Выступление председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на IX Всемирном Русском Народном Соборе
Ваше Святейшество!
Уважаемые участники Всемирного Русского Народного Собора!
Дорогие братья и сестры!
Ровно два месяца осталось до великого Праздника Победы. В этом году мир отмечает 60-летие Победы над фашизмом, а также окончание Второй мировой войны. Эту Победу трудно переоценить. Она предотвратила гибель многих миллионов людей и устранила угрозу передела мира на основе человеконенавистнической идеологии. Для большинства людей дата 9 мая 1945 года наполнена именно таким содержанием. Вспоминаю торжественное празднование 50-летия Великой Победы, а также более ранние круглые даты. В то время, отмеченное весьма непростыми отношениями между странами Европы, день Победы объединял всех, кто совместно боролся с фашизмом. Этот день всегда нес в себе свидетельство о не утраченной возможности Востока и Запада объединяться перед лицом общих опасностей. Тогда было невозможно представить, чтобы на серьезном политическом и общественном уровне стал возможным пересмотр значения этой Победы.
Празднование 60-летия Победы над фашизмом никоим образом не является исторической реабилитацией всего того, что произошло в Европе в послевоенные годы. Именно поэтому вызывает удивление тот факт, что некоторые круги, осуждая сложившуюся в Европе послевоенную политическую карту, выступают против празднования самого факта Победы над фашизмом. А ведь на самом деле это празднование должно, на наш взгляд, содействовать беспристрастному и объективному изучению новейшей истории. Такое изучение, свободное от старых и новых идеологических клише, может помочь понять то, на каких принципах и при каких условиях возможна подлинная солидарность народов и государств в эпоху интеграции.
В свете приближающегося праздника невозможно не увидеть, а, увидев, промолчать о фактах проявления симпатий к фашизму во многих странах Европы. Это происходит как в обществах, находящихся в неблагоприятном социально-экономическом положении, так и во вполне благополучных. Все чаще из западных и отечественных средств массовой информации мы слышим о проявлениях со стороны молодых людей, носящих нацистскую атрибутику, насилия по отношению к представителям национальных меньшинств. В некоторых молодежных кругах возникла мода на свастику и прочие знаки, ставшие символами фашизма. Один из недавних примеров — Британский принц Гарри, надевший на вечеринку нацистскую атрибутику.
К сожалению, в последнее время нечто подобное имеет место в России и некоторых других странах СНГ — странах, которые понесли наибольшие потери и испытали небывалые страдания в ходе Второй мировой войны. Всего через полстолетия после победы в Великой Отечественной войне, давшейся ценой неимоверных усилий и жертв, внуки и правнуки тех, кто одержал победу над нацистами, примеривают на себя символы, из-за которых пролилась кровь их дедов. Это не может расцениваться иначе как трагедия беспамятства. Забывая о великой жертве, принесенной нашими народами в ходе борьбе с фашизмом, эти молодые люди уподобляются тем, кто в свое время, также потеряв историческую память, стремился изничтожить духовный и культурный лик исторической России, во многом предопределив трагедию их народов в XX веке. Появление неонацизма указывает на очередное притупление исторической памяти, и нам сегодня необходимо призвать к тому, чтобы многочисленные жертвы фашизма никогда не стирались из памяти наших народов и народов земли.
Русскому народу, всегда отличавшемуся великодушием и сознанием собственного достоинства, никогда не была свойственна ксенофобия или нетерпимость по национальному признаку. Его всегда отличала, говоря богословским языком, кенотическая жертвенность по отношению к другим народам. Он, подобно Христу, готов был на собственное истощание, кенозис, ради блага других народов. Он всегда был готов заплатить самую дорогую цену, когда речь заходила об освобождении порабощенных народов, как это происходило, например, во время освободительных балканских войн, как это произошло и в Великую Отечественную войну. Только великодушный народ, осознающий свое достоинство, может уважать другие народы. Только тот народ, который укоренен в своих традициях и черпает в них силу, может преодолеть недуг нетерпимости, если таковой вдруг возникнет, и сделать жизнь народов вокруг себя мирной и радостной. Слова, сказанные некогда преподобным Серафимом Саровским: «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя,» — вполне можно отнести и к народам. Только тот народ, который имеет в себе мирный дух и чувствует свою духовную силу, может привлекать, а не отталкивать от себя другие народы.
Именно этим духом и этой силой объясняется появление многонационального и многокультурного русского мира, исторической России. Без жертв, принесенных русским народом, этот мир никогда бы не состоялся, и Россия оставалась бы сравнительно небольшим мононациональным государством на Среднерусской возвышенности. Россия как великое государство может быть либо единой семьей многих народов, либо она не будет великим государством. Именно поэтому ксенофобия и национализм несовместимы с самой природой России. И появляющиеся время от времени болезненные проявления этих настроений должны преодолеваться на путях развития национального самосознания, духовной и культурной жизни народов России.
Для русского народа источником его силы, которую я бы назвал спокойной, мирной и уверенной в себе силой духа, является Церковь. Церковь всегда была и остается началом, объединяющим наш народ, определяющим его идентичность, формирующим и углубляющим его национальное самосознание, дающим ему силу быть благородным и великодушным — ту силу, которая на протяжении многих столетий привлекала к нему соседние народы.
Церковь может дать ответ и на современные вызовы, стоящие перед нашим обществом. Силой благодати, данной ей ее Основателем и Главой Иисусом Христом, Церковь способна исцелять различные пороки и немощи, терзающие общество, в том числе такие общественные недуги как национальная нетерпимость. Церковь прежде всего воздействует на душу человека, способствуя воцарению в ней мира и любви к ближнему. Именно с любви к ближнему начинается миролюбивое отношение к другим народам, а отсутствие мира и любви к конкретному ближнему становится причиной озлобления, которое находит себе выход в проявлениях национальной нетерпимости.
Церковь воспитывает уважение к другим народам, напоминая, что все люди происходят от одного Праотца Адама и ради каждого человека, независимо от его национальности, принес Свою жертву Спаситель мира. Церковь говорит устами апостола Павла, что в обновленном человечестве «нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3, 11).
Церковь, призывая к мирному сосуществованию народов, сама являет модель такого сосуществования. В единой Церкви сосуществуют многие нации, живущие в различных странах и имеющие иногда значительные культурные, языковые, политические и прочие отличия. Тем не менее, существующие между ними различия вовсе не мешают им быть единым Телом Христовым, не могут нарушить их благодатного единства во Христе.
Русская Православная Церковь в этом смысле — наиболее показательна. Она является самой многонациональной из всех Поместных Православных Церквей. Ее члены говорят на десятках различных языков. Она охватывает собой множество независимых государств и существует в чрезвычайном разнообразии культурных контекстов. Она способна говорить на разных языках и доносить свою весть всем людям: как представителям западной культуры, так и жителю сибирской глубинки или Крайнего Севера.
Уверен, что именно традиционная открытость Русской Церкви по отношению к другим культурам дала представителям нашей церковной традиции в эмиграции найти нужные слова и понятия, чтобы донести до европейцев и американцев на понятном им языке непреходящие ценности Православия.
Среди угроз, которые бросают сегодня вызов мирной жизни людей, большую опасность представляют воинственные идеи, основанные на искаженном прочтении ислама. Народам и цивилизациям, не разделяющим его постулатов, объявляется тотальная война на уничтожение. В этой войне оправданы любые действия, которые способствуют ослаблению и уничтожению указанного врага. Об этом ярко свидетельствуют террористические акты во многих странах мира, включая Россию. Апофеозом варварства и жестокости стал захват детей, учителей и родителей в осетинском городе Беслане. А перед этим были захваты заложников, взрывы жилых домов, в метро и на улицах российских городов. Мы помним и о людях, погибших в прошлом году во взорванных самолетах.
Террористические акты не только угрожают жизни людей. Они нацелены на разрушение межнациональным и межрелигиозных отношений, на общественную и политическую дестабилизацию. Перед серьезным вызовом оказалась уникальная цивилизация, образовавшаяся не только в России, но и в странах Закавказья и Средней Азии. Ее уникальность состоит в наличии высокого уровня взаимодействия и сотрудничества между христианской и исламской общинами в этих странах. Поэтому наши усилия должны быть направлены не только на повышение безопасности людей, но и на сохранение и развитие уникальных отношений, сложившихся между традиционными религиозными общинами в России и других странах СНГ.
Болью всей России до сих пор остается Чечня и вообще регион Северного Кавказа, где жизнь людей продолжает оставаться неспокойной. Ситуацию значительно осложняет плачевная социально-экономическая обстановка. И это — не только в Чечне, разрушенной войной, но и в других республиках Северного Кавказа. Ведь совершенно очевидно, что их социально-экономический уровень развития ниже, чем других регионов России. В результате некоторые жители Северного Кавказа поддаются призывам террористов, некоторые уезжают в центральные районы России, а остальные влачат нищенское существование. Миграция в северные и центральные районы страны в свою очередь порождает конфронтацию с местным русским населением. Я думаю, обо всем этом мы должны говорить открыто, тем более на таком гражданском форуме, как Всемирный Русский Народный Собор.
В такой обстановке, когда молодежь и зрелые люди не находят достаточных возможностей для строительства мирной жизни, они легко поддаются воздействию проповедников фундаментализма, обещающих райскую жизнь. Самое печальное, что в сложившейся ситуации мы ничего не предлагаем народам, попавшим в беду. Ни у общества, ни у государства нет ясного представления о том, как комплексно помочь преодолеть разруху на Северном Кавказе и как обеспечить единство исламских регионов с остальной Россией. И речь должна идти не только о бюджетных отчислениях. Наше общество нуждается в четких представлениях — может быть на уровне формул — о том, что нас делает единой страной. И это послание должно проводиться как на уровне государственной политики, так и на уровне общественных инициатив.
Думаю, что немаловажную роль в этом направлении может сыграть опыт межрелигиозного сотрудничества, который накопили в своем взаимодействии традиционные религии России. Ведь сегодня требуется распространение положительного образа основных конфессий среди граждан России. Представители исламской общины должны видеть в христианском большинстве доброжелателей и надежных соседей. И такое же представление должно быть у христиан в отношении ислама. Самым реальным полем для этой активной работы сегодня являются система образования и средства массовой информации. Государство и общество должны серьезно поддерживать добровольное религиозное просвещение народов России. От этого зависит, какие знания получат о своей религии русские, татары, чеченцы и другие. Часто именно религиозное невежество наших граждан делает их отзывчивыми на проповедь экстремизма. Уверен, что изучение основ своей религии помогло бы людям выработать противоядие к экстремистской деятельности.
Для того, чтобы мировоззренческий и нравственный потенциал традиционных религий России мог реально повлиять на нравственное состояние молодежи и всего общества важно использовать этот потенциал прежде всего в системе образования. Речь должна идти не о теплохладном религиеведении, сводящем сведения о разных религиях в один учебник, и развивающем у детей скептически-релятивистское отношение к религии. Такое религиоведческое преподавание, усиленно предлагаемое некоторыми представителями власти, полностью исключает достижение воспитательных целей. Более того, в случае реализации этих планов мы скорее всего получим в школах уроки, весьма напоминающие преподавание научного атеизма в советское время со всеми вытекающими из этого хорошо известными последствиями.
Кроме того, необходимо серьезно задуматься о символическом выражении идей, утверждающих единство народов России. И это может быть одна из задач для нас на межсоборный период. Например, сегодня, пожалуй, единственным сплачивающим национальным праздником является День Победы 9 мая. Он несет мощный патриотический заряд, позволяет нам особенно глубоко почувствовать себя одной нацией. Очень хорошо, что в этом году есть обширная программа празднования 60-летия Победы, и Церковь примет в ней самое активное участие. Но уже сегодня мы должны задуматься и о другом событии, которое произойдет впервые осенью этого года. Начиная с этого года, у нас появится еще один день победы, который связан с прекращением смуты и освобождением Отечества от интервентов в 1612 году. Осенью этот праздник как бы подхватит эстафету у 9 мая. Не случайно, что именно после трагедии в Беслане традиционные религии России выступили с инициативой учредить новый праздник национального единения 4 ноября. Он должен стать свидетельством победы не только над смутой 17 века, но и над смутой конца 20 века.
Хотел бы обратиться с предложением к нашему форуму. Да, мы имеем богатейшую историческую и идейную основу для празднования этого осеннего дня Победы. Но еще нет форм и традиций, которые бы позволяли нашим гражданам почувствовать и напитаться этими идеями. Может быть, наш Собор мог бы предложить обществу и государству идеи, связанные с празднованием дня примирения и согласия. При этом, мне кажется, было бы очень важно укреплять идейную связь между праздниками 9 мая и 4 ноября. Рассмотрение этих праздников в одной перспективе единения нации в борьбе с внешним врагом и внутренними нестроениями поможет собрать духовные силы народа для его дальнейшего поступательного движения.
Победа нашего народа в Великой Отечественной войне, победа антигитлеровской коалиции остановила попытку нацистов, опираясь на военную, экономическую и политическую силу, перекроить карту мира, обеспечив на долгие годы свое мировое господство. Неприятие нацисткой идеологии, нежелание нашего народа, как и многих народов мира, потерять свою независимость в условиях доминирования Третьего Рейха с его системой «ценностей» было основной причиной, подвигшей миллионы людей на жертвы во имя Победы. Вступая в празднование 60-летия Победы, мы молитвенно вспоминаем всех, кто жизнь свою положил в священной войне, ставшей Отечественной для исторической России.
Одним из основных уроков, которые надлежит вынести из Второй мировой войны, а также и из послевоенной истории, должно быть убеждение в том, что силой невозможно заставить народы подчиняться чужой воле, отказаться от своей самобытности и стать частью «иного мира». История свидетельствует: попытки построить монополярный мир, основанный на силе, оборачивается трагедией.
Именно поэтому в условиях углубляющейся мировой интеграции, когда разные цивилизационные модели входят во все большее соприкосновение и взаимодействие, так важно избежать соблазнов построения монополярного мира на основе одной цивилизационной модели, особенно опираясь при этом на экономическую или военную мощь.
Будущее устроение мира должно стать результатом усилий государств и народов, направленных на творческое согласование и гармонизацию присущих им ценностей. Совершенно очевидно, что время такого диалога настало. Русская Православная Церковь, осуществляя свои контакты с традиционными религиями и течениями светского гуманизма, активно включилась в этот диалог. Очень важной, я бы сказал, фундаментальной, представляется в данном контексте тема достоинства и прав человека. Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата уже инициировал соответствующую дискуссию с участием богословов, философов и правозащитников. По мнению участников этой многообещающей дискуссии, наш Собор мог бы внести существенный вклад в выработку того видения прав человека и достоинства человека, которое бы, учитывая аксиологию Православия и других традиционных религий России, могло бы положительным образом повлиять на формирование ценностных оснований жизни современного международного сообщества.
У нас уже был опыт с разработкой и принятием «Свода нравственных принципов и правил в хозяйствовании». Полагаю, что опробованная процедура может быть использована и для подготовки этого нового фундаментального документа. Что же касается «Свода нравственных принципов и правил в хозяйствовании», то хотел бы с удовлетворением проинформировать Собор, что данный документ был единогласно принят Межрелигиозным советом России, а также одобрен Консультативным советом глав протестантских церквей России и представителем Святого Престола в России. Можно сказать, что Свод принят всем религиозным сообществом России, что делает возможным его широкое применение в хозяйственной практике россиян.
Итак, перед нашим Собором стоят очень серьезные задачи. Верим, что, совершая свое поприще под омофором Святейшего Патриарха, мы с помощью Божией, по молитвам всех святых в земле Российской просиявших, сделаем то, что должны сделать на этом ответственном этапе российской истории.
Спасибо за внимание.