Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний: если Константинопольский Патриарх – Вселенский не только по титулу, почему его не выбирает вся Вселенская Церковь?
Актуальный комментарий управляющего делами Украинской Православной Церкви митрополита Бориспольского и Броварского Антония опубликовал со ссылкой на страницу владыки в сети «Фейсбук» Информационно-просветительский отдел УПЦ.
Прежде всего, о понимании титула «Вселенский Патриарх». Можно много рассуждать об историческом происхождении этого титула, о том, как его понимали в V или XI веках. Но нам важнее то, что ныне Константинопольский Патриарх, судя по его действиям, понимает этот титул слишком буквально – как претензию на власть во Вселенской Церкви. Именно в этом качестве Патриарх Варфоломей позволяет себе вмешиваться в дела других Поместных Церквей.
Наша многомиллионная паства и мы, архиереи Украинской Православной Церкви, вправе спросить: какое же основание имеют эти претензии?
В 2014 году епископат нашей Церкви на Архиерейском Соборе избрал нашего Предстоятеля – Блаженнейшего Митрополита Онуфрия. Именно поэтому он для наших архиереев, духовенства и мирян – Господин и Отец. Это просто и очевидно.
Тогда вполне закономерно поинтересоваться, почему Патриарх, избранный несколькими архиереями другой Церкви на территории Турции (правительство которой, к слову, называет его не иначе как «стамбульский фанарский греческий Патриарх»), должен быть нашим Господином и Отцом?
Если «Вселенский Патриарх» – это нечто большее, чем один из пышных титулов давно ушедшей византийской эпохи, то почему этого самого Патриарха не избирает вся Вселенская Церковь? Папа Римский, который также претендует на вселенскую власть в рамках своей конфессии, тем не менее, избирается конклавом кардиналов, представляющих всю Римско-Католическую Церковь. Но избирали ли Патриарха Варфоломея те Церкви, в дела коих он активно вмешивается?
Разумеется, можно сколько угодно манипулировать древними документами, вырывать из контекста каноны и притягивать за уши прецеденты ушедших эпох. Но факт остается фактом: Украинская Православная Церковь – это не фикция, а люди. Миллионы людей, которые привыкли к гонениям, которых трудно испугать заморскими угрозами, которые продолжают хранить верность своему Священноначалию без оглядки на тех, кто любит «председания… и приветствия» (Лк. 11.43) и претендует на то, на что не имеет права. И с мнением церковного народа придется считаться.