27 декабря 2011 года в преддверии второго Рождественского фестиваля в Московском международном доме музыки (ММДМ) состоялась пресс-конференция. Во встрече приняли участие художественные руководители форума – президент ММДМ В.Т. Спиваков и председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, а также руководитель отдела печати и культуры Посольства США в Российской Федерации Майкл Хёрли и заместитель генерального директора ММДМ О.Ю. Лякина.

Гостями Рождественского фестиваля духовной музыки, который пройдет в Москве с 8 по 22 января, станут литургический вокальный ансамбль аббатства Сильванес (Франция), византийский хор Ergastiri Psaltikis (Греция), госпел-хор Aeolians (США). Россию в программе форума духовной музыки представят Московский Синодальный хор, Праздничный Патриарший мужской хор московского Данилова монастыря, хоровой коллектив московского Сретенского монастыря, Воскресный хор Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, камерный хор « Древнерусский распев ».

В.Т. Спиваков приветствовал собравшихся. Маэстро отметил: он счастлив, что « этот фестиваль хорошо развивается и то, чего боялся Гамлет,  то есть распада связи времен, у нас не происходит ».

В свою очередь автор идеи фестиваля Ольга Лякина отметила, что в рамках подготовки и проведения музыкального форума осуществляется не только важная музыкально-исполнительская, но и исследовательская работа. « В этом году мы постарались собрать те коллективы, которые по-настоящему погружены в истоки духовных традиций », – продолжила она. Так, отечественные певческие традиции, начиная с XI века (знаменное крюковое пение, начиная от кондакарного распева и заканчивая демественным распевом) представят коллектив « Древнерусский распев » и хор старообрядцев из Нижнего Новгорода. « Это особая атмосфера, атмосфера духовных истоков, » – добавила Ольга Лякина.

Хор аббатства Сильванес из Франции – носитель традиций григорианского пения – исполнит, помимо современной музыки, григорианские хоралы IX века и более позднего времени.

Заместитель генерального директора Московского дома музыки поблагодарила иностранные посольства и культурные центры, поддержавшие инициативу проведения фестиваля.

Министр-советник Посольства США Майкл Хёрли рассказал, что духовные (спиритуальные) песни, которые гостям фестиваля предстоит услышать в исполнении госпел-хора Aeolians,  относятся ко времени, когда в США  существовало рабство;  в них нашло отражение стремление людей к свободе.

Митрополит Волоколамский Иларион подчеркнул, что инициатива проведения Рождественского фестиваля в прошлом году нашла очень широкий отклик в сердцах слушателей. « Мы почувствовали, что она своевременна, и совместно с Владимиром Теодоровичем  Спиваковым приняли решение  проводить фестиваль по возможности ежегодно », – сказал архипастырь.

В программе музыкального форума митрополит Иларион выделил, в частности, выступление  хорового коллектива Ergastiri Psaltikis. « Византийское хоровое пение откроет нам возможность взглянуть на истоки хоровой церковной музыки, потому что  именно в нем укоренена наша древнерусская певческая культура, хотя, конечно, мнение историков и музыковедов относительно степени влияния собственно византийской музыки на русскую церковную музыкальную традицию расходятся », – отметил председатель ОВЦС.

« Хоровой фестиваль дает возможность воспринять не только певческое искусство, но и собственно духовную религиозную музыку, причем в очень широком смысле », – считает митрополит Иларион; он подчеркнул, что  программа музыкального форума не ограничивается только литургическими песнопениями и включает в себя произведения, относящиеся к различным направлениям религиозной музыки.

Завершится программа второго Рождественского фестиваля выступлением хора Академии хорового искусства имени В.С. Попова и Национального филармонического оркестра России (художественный руководитель и главный дирижер В.Т. Спиваков); они исполнят Реквием Л. Керубини, посвященный памяти Людовика XVI, «Песнь судьбы» И. Брамса и произведение  митрополита Илариона (Алфеева)  для хора и оркестра « Stabat Mater » .

Отвечая на вопросы журналистов, митрополит Иларион рассказал, что это произведение было написано в 2008 году. Сочинение состоит из четырех частей. « Две из них уже некоторое время существовали в качестве отдельных оркестровых пьес, – уточнил автор. – Одна из них,  фуга для оркестра в двенадцати минорных тональностях, называлась « Memento ». Она вошла в « Stabat Mater » в качестве второй части. Другая музыка, которая вошла в упомянутое сочинение в качестве половины четвертой части, тоже была оркестровой пьесой и называлась « Perpeto mobile ». Остальные части присоединялись к этому основному ядру ».

В основе либретто лежит канонический латинский текст, приписываемый поэту Якопоне да Тоди и посвященный стоянию Матери Божией у Креста Христова, пояснил владыка Иларион.

Cлужба коммуникации ОВЦС