Print This Post

 

14 апреля 2009 года, в Великий вторник, Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь в селе Лукино Домодедовского района Подмосковья. В храме обители Святейший Патриарх Кирилл возглавил литургию Преждеосвященных Даров в сослужении архиепископа Орехово-Зуевского Алексия и епископа Красногорского Саввы.

В Первосвятительском слове Его Святейшество напомнил, что вторник Страстной седмицы посвящен воспоминанию о событиях, которые произошли в Иерусалиме после торжественного входа Господа и Спасителя в этот святой град. «Господь начал учить в Иерусалиме, и Его проповеди, сказанные накануне страданий, отличались особенной силой. Он говорил о самом главном – о том, что нужно было еще и еще раз напомнить людям, дабы эти слова остались в их памяти как то, что должно быть в центре духовного внимания», – подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви.

Говоря о предшествовавшем дне Страстной седмицы, Святейший Владыка отметил, что в Великий понедельник совершалось воспоминание о том, как была осуждена Господом смоковница, которая имела богатую листву, но не имела плодов (Мф. 21. 19). «Он осудил ее как символ, знак человеческого лицемерия, которое есть опасное заблуждение в духовной жизни, когда внешнее закрывает внутреннее и когда внутреннее в человеке не соответствует внешнему. В основе лицемерия лежит ложь, которая внутренне разлагает человека, нарушает целостность его бытия», – сказал Святейший Патриарх Кирилл.

«Во вторник, продолжая эту тему, Господь грозно осудил книжников и фарисеев – лицемеров, которые все свое внимание обращали на внешнее благочестие, забывая самое главное, забывая милость, – поведал далее Предстоятель Русской Православной Церкви. – Господь уподобил этих людей окрашенным гробам, которые извне красивы, привлекательны, а внутри полны всякой нечистоты. Господь, в частности, укорял фарисеев за то, что они буквально воспринимали иудейский закон и все свои силы употребляли на то, чтобы исполнять внешнюю сторону его. Так, например, закон повелевал отдавать десятину от тех плодов, которые выращивали люди. Фарисеям не всегда хотелось делиться с другими даже десятой частью того, что имели. Но поскольку таково было требование закона, они, желая казаться благочестивыми в глазах людей, давали десятину от тмина, укропа, мяты, которые, как известно, на юге растут не только на огородах, но везде. Так правило десятины превращалось в формализм: С одной стороны, они жертвовали то, что повелевал закон Моисеев, а с другой – не употребляли для этого никаких сил и ни в чем себя не ущемляли».

Его Святейшество напомнил, что подобное происходит и в наше время, особенно в среде церковных людей: «Мы считаем, что непременно нужно строго исполнять внешние предписания церковного устава, и порой для этого все силы отдаем, а исполнив эти предписания, не удерживаемся, чтобы похвалиться перед другими, как мы прекрасно провели пост, как строго ограничивались в пище, как часто ходили в храм. И нередко, говоря обо всем этом, мысленно как бы противопоставляем себя тем, кто не постился и кто в храм не так уж часто ходил».

«Спаситель обличает такое лицемерное благочестие, но было бы большой ошибкой утверждать, что Господь вообще всякое внешнее выражение благочестия осуждает», – подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он напомнил, что Господь не говорил фарисеям не давать десятины даже от тмина и мяты, но сказал: сие надлежало делать, и того не оставлять (Мф. 23. 23).

«А что же забывали делать фарисеи? Они забывали творить милость. Десятину от укропа и мяты давали, а добрых дел не совершали, – продолжил Его Святейшество. – А не так же ли и мы нередко поступаем? Внешне исполняем предписания церковного устава, а сердце далеко от того, чтобы сострадать немощным, больным, несчастным людям. Сегодня для того, чтобы помочь человеку, не нужно никуда идти и чего-то искать. Бедные и несчастные люди находятся рядом с нами: бездомные, сироты при живых родителях, люди, впадшие в некоторые пороки, а потому потерявшие облик человеческий. Но ведь все сие – душа человеческая. И кто же пожалеет несчастных, как не мы, христиане? Кто протянет им руку помощи, как не мы? А ведь именно этого Господь и требует от нас, связывая загробную участь человека с совершением дел милосердия».

Предстоятель Русской Православной Церкви напомнил читавшиеся в этот день слова Евангелия о необходимости кормить голодного, поить жаждущего, одевать нагого, посещать того, кто в больнице или в тюрьме (см. Мф. 25. 34–46). «Господь связывает эти дела милосердия с Царствием Небесным. Как не спросил Он у тех фарисеев, отдавали ли они десятину от укропа и мяты, так и с нас Он не спросит многое, что мы делаем с куда большим рвением, чем дела милосердия», – подчеркнул он.

Почему многие склонны скрупулезно исполнять некие предписания церковного благочестия, но не способны совершать дела милости? «Да потому, что все, что касается внутренней жизни человека, требует огромного внимания, и работа над своим внутренним состоянием требует больших сил, – отвечает Святейший Патриарх Кирилл. – Вот там, внутри нас – главная борьба, борьба между Богом и диаволом. Вот там, внутри нас – борьба за наше спасение».

Святейший Владыка проиллюстрировал свои слова примером: «Человеку, занятому умственным трудом, который тоже требует огромного напряжения и сил, нередко проще заняться делами обыденными. Как часто, я знаю, священник, когда ему нужно подготовиться к проповеди, многое прочитать, продумать, написать, вдруг начинает перед этим прибирать свой письменный стол, а потом еще что-то складывать, как бы отталкиваясь от самого трудного, но такого нужного для него дела. И это касается не только священнослужителей: каждый знает, что там, где требуется внутреннее напряжение, действовать гораздо сложнее. Мы иногда выдумываем некую “внешнюю“ занятость и подобие работы, чтобы оправдать нежелание работать над самим собой».

Нечто подобное происходит и в церковной жизни, отметил Предстоятель Русской Православной Церкви. «Когда у человека нет сил работать над самим собой, с каким рвением он делает многие внешние дела: украшает, убирает, строит. В последнее время мы очень много чего построили и благоукрасили, и ни в коем случае нельзя говорить, что это было плохо или неправильно. То, что сделано, нужно делать, но и другого не следует забывать. Священник не должен превращаться в прораба и в начальника стройки, даже если у него по строительству дел выше головы. То же относится к нашим монастырям, да и к каждому из нас: нам проще прийти в храм поклоны положить, свечку зажечь, чем посмотреть повнимательнее на своего соседа – может, он в чем-то нуждается. А может быть, через доброе дело, которое мы совершим, мы его душу откроем навстречу Богу. Это тяжкая работа, которая требует самоотдачи, самоограничения, жертвы, но ведь только через такую работу войдем в Царствие Небесное. И Евангелие, прочитанное сегодня за литургией Преждеосвященных Даров, не оставляет никакого простора для воображения. Господь конкретно и ясно говорит, кто войдет в Царствие Божие, а кто в него не войдет».

Все главные темы первых дней Страстной седмицы получат развитие в богослужениях Великой среды, сказал далее Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Мы будем вспоминать еще более важные слова Спасителя, связанные со всем, что Он сказал в эти предшествующие два дня. Проповедь Господа накануне страданий, обращенная к самому главному, помогает и нам понять, что есть главное в христианской жизни».

Святейший Владыка подчеркнул, как важно применять услышанные в храме слова для исправления собственной жизни. И одно надлежит делать – совершать дела благочестия, приходить в храм, ставить свечи, подавать поминальные записки и молиться, строить церкви и благоукрашать их, но и другого не забывать – того самого ключика, который откроет нам дверь в Царствие Небесное. «И дай Бог, чтобы у всех у нас этот ключик был в руках. Когда Господь укажет нам десницей Своей на двери рая, те двери откроем только милосердием. Да поможет нам Господь возрастать от силы к силе, укрепляться в вере и через веру войти в дела благочестия», – сказал Его Святейшество.

Затем к Святейшему Патриарху со словами приветствия обратилась настоятельница обители монахиня Екатерина (Чайникова), отметив, что приезд Предстоятеля Церкви – это сугубая радость для монастыря.

Поблагодарив за приветствие, Его Святейшество попросил всех молиться о Патриархе, просить Господа о помощи в его Первосвятительских трудах.

Служба коммуникации ОВЦС

Видео телеканала»Союз»