Выступление предстоятеля Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополита Андриана на IX Всемирном Русском Народном Соборе
Ваши Преосвященства!
Дорогие братия и сестры!
Позвольте мне от имени православных старообрядцев приветствовать участников IX Всемирного Русского Народного Собора.
Тема сегодняшнего Собора имеет особое значение, потому что Победа в Великой Отечественной войне является одной из немногих вех нашей истории, которая бесспорно принимается всем народом России как событие величайшей важности, независимо от конфессиональной, партийной и национальной принадлежности.
Понять причины и сущность, глубину трагизма, а также провиденциальный, смысл великой Победы и сделать соответствующие выводы, думается, является важнейшей задачей современного российского общества.
Недавно, во время посещения: христиан богоспасаемого града Ржева, мне довелось узнать об одном эпизоде времен Великой Отечественной войны. Ржев — один из тех городов, которые война буквально стерла с лица земли. Уцелело всего лишь несколько зданий, и среди них — старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Сохранился рассказ командира разведчиков Коновалова, отряд которого первым ворвался в Ржев, оставленный немцами. Бойцы Коновалова должны были захватить немецкий штаб, но опоздали, так как враг успел отступить. Разведчиков насторожило, что во всем городе не видно было ни одной живой души. Но вскоре они обнаружили, что все оставшееся в живых население Ржева, около 300 человек, фашисты согнали в Покровскую церковь и заперли, а храм заминировали. Почему отступающие немцы не взорвали церковь вместе с запертыми в ней людьми, одному Богу известно. Как бы то ни было, люди остались живы, никто из них не погиб, и это было настоящее чудо.
Трое суток люди без пищи и воды готовились к смерти, прощались. Те, кто умели, — молились, кто не умели, — просили помолиться за них. Там были старообрядцы, и новообрядцы, верующие и неверующие люди разных национальностей. Когда двери храма распахнулись, неверующих среди этих трехсот человек уже не было. Так общая опасность сплачивает людей и помогает им духовно прозреть.
Этот эпизод Великой Отечественной войны — а таких было множество, — дает нам повод задуматься над теми путями, которые способны привести наш народ в согласие с самим собою, со своей историей и с Богом.
С середины XVII века, со времени церковных реформ и раскола, русский народ оказался разделенным не только духовно, но и физически. Огромное число русских было вынуждено бежать на окраины России, а затем и вовсе уйти за границу. Православным христианам, которые хотели сохранить отеческую веру, оказалось безопаснее жить и молиться в окружении турок и поляков, нежели рядом с единокровными братьями. Масштаб «русского исхода» трудно себе представить. По многочисленности, по трагизму, по глубине той отметины, которую он оставил в русском сердце, можно сравнить разве что с послереволюционной эмиграцией. По нашим данным, сегодня потомки старообрядцев живут более чем в 17 странах, и, к прискорбию, их мало что связывает с современной Россией. Однако старообрядцы и теперь, через три века, благодаря своей вере остаются русскими людьми, хранящими на чужбине язык и обычаи предков. Они не нашли, да и не искали себе новой родины.
Образно говоря, как прибой во время шторма ударяет в берег, так безжалостная история наносила удар за ударом по единству русского народа. Рано или поздно, но за религиозным расколом последовали другие: политический, социальный, экономический… Из-за них в народном теле произошли новые разрывы. Войны и революции всякий раз только увеличивали разбег волн, которые уносили и уносили сынов России к чужим берегам.
Как всякое испытание, грозящее смертельной опасностью, Великая Отечественная война пробудила чувство национального единства. Победа стала «иконой» народного единства, благодаря которому наша страна нашла в себе силы вынести немыслимые испытания. И в этом обретенном единстве, безусловно, сказалось вмешательство десницы Божией. Это настолько очевидная правда, что трудно было даже представить, что могут возникнуть ещё какие-то недоуменные вопросы. Но сегодня, когда мы знаем несравненно больше о нашей истории, мы можем уже спросить себя: было ли это незыблемое единство народов СССР тем подлинным единством, которое как историческая заслуга приписывается Советской власти? Нам не следует забывать, что в скрытых глубинах общества еще продолжалась неоконченная Гражданская война, неисчислимая часть народа сидела в лагерях по надуманным обвинениям, целые общественные слои, так называемые «бывшие», не имели возможности полноценно участвовать в жизни страны, а крестьяне были попросту лишены и документов, и элементарных человеческих прав.
В условиях, когда враг напал на нашу землю, когда размер угрозы заставил содрогнуться сердце народное, все противоречия были нашим народом временно отодвинуты на задний план, и война стала в подлинном смысле Отечественной. Не Советская власть, а общая беда и общая историческая судьба сплотили народ для отпора фашизму.
В подтверждение хочу процитировать документ начала 1943 года, Архипастырское послание к Старообрядческой Церкви архиепископа Московского Иринарха (Парфенова) и Ленинградского епископа Геронтия (Лакошина):
«Искренно преданные сыны и дщери дорогого Отечества, великой России!
Мы, как верные христиане старообрядцы, являющиеся членами Вселенского христианского правоверия, верные заповеди Христа и примерам наших предков — земли Русской святых, Великих князей Александра Невского и Димитрия Донского, преподобного Сергия Радонежского и многих других святых, начальников и героев Отечества, а особенно — знаменитого полководца-старообрядца казака Матвея Ивановича Платова, отличившегося в Отечественную войну 1812 года в защите нашей Родины, и знаменитого нижегородца Косьмы Минина и князя Димитрия Пожарского, спасших Россию от иноплеменных врагов, — поможем Родине. Внесем свои личные средства на постройку танковой колонны имени героя Отечественной войны 1812 года Матвея Платова… Благословляем вас, братия и сестры, на это великое всенародное дело!»
Обращаясь к народу, наши архипастыри ни разу не упомянули имени Сталина или Ленина, ни слова не сказали о необходимости защищать Советскую власть, но взывали к духовной и исторической памяти церковного народа.
Единство народное было достигнуто лишь на время величайшей опасности, а в дальнейшем оно, к сожалению, не сохранилось, — нация, увы, и после Победы осталась трагически разделенной. Празднуя 60-летие Великой Победы, преклоняясь пред народным подвигом, мы не должны оставить без осмысления поразительный факт: поверженный в Великой Отечественной войне, немецкий народ на наших глазах сумел найти пути к преодолению раздвоенности, в то время как русский народ, народ-победитель, последние десятилетия шел все далее по пути разделения. Миллионы русских людей в одночасье, теперь уже не по своей воле, оказались за рубежами России: на Украине, в Белоруссии, в Молдавии, в Казахстане, в странах Прибалтики.
XXI век несет русскому народу новые опасные вызовы: развал деревни, депопуляция, угроза ассимиляции русского населения, живущего вне России. Значительно возросла опасность терроризма, который толкает Россию к гибельной междоусобице.
Сейчас, когда, по словам Александра Исаевича Солженицына, «Россия в обвале», мы не можем себе более позволить роскоши споров «на уничтожение противника», даже чисто словесное. Все наличные ресурсы должны быть брошены на объединение русского народа, на собирание живых его творческих сил. Задача нынешней российской власти — сделать так, чтобы русские люди во всем мире почувствовали, что у них есть Родина, что она не мачеха, что она зовет к себе, что она в них нуждается, любит их и заботится о них. У всех русских людей, где бы они ни обитали, есть то общее святое, что связывает воедино всех нас. Это христианская Православная вера, наши общие благочестивые предки, молитвами которых стояли и стоят Русская земля, наш русский дух.
Мы верим, что, несмотря на все наши грехи, Господь все еще любит Россию и может спасти и сохранить ее, как спас и сохранил 300 человек, запертых немецкими карателями в храме города Ржева.
Да послужат испытания, выпавшие на долю нашего народа, к его духовному прозрению. Нам дано время для покаяния, и надо искать пути объединения наших сил, чтобы направить их на исцеление общих недугов и воссоздание нашей страны в былой славе и величии.
И да поможет нам в этом Милостивый в щедротах и Скорый на умоление Господь наш Исус Христос.