Протоиерей Николай Данилевич: История с «томосом» не принесла ничего доброго
3 апреля 2019 года Синод Украинской Православной Церкви опубликовал Заявление о ситуации в украинском и мировом Православии. В нем Синод обратился к трем сторонам: к мировой общественности, в том числе к Поместным Церквам; к государственным властям Украины; к представителям «ПЦУ». Также Синод призвал верующих не оставлять молитвы о мире в Украине и единстве мирового Православия.
О значении и смысле Заявления заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви протоиерей Николай Данилевич рассказал в интервью журналу «Фома в Украине».
— Священный Синод УПЦ выступил с довольно обстоятельным обращением по поводу религиозного конфликта в Украине, а также об угрозе для всеправославного единства. Ситуация определилась уже несколько месяцев назад. В позиции нашего Священноначалия появилось что-то новое? Почему Синод озвучил свое Заявление именно сейчас?
— Прошел почти год с начала инициативы с «томосом», и уже можно сделать определенные выводы. В своем Заявлении Синод и подвел итоги всей этой истории. Как видно, итоги плачевны: Поместные Церкви не признают «ПЦУ» и, похоже, признавать не собираются; Поместные Церкви говорят о необходимости перерукоположения раскольников и возвращения их в УПЦ, откуда они и вышли; нынешней власти «томос» тоже не принес пользы, что видно из результатов первого тура выборов; конфликты между людьми в регионах из-за «томоса» только усилились. Так что вся эта история не принесла ничего доброго. И Священный Синод это констатирует.
— Члены Синода снова пытаются достучаться до представителей Константинопольского Патриархата. Услышит ли эти слова Фанар? Способен ли он вообще слышать мнение православных украинцев?
— Одним из печальных итогов истории с «томосом» стало падение авторитета Константинопольского Патриархата и лично Патриарха Варфоломея в православном мире. И чем упорнее Константинополь будет настаивать на своем ошибочном решении и оттягивать исцеление украинского раскола, ситуацию с которым он только ухудшил своими действиями, тем хуже будет для всего православного мира и самого Константинопольского Патриархата.
Любая проблема заставляет Церковь напряженно искать решение. И в дискуссии, которая ведется последнее время в православном мире по украинскому церковному вопросу, уже почти выработана теоретическая база для исцеления раскола в Украине. О необходимости перерукоположения раскольников и объединения с УПЦ говорят представители Поместных Церквей. Одним из последних ярких текстов на эту тему стало второе письмо Предстоятеля Албанской Церкви Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия Патриарху Варфоломею. Частично это понимание начинает приходить даже к некоторым украинским экспертам, которые являются явными симпатиками «ПЦУ», но при этом сохраняют чувство здравого смысла, а поэтому и мужественно признают даже то, что им, наверное, неприятно слышать. В качестве примера можно привести последний материал Екатерины Щёткиной в «Деловой столице» («Повторное рукоположение? К чему может привести конфликт поколений в ПЦУ». — Ред.), где автор прямо говорит, что с раскольническими хиротониями надо что-то делать, ведь Поместные Церкви этого не признают.
Таким образом, осталось только найти волю и желание, а также принять решение это сделать. Думаю, даже если этого не случится в ближайшее время, нужно просто ждать исторического момента, когда это можно будет осуществить.
— Один из пунктов Заявления адресован напрямую к украинской власти. Связано ли это с тем периодом политической турбулентности, через который проходит сейчас Украина, и какими-то надеждами на перемены в религиозной жизни страны?
— Действительно, в Заявлении Синода есть часть, адресатом которой являются государственные власти. Как я уже сказал, Синод подводит итог всему, что произошло, и указывает, что путь, которым пошла власть, является ошибочным. Церковь, безусловно, переживает за будущее Украины, за единство нашего народа и даже страдает от тех сил, которые пытаются сознательно или неосознанно разорвать страну.
Служение Церкви — нести свет Истины, называть вещи своими именами. А значит — и говорить правду власть имущим (вспомним истории ветхозаветных пророков, которые страдали за правду). В Псалтири есть такие слова: «Глаголах о свидениях Твоих пред цари и не стыдяхся» («Буду говорить об откровениях Твоих пред царями и не постыжусь», Пс. 118:46).
И в этом Заявлении наша Церковь открыто говорит представителям нынешней власти о том, что ее религиозная политика ошибочна и что, независимо от того, останется после выборов нынешняя власть или придет новая, важно, чтобы руководители страны сделали выводы и изменили свое отношение к Церкви.
Таким образом, Заявление Синода не следует воспринимать как сделанное под выборы и под определенного кандидата. Из текста Заявления достаточно четко видно, что в нем выражен общий принцип отношений между Церковью и государством, каким его видит Священный Синод.
— Документ содержит конкретный призыв, адресованный представителям «ПЦУ». Можно ли назвать это шагом к диалогу?
— Это больше призыв опомниться. Перед тем, как начинать говорить или вести диалог, надо остановить насилие. Ведь чем больше представители «ПЦУ» сегодня натворят бед, тем длиннее будет наш путь к единству.
Эта часть Заявления говорит о том, что мы не воспринимаем «ПЦУ» как самостоятельную структуру. Это — люди, которые отошли от нас, в прошлом — часть нашей Церкви. Ведь и Филарет, и Макарий, и многие другие (все, кроме тех, кто родились и выросли в расколе) были раньше в нашей Церкви. И потому мы обращаемся к ним с призывом опомниться и вернуться, перестать плевать в Матерь-Церковь, из которой они вышли. А также призываем их вспомнить, что они христиане.
Наша Церковь не держит на представителей «ПЦУ» зла. Хочется вспомнить покаянное (или полупокаянное) письмо Филарета, направленное Архиерейскому Собору РПЦ в конце 2017 года. Даже когда был лишь проблеск его покаяния, я помню, с какой симпатией отнеслись к этой новости духовенство и верующие нашей Церкви! Да, было удивление, настороженность, даже как-то не верилось, что это возможно… но и было огромное чувство симпатии и готовности идти навстречу. Неужели человек все же покается за то, что он создал раскол (ведь Филарет был осужден не за то, что стремился к автокефалии, а за то, что сделал раскол в Церкви)? Если человек признаёт свои ошибки, это достойно уважения.
Сколько бы представители «ПЦУ» не сделали нам зла, мы готовы простить. Потому что мы христиане, и Господь заповедал нам прощать. И мы готовы принять их обратно и вместе жить в одной Церкви, служить и созидать Церковь как Тело Христово (ср. Еф. 4:12).