Print This Post

Ниже приводится перевод на русский язык выводов, к которым приходит митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор (Кипрская Православная Церковь) в своем труде, посвященном украинскому церковному вопросу.

Подводя изложенные до сего момента церковные, богословские, канонические и исторические сведения по украинскому вопросу, в качестве вывода отметим следующее:

1. Отмена действия патриаршей грамоты 1686 года и присвоение Вселенским Константинопольским Патриархатом права юрисдикции над церковной территорией Украины является актом односторонним, самовольным и антиканоническим и, следовательно, не имеющим силы. Церковное сознание как Вселенского Патриархата, так и Русской Церкви, а равно и всеправославное вселенское сознание (т.е. все Поместные автокефальные Православные Церкви) без колебаний и сомнений соглашалось с тем, что последние 332 года подряд (1686-2018) Православная Церковь Украины находилась в церковной юрисдикции Православного Московского Патриархата и составляла его каноническую территорию. Этот опыт всех Православных Церквей постоянно, без каких-либо возражений или оговорок свидетельствовался за всеправославными сослужениями и во время совещаний, в течение мирных визитов, на международных конференциях и во многих других случаях.

2. Предоставление раскольническим группировкам Украины лжеавтокефалии без предварительного уведомления и согласия прочих автокефальных Православных Церквей и даже самой Церкви Матери, каковой в данном случае выступает Русская Церковь, является деянием полностью противоречащим многовековому каноническому преданию и устойчивой церковной практике, и потому с точки зрения священных канонов оно не может быть оправдано.

3. Принятие изверженных из сана и анафематствованных лиц без их предварительного искреннего и глубокого покаяния с одной стороны, на основании антиканонического утверждения, что Вселенский Константинопольский Патриархат искони имел и продолжает иметь привилегию принимать и рассматривать апелляции клириков не только из Церквей его собственной юрисдикции, но и из других Православных Патриархатов и автокефальных Церквей, с другой, находится в полном противоречии со священными канонами, которые эти действия грубо нарушают. А потому и предоставление автокефального статуса Украине не может иметь действительных канонических последствий, которые не должны приниматься Поместными автокефальными Православными Церквами.

4. Антиканоническое предоставление лжеавтокефалии раскольническим структурам Украины никоим образом не вернуло украинский народ в каноническое русло, как это утверждает Вселенский Патриарх, поскольку огромное большинство православного украинского народа продолжает сохранять верность канонической Церкви во главе с Митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием. Действия же Вселенского Патриарха Варфоломея, напротив, имели результатом катастрофическое разделение Украинской Церкви и болезненный раскол ее христоименитой полноты. Как следствие этого губительная схизма угрожает всему Телу вселенского, мирового Православия.

5. Одностороннее, самовольное и антиканоническое решение Вселенского Патриарха предоставить статус автокефальной Церкви раскольническим структурам Украины, помимо того, что порождает серьезную церковную проблему и грозит всеправославному единству ненавистной схизмой, в то же время непоправимо колеблет всеправославный авторитет Вселенского Патриархата как координационного центра православных Патриархатов и автокефальных Церквей.

6. Разрыв евхаристического общения между двумя Церквами в том случае, когда бывает вызван догматическими причинами или нарушением божественных и священных канонов, не только дозволителен, но и предписывается как самими священными канонами, так и вековой церковной практикой. Следовательно, применяя священные каноны (10-й и 15-й свв. Апостолов, 5-й I-го Вселенского собора, равно, как и 2-й Антиохийского собора), православный Московский Патриархат поступил правильно, прервав евхаристическое общение со Вселенским Патриархатом в надежде, конечно, что причины, приведшие к невозможности совместного причащения, скоро будут устранены, а отношения между двумя Церквами снова будут восстановлены «в вере и любви», естественным следствием чего стало бы и восстановление между ними евхаристического общения.

7. На фоне всех этих событий вокруг украинского вопроса всплыла еще одна новая неканоническая претензия на то, что для мирового Православия Архиепископ Константинопольский и Вселенский Патриарх не «первый среди равных», а «первый без равных». Этим фактом «первенство служения» заменяется на «первенство власти», что приводит к нарушению принципа соборности, испокон веков действующего в Православной Церкви.

8. В разгар этого весьма опасного и неоправданного кризиса, возникшего в лоне Православной Церкви по причине украинского вопроса, появился также и новый догмат о том, что Вселенский Константинопольский Патриарх – глава Православно-Кафолической Церкви. Перетолковывая 34-й канон святых Апостолов, ближайшие сотрудники Вселенского Престола утверждают, что Вселенский Патриарх должен считаться первым и главой остальных Предстоятелей. То есть все Патриархи, Предстоятели и все епископы вообще должны признавать Вселенского Константинопольского Патриарха в качестве главы Вселенской Православной Церкви. Однако эта новоявленная теория не выдерживает критики ни с исторической, ни с канонической, ни с догматической, ни с экклесиологической точек зрения, потому что у Православно-Кафолической Церкви нет иного Главы, кроме Господа нашего Иисуса Христа. Единственным, вечным Начальником и бессмертным Главой Церкви является ее Устроитель, Спаситель и Искупитель Христос.

8. Нет никаких сомнений, и нельзя выдвинуть никаких возражений насчет того, что на Украине принцип соборности, который является основополагающим в управлении Православной Церковью, уступил место принципу самовольной и деспотичной власти одного – Вселенского Патриарха Варфоломея, который по иронии исторических событий всего лишь четыре года назад созвал, возглавил и координировал работы Святого и Великого собора на Крите (18-25 июня 2016 года). А этот собор в своем послании провозгласил, что: «Православная Церковь выражает своё единство и кафоличность соборным путем. Соборность пронизывает ее организацию, способ, каким принимаются решения и определяется ее путь».

9. Наконец, и мы сами отметим, что «на основании исторической правды и канонического предания во избежание окончательного раскола грекоязычные Церкви должны поддержать исторические и вытекающие из священных канонов права Русской Церкви и ни явно, ни молчанием не поддерживать антиканоническое вторжение Константинополя в чужую юрисдикцию. Если из-за любви к своему народу и патриотизма они поступят противоположным образом, поддержав Патриарха-грека, то впадут в ересь этнофилетизма, которую сам же Константинополь и осудил в 1872 году».