Print This Post

В письме Блаженнейшему Архиепископу Афинскому и всей Эллады Иерониму и членам Постоянного Священного Синода Элладской Православной Церкви митрополит Кифирский и Антикифирский Серафим поделился размышлениями относительно украинского церковного вопроса. Текст письма приводится ниже полностью.

Письмо № 308/29.05.2019

Блаженнейший святый Председатель,

Благословите

По завершении заседаний нашего Священного Синода истекающего месяца мая с.г. я с уважением хочу поделиться с Вами и Священным Синодом своей следующей тревогой.

Бесспорно, приглашение Его Божественнейшего Всесвятейшества Вселенского Патриарха Варфоломея на открытие центра геронтологии Афинской Архиепископии создало добрые впечатления и дало хорошую возможность для восстановления добрых отношений и прекрасного о Господе общения нашей Святейшей Архиепископии с первопрестольным Константинопольским Патриархатом после леденящей атмосферы и событий октября прошлого года: «Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе?» (Пс. 132:1)

Однако, Ваше Блаженство, святый Владыка Председатель, по моему скромному мнению, а также по мнению прочих святых собратьев, в эти дни со стороны Синодальных Комиссий: а) по догматическим и номоканоническим вопросам и б) по межправославным и межхристианским отношениям как отдельно, так и совместно, были предприняли напряженные усилия и, возможно, поспешные действия с тем, чтобы каждая из них по отдельности и обе вместе высказалась в общем документе по животрепещущему украинскому вопросу и, согласно своих полномочий, представили нашему Священному Синоду доклад. За три дня пребывания Всесвятейшего Вселенского Патриарха в Афинах совещания следовали за совещаниями.

Я не располагаю ответственной информацией с этих обсуждений и совещаний. Только в Синоде от Преосвященного митрополита Маронийского и Комотинийского Пантелеимона, связующего звена между Синодальной Комиссией по догматическим и номоканоническим вопросам, мы слышали новость о том, что заслуженный профессор университета и член данной Комиссии сделал доклад в защиту автокефалии «новой Украинской Церкви».

Ваше Блаженство, признаюсь, что меня неприятно удивила эта информация о то, что данные Синодальные Комиссии поспешно, в течение трех дней сделали свои выводы и заключения. Я ощутил горечь, которую и Вы ощутили в октябре прошлого года, когда государственный совет поспешил принять благосклонное решение в пользу нашего Всесвятейшего Патриарха по вопросу о храме и владении в Пробонасе. «И вот, здесь больше (Пробонаса)» (ср. Лк. 11:31-32).

Ваши мнение и рекомендация по украинскому вопросу с самого начало были и остаются следующими: этот животрепещущий и сложный вопрос должны рассмотреть и всесторонне изучить указанные компетентные в этом деле Синодальные Комиссии Постоянного Священного Синода, Священный Синод, а затем наш епископат, который после того, как будет сделан общий обзор всей этой проблемы и тщательно изучены все соответствующие документы и комментарии, выскажется путем тайного голосования.

Я смиренно считаю, что этот сложный вопрос об украинской автокефалии, в том числе и из-за того, каким образом она была предоставлена, требует долгого и тщательного изучения, горячих и сокрушенных молитв, но, прежде всего, ясного просвещения Всесвятого Духа. Невозможно, чтобы мирянин, какими бы глубокими не были его научные и богословские знания, высказывался по столь чувствительному каноническому и экклесиологическому вопросу, когда лишенные общения: раскольники, изверженные из сана и анафематствованные епископы после указанных серьезнейших церковных прещений рукоположили других «епископов» и «клириков». Я уважаю профессора Власия Фидаса, как личность и как ученого, но считаю, что было бы неразумным и неполезным ограничиваться мнением одного единственного серьезного во всем прочем ученого. К тому же другой его коллега, заслуженный профессор по кафедре канонического права Панайотис Бумис имеет по украинскому вопросу иное мнение.

Вместе с этим да будет мне позволено считать, что указанная тема нуждается в дальнейшем исследовании и изучении, а потому я с уважением прилагаю еще два соответствующих исследования, которые были направлены мне лично, и я не знаю, пересылали ли их официально в наш Священный Синод для информирования и всестороннего рассмотрения украинской проблемы в ее совокупности их Преосвященные отправители. С одной стороны, речь идет о 23-х страничном меморандуме Преосвященного митрополита Видинского Даниила из Болгарского Патриархата (который, по его словам, он предварительно направил в Синод своего Патриархата) и, с другой стороны, о 4-х страничном письме Преосвященного митрополита Бориспольского и Броварского Антония, управляющего делами Украинской Православной Церкви, главой которой является Блаженнейший Митрополит Киевский и всей Украины Онуфрий. Оба этих достойных и важных документа, представляющие интерес с исторической и канонической точки зрения и отражающие текущую церковную ситуацию, могут еще больше и яснее осветить осуждаемую тему, если будут предложены вниманию вышеуказанных Синодальных Комиссий.

Блаженнейший святый Председатель,

Из-за теплого приема Всесвятейшего Вселенского Патриарха Варфоломея в церковных кругах создалось впечатление, что Элладская Церковь, предваряя все прочие автокефальные Церкви, которые сохраняют серьезную сдержанность и возражения в отношении этой канонической и экклесиологической проблемы, движется в направлении признания заявленной позиции Вселенского Патриархата по украинскому вопросу и остается лишь официальное ее утверждение нашим епископатом в октябре сего года. Ваше Блаженство, «станем добре, станем со страхом, вонмем». До недавнего времени, до приезда Его Всесвятейшества, действовал принцип: «поспешай медленно». Нам желательно не отступать от этой линии под влиянием принудительных действий и уговоров с применением давления. Если дело с имением Пробонаса является серьезным каноническим вопросом и представляет собой неканоническое вторжение в иную церковную юрисдикцию, то украинская проблема есть вопрос несравненно большего канонического значения, грозящий расшатыванием мира, единства и канонического порядка в Украинской Православной Церкви и во всей Православной Церкви.

Не буду более простирать свое слово, но в завершении настоящего письма да будет мне позволено немного остановиться на том информационном сообщении, с которым Вы выступили перед нашим Постоянным Священным Синодом на следующий день после приема Всесвятейшего Патриарха в Афинской Архиепископии. Среди прочего Вы просили нашего Вселенского Патриарха, чтобы Вселенский Патриархат не включал наименование «Северной Македонии» в название раскольнической до сего дня «Церкви» Скопье, но после предоставления ей автокефалии назвал бы ее Автокефальной Охридской Церковью.

Простите меня за два моих замечания по этому предложению.  Если и наша Элладская Церковь признает украинскую автокефалию, как это определяет изданный патриарший томос, получится, что у нас нет возражений в отношении обретения церковного статуса и раскольниками Скопье, поскольку геополитические планы и сильные державы этого требуют (это одно), и что мы согласны с признанием их в качестве автокефальной Охридской Церкви (второе). Однако здесь возникают две больших проблемы и вопроса: 1) Соглашается ли Сербский Патриархат на такое решение и глубоко ли изучена проблема раскола «Церкви» Скопье?  2) Возможно ли, чтобы все без исключения Поместные Автокефальные Православные Церкви, которые относятся к «Церкви» Скопье, как к раскольнической, согласились с ее каноническим восстановлением и к тому же с наименованием Охридской Церкви, титул, который носит подвижник и мученик архиепископ Охридский Иоанн, которого все без исключения Православные Автокефальные Церкви принимают и признают в качестве канонического архиерея? Иными словами, неужели и здесь повторится недавно произошедшая на Украине с канонической точки зрения нелепость: решением Вселенского Патриархата потеряет свой статус и наименование канонически рукоположенный и возведенный на престол Митрополит или Архиепископ, которого отстранят от его пастырских и административных обязанностей и наподобие губернатора или главы крупного округа заменят на другого, принадлежавшего до той поры к группировке раскольников и лишенных церковного общения и носящего отныне тот же самый титул, а прочие Автокефальные Православные Церкви будут с этим несогласны. Что может быть прискорбнее этого?!

И в завершение, отвечая тем собратьям, которые возможно соблазнились моим отсутствием на официальном обеде, данном нашим Священным Синодом в честь нашего Всесвятейшего Вселенского Патриарха, отмечу следующее: я действительно опечалился тем, что, несмотря на всеобщее несогласие и настороженность всех Автокефальных Церквей в отношении предоставленной на Украине таким вот образом автокефалии, Его Всесвятейшество бескомпромиссно настаивает на принятом решении, пытаясь всеми способами переубедить их и склонить на свою сторону. Я также был глубоко опечален и огорчен признанием государства Скопье в качестве «Северной Македонии» и Всесвятейшим Патриархом, а также его намерением признать в качестве автокефальной раскольническую «церковь» Скопье, как будто в нашей Кафолической Святой Церкви ничего не случилось в похожем случае с т.н. украинским вопросом.

Когда Преосвященный владыка Маронийский некоторое время назад пригласил Вас, Ваше Блаженство, на торжества по случаю столетия освобождения Фракии, то под влиянием приема Вселенским Патриархом представителя правительства Скопье в качестве представителя государства «Северной Македонии» Вы сказали этому святом собрату, что в знак протеста против этого все митрополиты Северной Греции должны были бы подать в отставку.

С большой печалью по причине того, что из патриарших уст услышал официальное наименование государства Скопье «Северная Македония», а также из-за намерения предоставить автокефалию раскольникам Скопье, я смиренно рассудил, что совместная трапеза и обмен любезностями, когда каноническая Церковь Украины во главе со своим Блаженнейшим Предстоятелем Онуфрием, 90 архиереями, 12 500 приходами, 250 монастырями, пятью тысячами монашествующих и миллионами верующих находится во обстоянии, претерпевая гонения, не были бы угодны Богу. А потому предпочел, чтобы мое отсутствие стало молчаливым протестом против всего вышесказанного, что не означает неуважения и пренебрежения по отношении к Его Всесвятейшеству.

За сим, лобызая Вас о Господе и испрашивая Ваших Первосвятительских молитв,

С глубочайшим уважением

наименьший во епископах

† митрополит Кифирский Серафим