняющий обязанности настоятеля храмов Успения Пресвятой Богородицы, святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, святителя Тихона, Патриарха Всероссийского в Косино священник Димитрий Бабьев; настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьино, что в Солнцево священник Михаил Глазов; клирик храма Вознесения Господня на Гороховом поле священник Сергий Горшков; клирик храма Всех святых бывшего Ново-Алексеевского монастыря священник Владимир Делицын, клирик храма Всех святых бывшего Ново-Алексеевского монастыря священник Павел Дорофеев; настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при благотворительных учреждениях братьев Ляпиных, клирик храма покрова Пресвятой Богородицы Марфо-Мариинской обители священник Александр Дубинин; клирик храма благоверного царевича Димитрия при бывшей Голицынской, ныне 1-ой Градской больнице священник Иоанн Емельянов; исполняющий обязанности настоятеля храма Троицы Живоначальной на Грязей, у Покровских ворот священник Иоанн Каледа; настоятель храма Знамения иконы Божией Матери в Захарьине священник Николай Кисилев; клирик храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках священник Василий Клочков; клирик храмов Зачатьевского женского монастыря священник Сергий Князев; настоятель строящегося храма преподобного Саввы Сторожевского в Северном Измайлове, клирик храма Воскресения Христова в Сокольниках священник Павел Куцов; настоятель строящегося храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Ростокино, клирик храма святых великомученников Адриана и Наталии в Бабушкине священник Георгий Ланкин; клирик храма преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе священник Андрей Михайлов; клирик храма Троицы Живоначальной в Останкино священник Владимир Мишкорез; настоятель храмов иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на Зацепе и преподобного Симеона Столпника за Яузой священник Алексей Муравейник; настоятель храма великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе и храма-часовни архистратига Михаила при Кутузовской избе священник Серафим Недосекин; клирик кафедрального соборного Храма Христа Спасителя священник Андрей Овчинников; клирик храма святителя Николая, архиепископа Мир Ликиских, Чудотворца, у Соломенной сторожки священник Орест Оршак; клирик храма великомученика Георгия Победоносца в Старых Лучниках священник Сергий Павлов; клирик храма преподобных Сергия и Германа Валаамских (подворье Валаамского монастыря) и домового храма иконы Божией Матери «Целительница» при МЧС-33 УФПС «Моспочтамт» священник Александр Пахомов; клирик храма священномученика Климента, папы Римского в Замоскворечье священник Андрей Пахтунов; клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе священник Максим Первозванский; клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицино и домового храма Феодоровской иконы Божией Матери при Детской клинической больнице № 38 священник Александр Петров; исполняющий обязанности настоятеля храма Воздвижения Креста Господня в Чистом Вражке, клирик домового храма великомученика и целителя Пантелеимона при Научной центре хирургии Российской академии медицинских наук священник Александр Птицын; клирик Богоявленского кафедрального собора священник Михаил Райчинец; клирик храма Троицы Живоначальной в Хорошеве священник Георгий Рябых; клирик Собора Казанской иконы Божией Матери на Красной площади священник Иоанн Сирота; настоятель храма апостола Иакова Заведеева в Казенной слободе, клирик храма Воскресения Словущего в Барашах священник Сергий Точеный; клирик храмов бывшегоАндреевского монастыря священник Христофор Хилл; клирик кафедрального соборного Храма Христа Спасителя священник Максим Шевцов; ризничный Патриарщих соборов Московского Кремля, настоятель храмов Патриаршего подворья в Зарядье в Китай-городе священник Вячеслав Шестаков.
В сан игумена Святейший Патриарх Кирилл возвел настоятеля храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Аннино и строящегося храма святого праведного Филарета Милостивого в Люблино, клирика храма преподобного Серафима Саровского при Институте трансплантологии и искусственных органов Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова иеромонаха Анатолия (Берестова), а также настоятеля храма Вознесения Господня в Князеве Московской области (Патриаршее подворье) иеромонаха Луку (Лозовану).
В сан протодиакона были возведены клирик храма Пророка Божия Илии в Черкизове диакон Александр Бахтин; клирик храма святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, в Хамовниках диакон Владимир Иванов; клирик храма Воскресения Христова диакон Владимир Лоб; клирик храма преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе диакон Александр Михеев; клирик храма преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках, что в Сущеве диакон Андрей Мурышкин; клирик храма Троицы Живоначальной в Троице-Голенищеве диакон Борис Поваров; клирик храма Покровского ставропигиального женского монастыря диакон Николай Середний; клирик храма Троицы Живоначальной в Борисове диакон Алексий Трунин; клирик Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя диакон Николай Филатов; клирик храма благоверного царевича Димитрия при бывшей Голицынской, ныне 1-ой Градской больнице диакон Иоанн Шевцов.
Обратившись к богомольцам по окончании богослужения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в частности, отметил, что Евангельские чтения Великой среды посвящены событиям, которые помогают понять, в чем заключается смысл религиозного образа жизни.
Евангелисты повествуют о том, что некая женщина, потратив все свои небольшие средства, купила драгоценную жидкость – миро, которым помазывались на царство цари и которым в особых случаях тех же царей приуготовляли к погребению. Во время одной из вечерь, когда Спаситель вместе с учениками вкушал пищу, она подошла ко Господу, разбила скляницу с драгоценным миром и помазала Христа (см. Мф. 26. 6-7). Иуда – один из двенадцати, который носил ящик с общими деньгами и был вором, то есть тратил общие деньги для своих собственных нужд и целей, вознегодовал и сказал, обращаясь к Спасителю: «Зачем такая трата? Лучше было бы это драгоценное миро продать и раздать вырученное нищим» (см. Мф. 26. 8-9).
«Евангелист замечает, что не о нищих пекся Иуда, но он был вором, и для него было невозможно согласиться с тем, что произошло. Для него поступок женщины был безумной и совершенно неправильной тратой средств», – сказал Святейший Владыка, добавив, что Иуда считал более правильным взять деньги себе, а если это невозможно, употребить их на какое-то дело. Однако на это Господь ответил ему: «Нищих всегда имеете с собой, а меня не всегда имеете. И женщина сия, возлив миро, приготовила меня к погребению» (ср. Мф. 26. 11-12), особо подчеркнув: «Где бы нибыло проповедано Евангелие, везде будет сказано о том, что совершила эта женщина» (ср. Мф. 26. 13).
«Вот два образа жизни, два мировоззрения, два отношения к материальным ценностям и к жизни, – продолжил Святейший Патриарх Кирилл. – У женщины, которая была грешницей, единственная надежда на прощение грехов, на освобождение от этой греховной и наверняка постылой для нее жизни заключалась в этом деянии. Она все, что имела, вложила в эту скляницу с миром и возлила миро на Спасителя, отирая Его своими власами и целуя Его руки и ноги. В этом движении великое смирение, покаяние, скорбь и надежда. В центре этого движения – Бог, Спаситель, Христос, Который и был целью этого мировозлияния. Ради Него были потрачены эти, может быть последние, деньги, потому что Он был для нее высочайшей ценностью».
«Очень часто люди даже верующие, посещающие храм Божий, все свое жизненное целеполагание имеют не в Боге, а в иных проблемах, с которыми сталкиваются в течение жизни, решают эти проблемы, стремятся достичь какого-то успеха, и ради достижения этих целей мы готовы многое потратить», – отметил Предстоятель Русской Православной Церкви.
Иуда был представителем иного образа жизни, выразителем иного взгляда на жизнь, чем женщина, возлившая миро. Вся ее жизнь была подлинно религиозной, она была носительницей религиозного образа мысли и действия, добавил Святейший Владыка. «Иуда же, будучи одним из учеников, в центре своей жизни имел тот самый ящик с деньгами, а Спаситель, хотя и был его Учителем, оставался в стороне. И как же можно было ради этой периферии потратить такие огромные деньги?», – сказал Его Святейшество, особо подчеркнув, что лукавый ученик полагал это возможным только после того, как Христос все сделает, что требуется во имя благополучия.
Засвидетельствовав, что иногда можно быть верующим человеком и при этом быть человеком не религиозным, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил: «Ведь Иуда верил в Спасителя. Ему и верить даже не надо было – он каждый день был вместе со Спасителем, видел Его чудеса, слушал Его слова. Однако для Иуды Спаситель не был центром жизни, главной его целью… Господь был на периферии, несмотря на то, что сам Иуда был рядом с Иисусом».
«Вот так часто и в нашей жизни: мы в храм Божий ходим, а все свои силы душевные и телесные, материальные средства в первую очередь полагаем во имя достижения тех целей, которые сами перед собой ставим, – продолжил Святейший Патриарх Кирилл. – Мы и в храм-то часто ходим для того, чтобы еще и Божию силу «подтянуть» для достижения своих целей: «Ты мне, Господи, помоги продвинуться по работе, зарплату побольше, хороший дом; вот машина – новая вышла модель – тоже неплохо было бы купить… Ты мне помоги!» Так мы Бога втягиваем в это свое нерелигиозное восприятие мира и жизни, а потом гневаемся на Него, если Он не помогает в этих наших дурных прошениях и в злых деяниях».
Напомнив о том, что в 1990-х годах в российском обществе развернулась острая дискуссия о воссоздании Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя, Предстоятель Русской Православной Церкви заявил, что нередко нерелигиозный образ мысли встречается в личной и в общественной жизни, ведь многие представители государственной власти и интеллигенции считали строительство собора не нужной тратой денег. «Однако в тот момент нашей истории нужно было, чтобы этот порушенный, оскверненный собор, даже образ которого пытались стереть из нашей исторической памяти, снова поднялся над Москвой как символ нашего духовного возрождения и живой нашей веры», – убежден Его Святейшество.
«Вот так и в нашей жизни должно быть: Бог, вера никогда не должна восприниматься нами по остаточному принципу», – подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл, отметив, что такие тезисы, как: «Все сделаю: дом приберу, постираю, помою, обед сготовлю; ну а уж если будет время – в храм схожу»; «Все сделаю: образование получу карьеру; ну а на пенсии — ну уж тогда, может быть, и в храм начну ходить»; «Все сделаю: женюсь или замуж выйду, дом построю или куплю, семья будет хорошая; ну а потом когда-то и схожу помолюсь», – ведут к погибели.
Сказав в заключение, что сегодняшний день нас учит тому, как мы должны относиться к Богу, Святейший Владыка пояснил: Господь является величайшей ценностью, ради которой и во имя которой мы живем. «И если мы будем так строить отношения с Богом, то все изменится в нашей жизни – в личной жизни, в общественной, в государственной. Мы должны научиться выстраивать правильную систему ценностей, не переворачивая все с ног на голову. И пусть в построении такой жизни великим примером для нас станет эта женщина-грешница, что разлила над Спасителем скляницу с драгоценным миром, утверждая единый, подлинный и неизменный приоритет человеческой жизни: веру в Единого Бога, Который только и может силой Своей спасать людей», – подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви.
Служба коммуникации ОВЦС
Видео телеканала «Союз»
Далее по теме:
-
18.04.2009 12:45В Великую субботу Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя
-
17.04.2009 22:40Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню с Чином погребения в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя
-
17.04.2009 15:36В пятницу Страстной седмицы Святейший Патриарх Кирилл совершил в Храме Христа Спасителя вечерню с выносом Святой Плащаницы
-
16.04.2009 21:26В четверг Страстной седмицы Предстоятель Русской Православной Церкви совершил вечернее богослужение в Храме Христа Спасителя
-
16.04.2009 16:26В Великий четверг Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил богослужение в кафедральном Богоявленском соборе Москвы и совершил Чин омовения ног
-
16.04.2009 12:00Святейший Патриарх Кирилл совершил чин освящения мира
-
15.04.2009 22:40В Великую среду Предстоятель Русской Православной Церкви совершил вечернее богослужение в московском Сретенском монастыре
-
15.04.2009 20:20В Великую среду состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с радиожурналистами и корреспондентами информационных агентств
-
15.04.2009 16:16В Великую среду Святейший Патриарх Кирилл возглавил литургию Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя
-
14.04.2009 23:23Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Борисоглебский Аносин женский монастырь
-
14.04.2009 17:17В Великий вторник Святейший Патриарх Кирилл совершил литургию Преждеосвященных Даров в Крестовоздвиженском Иерусалимском женском монастыре
-
13.04.2009 21:46В понедельник Страстной седмицы Предстоятель Русской Православной Церкви совершил вечернее богослужение в московском Новоспасском монастыре
-
13.04.2009 12:14Предстоятель Русской Православной Церкви совершил в Донском монастыре Москвы молебен перед началом мироварения