Print This Post

Открытое письмо иерарха Элладской Православной Церкви митрополита Кифирского и Антикифирского Серафима опубликовал греческий православный сайт «Ромфеа». Перевод публикации на русский язык приводится ниже.

31 августа сего года по благодати Господа нашего Иисуса Христа завершилась сессия Постоянного Священного Синода 162-го синодального периода, членом которого был и я. Благословляя Бога за это служение, своим настоятельным долгом я почитаю начертать следующие строки, чтобы проинформировать свою паству и всех тех собратьев-христиан, кто захочет, о животрепещущем украинском церковном вопросе, который получает опасное развитие. А поступаю я так потому, что в течение почти всего истекшего синодального периода именно украинская автокефалия была главенствующей и, можно сказать, важнейшей темой наших заседаний.

Если обособленно посмотреть на последнее коммюнике ушедшего состава Постоянного Священного Синода, одновременно не приняв во внимание всего сказанного и зафиксированного в протоколах, то оно дает совершенно иную картину и создает иные впечатления. А потому я ощущаю настоятельную необходимость перед Богом, своей паствой и нашей Святой Матерью Церковью от всего сердца, сознательно и со страхом Божиим привести ниже пояснения по всему вопросу, а затем свое свидетельство как епископа, которое отражено в моих письмах №№ 308/29-5-2019 и 396/23-7-2019 Блаженнейшему Председателю и членам Постоянного Священного Синода, зачитанных на заседании Синода, которые я предаю огласке для информирования христоименитой полноты.

1. Неоднократно с самого начала того синодального периода и до самого его завершения, до последнего часа, на заседаниях ставился вызывавший много шума и запутанный украинский вопрос. Зачитывались соответствующие письма Всесвятейшего Вселенского Патриарха Варфоломея, Блаженнейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Блаженнейшего Патриарха Сербского Иринея, Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия и др.

2. Пространно обсуждались две стороны этого вопроса:

а) Всесвятейший Вселенский Патриарх имеет право предоставлять автокефалию только епархиям Вселенского Престола или любой православной епархии без ограничений?

а1) Вселенский Константинопольский Патриарх может принимать апелляции только от иерарха канонической юрисдикции Вселенского Престола или от любого архиерея Православно-Кафолической Церкви без ограничений? Или в случае, если некий епископ осужден Патриархом или Синодом/Собором во главе с Патриархом (см. случай лишенного сана и анафематствованного имевшим на это полномочия Московским Патриархатом митрополита Киевского Филарета), то он имеет право обращаться с апелляцией к Вселенскому Патриарху или к некогда имеющему быть созванным в будущем следующему Вселенскому Собору?

б) «Новая автокефалия» была предоставлена Вселенским Патриархатом каноническим образом [уделу] своей канонической территории или трансгранично не просившей этой автокефалии у Вселенского Патриархата через свою материнскую Русскую Церковь Украинской Автономной Православной Церкви?

б1) Отвечает ли таким вот образом предоставленная «новая автокефалия» каноническим и экклесиологическим условиям и необходимым предпосылкам при том, что известно не только о принятии группировок, состоящих из раскольников, анафематствованных, лишенных сана, самосвятов и лиц, не имеющих хиротоний, без требования от них деятельного покаяния и осуждения раскола, но была совершенно проигнорирована и осталась «вне брачного чертога» лишенная перед этим своего статуса каноническая и признанная всеми Поместными Автокефальными Церквами Православная Церковь Украины во главе с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием, которая отказалась составить украинскую автокефалию вместе с двумя весьма проблематичными с канонической и экклесиологической точки зрения украинскими раскольническими группировками (которые в итоге после своего принятия «автокефалии» снова раскололись)?

3. Вот таким образом был поставлен этот канонический и экклесиологический вопрос в целом, вызвавший озабоченность, и по нему состоялись неоднократные и пространные дискуссии и были высказаны мнения как Блаженнейшим Председателем Иеронимом, так и всеми без исключения членами Синода. Преосвященные святые собратья с так называемых «новых территорий» и один Преосвященный собрат из так называемой «старой Греции» ответили положительно на вышеуказанные вопросы, то есть в том смысле, что Вселенский Патриарх имеет право предоставлять автокефалии во всем православном мире без ограничений и, следовательно, он правильно поступил и в данном случае. С канонической точки зрения, он обладает правом рассмотрения апелляций со всего православного христианского мира без ограничений (и, следовательно, и в возникшем случае с «новой автокефалией»). «Новая автокефалия» была предоставлена канонически, и с точки зрения канонов не существует никакой проблемы в связи с состоявшимся таким вот образом восстановлением в каноническом достоинстве раскольнических группировок Украины.

Следует отметить, что святые собратья с «новых территорий» в январе получили с Константинопольского Фанара Патриаршие письма, в которых их просили признать то, что произошло в Константинополе на праздник Богоявления, когда официально в собрании народа в церкви Всесвятейший Патриарх передал «новому предстоятелю» Украинской Церкви Патриарший Томос о предоставлении «новой автокефалии», и что никакой канонической проблемы не стоит.

Мы, прочие пятеро архиереев «старой Греции», будучи к тому же в Постоянном Священном Синоде старейшими по хиротонии, сдержанно подходя к неограниченному праву Вселенского Патриарха предоставлять автокефалии во всем православном мире и принимать апелляции из всех православных епархий вообще и без исключений, а также узнав из письма Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия в адрес нашего Священного Синода о полном каноническом беспорядке, творящемся в двух восстановленных в общении группировках украинских раскольников, анафематствованных, лишенных сана, самосвятов и не имеющих хиротонии лиц, по вышеуказанным причинам убеждены в особой проблематичности предоставленной украинской автокефалии, а потому и решение этого крайне чувствительного вопроса должно быть с канонической и экклесиологической стороны весьма внимательным и осторожным.

И Блаженнейший Председатель Иероним, с одной стороны, уважая право Вселенского Патриарха предоставлять автокефалию Поместной Церкви, а, с другой, серьезно озабоченный настороженным и отрицательным отношением Поместных Автокефальных Церквей к украинской автокефалии, узнав также из компетентных источников о неустроенности и полном беспорядке в раскольнических группировках  в отношении канонического устройства, священства, каноничности и законности хиротоний, на протяжении всего синодального периода был погружен в раздумья и размышления, будучи серьезно обеспокоен величиной проблемы, которую вызвала предоставленная на Украине при таких условиях автокефалия, и ее губительными для единства Православных Автокефальных Церквей последствиями.

4. Уже с самого начала нашего синодального периода Блаженнейший Председатель предлагал созвать внеочередной Архиерейский Собор, получить достаточную информацию от компетентных синодальных комиссий а) по догматическим и номоканоническим вопросам и б) по межправославным и межхристианским отношениям, которым передали бы все соответствующие тексты, а Архиерейский Собор тайным голосованием решил бы, принимает он или нет как свершившийся факт украинскую автокефалию. В середине синодального периода Его Блаженство предложил передать этот вопрос на рассмотрение очередного Архиерейского Собора, который соберется в октябре сего года. После Пасхи под влиянием мнения университетского профессора, утверждавшего, что Архиерейский Собор некомпетентен высказываться и принимать решение по этой новой автокефалии, поскольку ни по какой подобной автокефалии в прошлом он не занимал позиции и поскольку старейшие Патриархаты и автокефальные Церкви не делали чего-либо подобного, Блаженнейший Председатель прекратил обсуждать вопрос о направлении этого дела на рассмотрение будущего очередного Архиерейского Собора до тех пор, пока в последний день нашего Синодального периода (28 августа 2019 года), и в последний час 14:00, заслушав Преосвященных Председателей вышеупомянутых постоянных синодальных Комиссий и задав определенные вопросы, Постоянный Священный Синод в лице заместителя председателя Преосвященного Месогийского и других Преосвященных собратьев настойчиво отказался принимать решение по украинской автокефалии, рассудив, что не компетентен для этого. Священный Синод принял предложение одного из своих Преосвященных членов внести в пресс-релиз фразу о том, что Постоянный Священный Синод признает за Вселенским Патриархом право предоставлять автокефалию, а за Блаженнейшим Председателем – привилегию заниматься этим вопросом по своему рассуждению и усмотрению.

Я лично не согласился с этим предложением, потому что, с одной стороны, предчувствовал отрицательную реакцию, которую вызовет его принятие, что и подтвердилось задним числом тем, как его прочли те, кто прочел, а, с другой стороны, поскольку, согласно Пидалиону, автокефалия дается Вселенским Константинопольским Патриархом только в границах юрисдикции Вселенского Престола, а не иной юрисдикции, каковой является Украина, в течение более чем трехсот лет принадлежащая Российскому Патриархату. И еще, поскольку суд, вынесенный собственным Патриархом и Патриаршим Синодом России по делу раскольников, анафематствованных и самосвятов, не допускает обжалования у Константинопольского Патриарха, хотя он и первопрестольный, потому что эти дела в таковом случае повторно рассматриваются только имеющим быть созванным некогда в будущем следующим Вселенским Собором.

И со второй частью предложения я также не согласился не из-за недостатка доверия мудрому рассуждению Блаженнейшего Председателя Иеронима, но потому что таковой серьезный вопрос высшей важности и значения необходимо разрешать соборно пленуму нашего епископата, который имеет компетенцию для этого, а не одному и не двенадцати архиереям. И потому я смиренно выдвинул такое предложение: «Заслушав Преосвященных председателей соответствующих синодальных комиссий по вопросу об украинской автокефалии, Постоянный Священный Синод в лице своего Блаженнейшего Председателя передает этот серьезный вопрос на рассмотрение Архиерейского Собора».

5. Смиренно полагаю, что после всего изложенного выше, что является кратким экскурсом в то, как развивался вызвавший много шума сложный украинский вопрос, было бы несправедливо, если бы Постоянный Священный Синод дал Блаженнейшему Председателю «карт-бланш», чтобы он закрыл вопрос в пользу признания украинской автокефалии. Священный Синод с доверием поручил ему инициативу рассудительно подойти к решению этого вопроса, а не принимать решение от его (Синода) имени.

6. К его чести, поблагодарив Постоянный Священный Синод за оказанное доверие, Блаженнейший Председатель заявил, что не может один принять на себя столь великий груз ответственности, а потому вынесет этот вопрос на обсуждение всего епископата. А поскольку этот сложный канонический и экклесиологический вопрос не решается «с кондачка» или «одним росчерком пера», то полагаю и со страниц этого скромного интернет-сайта нашей митрополии обращаюсь с горячим призывом, говоря, что октябрь этого года, после проведения процедуры выборов трех митрополитов и трех викарных епископов, – не подходящее время для его решения. Для того, чтобы епископат мог высказаться по этому вопросу, как следует, потребуется созыв внеочередного Архиерейского Собора на два дня.

7. Дав вышеуказанные объяснения, к сведению христоименитой полноты моей богоспасаемой епархии Кифир и Антикифир и других отцов и братьев, кто пожелает, я прилагаю два своих прежде упомянутых письма-доклада по украинскому вопросу, который, молюсь от всего сердца, да разрешится боголюбезно и богоугодно во славу Божию. Его поспешное решение под давлением мирских деятелей, сильных мира сего и ради продвижения геополитических и геостратегических планов глубочайшим образом разделило украинский народ, разделило Поместные Православные Церкви, поскольку все вместе они выражают свое несогласие с антиканоническим предоставлением Вселенским Патриархатом автокефалии Украине. Оно разделило Постоянный Священный Синод, разделило Афон, разделит и наш епископат.

Ожидается богопросвещенное разрешение этого серьезнейшего вопроса на Всеправославном Собрании во Святом Духе Предстоятелей и Представителей Поместных автокефальных Церквей. Желательно предотвратить двуначалие в нашей автокефальной Православной Церкви Греции. Преосвященные иерархи не должны сослужить, совместно молиться и вступать в церковное общение с раскольниками и лишенными этого общения, которые не были приняты почти никем из автокефальных Православных Церквей, но да ожидают решения нашего Архиерейского Собора, который их избрал, рукоположил и возвел на кафедры.

В отношении этой трудной всеправославной проблемы совсем недавно дерзновенно и смело высказались: Преосвященный митрополит Пирейский Серафим в коммюнике от 12 сентября 2019 года своей Пирейской митрополии, бывший профессор догматического богословия богословского факультета Фессалоникийского университета имени Аристотеля Димитрий Целенгидис в своем обращении от 6 сентября 2019 года к Священному Синоду Элладской Церкви, и сонм духовенства, монашествующих и мирян в письме к епископату Элладской Церкви (сентябрь 2019 года).

В этих важнейших текстах украинский вопрос в связи с «автокефалией» во всей своей полноте ставится на каноническую и экклесиологическую основу, обращается внимание на ужасающее его уклонение от православной веры во всех его измерениях и со всеми гибельными и непредвиденными последствиями, грозящими сплоченности и единству всех без исключения Поместных Автокефальных Православных Церквей.

Все мы, епископы, прочее духовенство, монашествующие и братья-христиане, будем желать и стремиться от всего сердца угодить и в данном случае Начальнику веры и Спасителю нашему Господу Иисусу Христу и Его Святой, Соборной, Кафолической Церкви, нисколько не взирая на лицо человека или на собственную какую выгоду.

Да будет горячей и постоянной молитва всех нас об украинском вопросе, дабы предотвратить схизмы, расколы и разделения, и да прославляется на всякое время и на всякий час всечестное и великолепое имя Отца, и Сына и Святаго Духа. Аминь.