Профессор Х. Иконому: «Епифаний не имеет канонического рукоположения, а совершаемые им «таинства» недействительны»
Профессор Христос Иконому, заведующий кафедры богословия Университета Никосии и бывший декан богословского факультета Фессалоникийского университета, был приглашен на телепередачу «На первой полосе», где он дал интервью журналисту Андреасу Димитропулосу. В этом эксклюзивном интервью г-н Иконому рассказал, что он думает по поводу решения Священного Синода Кипрской Церкви о признании «ПЦУ», и подкрепил свои высказывания серьёзной научной и богословской аргументацией.
Профессор Христос Иконому отметил, что решение последнего Синода Кипрской Церкви противоречит его предыдущим единогласным решениям по украинскому вопросу.
Г-н профессор подчеркнул, что в синодальном решении от 18 февраля 2019 года были заданы конкретные вопросы, которые не были решены до сих пор; они по-прежнему остаются без ответа и после заседания Священного Синода в ноябре 2020 года.
На вопрос г-на Димитропулоса, является ли решение о поминовении Епифания обязательным для всех архиереев, профессор Иконому ответил отрицательно. По его мнению, другие епископы не должны приступать к поминовению предстоятеля «ПЦУ», поскольку здесь мы имеем дело с вопросами «догматического и вероучительного характера, неразрывно связанными с ключевыми понятиями Православия и жизнью нашей Церкви и имеющими экклезиологический, христологический и сотериологический характер». Он привел в качестве примера четыре «волчьих» собора (Иерийский, Ефесский, Константинопольский (1344) и Ферраро-Флорентийский), когда ошибочные решения большинства были упразднены меньшинством несогласных, но «стоящих в истине» (св. Феодор Студит, св. Флавиан, св. Григорий Палама, св. Марк Ефесский).
Затем профессор подчеркнул, что вчерашний Синод «оказал заказную услугу: поддержать антиканонические и противоречащие уставу действия архиепископа». А ведь ещё накануне, на заседании, состоявшемся в понедельник 23.11.2020, некоторые епископы высказали иное мнение и в присутствии других членов Синода открыто сказали, что их архиерейская совесть не позволяет им голосовать за признание украинской «автокефалии».
Наконец, уважаемый профессор прокомментировал позицию митрополита Пафосского о том, что это «всего лишь» поминовение, и подчеркнул, что «поминовение во время Божественной литургии обусловлено самой сущностью нашей веры, православной экклезиологией и сотериологией, и мы не можем игнорировать этот важный факт».
Без сомнения, в данном случае Священный Синод Кипрской Церкви под председательством Архиепископа Хризостома рассматривает вопрос догматического характера, поскольку этот вопрос имеет непосредственное отношение к священству и архиерейскому достоинству Епифания, а также к «действительности его рукоположения и таинств, совершаемых под его руководством». Поскольку его рукоположение считается недействительным, то и все таинства, совершаемыми им, не имеют благодати.
Те, кто участвует в недействительных таинствах, не получают прощения и оставления грехов и жизни вечной. Следовательно, взгляды Архиепископа Хризостома и митрополита Пафосского не могут быть приняты во внимание как не соответствующие экклезиологии, христологии и сотериологии Православной Церкви.
Об этом совершенно ясно говорится в синодальном решении, единогласно принятом на Кипре в феврале 2019 года: «Священный Синод Кипрской Церкви собрался сегодня, в понедельник, 18 февраля 2019 года, на внеочередное заседание под председательством Его Блаженства Архиепископа Кипрского Хризостома и подробно обсудил вопрос автокефалии Украинской Церкви, который получил такое развитие, что затрагивает единство всей Православной Церкви».
Вопрос, который касается единства всей Православной Церкви, как в данном случае, конечно, имеет догматический характер. Об этом Священный Синод Кипрской Церкви под председательством Архиепископа Хризостом прямо и недвусмысленно заявил в 2019 году: «Даже в том случае, если удастся достичь единства под началом нового Руководства (т. е. Епифания), Вселенский Патриархат всё равно должен будет найти способ успокоить совесть верующих и уверить их в действительности рукоположения и таинств, совершаемых этим Руководством».
Совершенно очевидно, что вышеизложенная позиция, а именно непризнание у Епифания канонического рукоположения, полностью совпадает с позицией других десяти Автокефальных Церквей.
Перевод публикации сайта Orthopraxia.gr