Раскол ценой обмана: в завершение дискуссии о неканонических «чекалинских хиротониях» так называемой «Православной церкви Украины»
25 августа сего года украинский сайт Cerkvarium, который, как правило, публикует критические выпады, а иногда манипулятивные или клеветнические материалы против канонического Православия и канонической Украинской Православной Церкви, в очередной раз предпринял попытку доказать якобы каноничность «хиротоний» части нынешней иерархии так называемой «Православной церкви Украины», у истоков которой стоял печально известный авантюрист и самозванец Виктор (Викентий) Чекалин. В статье утверждалось, будто в этих хиротониях принял участие блаженной памяти канонический архиепископ Варлаам (Ильющенко), в доказательство чего была опубликована «Грамота хиротонии» с подписью якобы самого Варлаама.
Статья была моментально переведена на греческий язык и републикована на сайтах, поддерживающих позицию Константинопольского Патриархата по данному вопросу. Среди прочего – и на fanarion.blogspot.com, который, как говорят, содержится на средства Константинопольской Патриархии и служит неофициальным рупором её позиции. Можно предположить, что эти публикации готовились, дабы повлиять на Священный Синод Элладской Церкви, заседание которого началось на следующий день после выхода статьи. Как мы помним, в те дни несколько украинских и греческих ресурсов уверяли, будто до признания «ПЦУ» Элладской Церковью осталось 24 часа – но этого не произошло.
Уже по окончании заседания Синода, 30 августа, протоиерей Николай Данилевич опубликовал опровержение под названием «О каноничности хиротоний УАПЦ: От Киника до Чекалина». На эту статью сторонниками «ПЦУ» было дано два ответа. Первый – от того же Cerkvarium. Второй, из грекоязычной блогосферы – от архимандрита Романа Анастасиадиса, который, как видно, работает в тесной координации с редакцией Cerkvarium. Обе эти публикации не были убедительными. Оппоненты предпочли не отвечать по сути дискуссии, а попытаться забросать протоиерея Николая Данилевича обвинениями и фактами, не имеющими отношения к проблеме хиротоний украинского раскола.
По сути, сомнительная «Грамота хиротонии» с криво изображённой подписью архиепископа Варлаама без указания титула – это всё, что могут предъявить защитники «чекалинских хиротоний». Но существует целый ряд документов за подписью самого Иоанна Боднарчука, подтверждающих обратное:
- «иерархия» УАПЦ была основана в 1990 г. двумя лицами без епископского сана, а именно: Иоанн Боднарчук был извержен из сана в 1989 г., а бывший дьякон Викентий Чекалин никогда не имел епископского сана;
- архиепископ Варлаам (Ильющенко) не принимал и не мог принять участия в поставлении «иерархии» УАПЦ;
- Иоанн Боднарчук сознавал неканоничность созданной им «иерархии» и знал, что Чекалин не имеет епископского сана. По этой причине он подделал подпись архиепископа Варлаама (Ильющенко) в «грамоте хиротонии» своего брата, Василия Боднарчука от 31 марта 1990 г.
Даже поверхностный поиск в архивах показывает, что точный состав участников чекалинских «хиротоний» во Львовской области в марте-апреле 1990 года зафиксирован документально. Среди документов, хранящихся в Московской Патриархии, есть, например, следующие.
Покаянное письмо Иоанна Боднарчука на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 15 января 1993 г.,
в котором он перечисляет всех участников неканонических действий и просит себя «восстановить в архиерейском достоинстве». В письме прямо сказано, что в первой «хиротонии» – Василия Боднарчука, брата Иоанна – «принимали участие: я, бывший епископ Житомирский Иоанн, и, как он представился, епископ Яснополянский Викентий». Перечислены семь поставленных Боднарчуком и Чекалиным «епископов» (среди них, например, ныне здравствующий Андрей Абрамчук, один из старейших «епископов» ПЦУ). Никаких упоминаний об архиепископе Варлааме нет. Документ имеет подпись Иоанна, его пространную приписку от руки и резолюцию Святейшего Патриарха Алексия II, согласно которой обсуждение вопроса было передано на заседание Священного Синода.
В своей публикации протоиерей Николай Данилевич справедливо отмечал, что Иоанн Боднарчук пошёл в раскол и создал УАПЦ по личным причинам – главным образом, из-за конфликта с тогда еще каноничным митрополитом Киевским Филаретом (Денисенком). Вызывают искреннее сострадание его последние слова, приписанные от руки: «Я очень прошу Вас, Ваше Святейшество, милостиво прошу ускорить мое дело. Мне это очень нужно. Больше выдержать не смогу. Не так больше, как дольше. Иоанн». Такие страдания может испытывать только тот человек, который раньше жил в Церкви, чувствовал благодать, и лишился ее.
В 1992-1993 г. Иоанном Боднарчуком было написано не меньше десятка подобных покаянных писем и прошений на имя Патриарха Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви. В них он прямо признаёт отсутствие на себе епископской благодати после извержения из сана, неканоничность «иерархии» созданной им и Викентием Чекалиным УАПЦ – и слёзно просит принять его в Церковь. В частности,
в более раннем прошении от 8 апреля 1992 г. на имя Святейшего Патриарха Алексия II
он
- именует себя «бывшим епископом Житомирским Иоанном» и признаёт, что находится вне Церкви: «Уже два с половиной года, как я вышел <из> лона Церкви и нахожусь за оградой церковной, и об этом очень скорблю, скорблю»;
- высоко оценивает присоединение к канонической Церкви пяти лжеепископов украинского раскола («вы сделали для Украинской Церкви и украинского народа великую и добрую услугу») и сожалеет, что не смог оказаться в их числе;
- выражает готовность заявить о неканоничности «иерархии» УАПЦ публично: «Относительно неканоничности иерархии УАПЦ я подготовлю и всё скажу на интервью корреспонденту любой газеты в любое время, когда Вы меня пригласите по этому поводу до Москвы»;
- жалуется на шантаж и угрозы со стороны бывших соратников, узнавших о его намерении вернуться в каноническую Церковь: «Меня сейчас преследуют и шантажируют, угрожая по телефону. Кто-то из Патриархии рассказал, что я был в Москве и пытался с Вами встретиться»;
- признаёт, что «автокефалию церковную, каноничную возможно получить только просьбой, а не ультиматумом или революционным путём, который мы избрали», а также, что предоставлению автокефалии должно предшествовать восстановление единства Украинской Православной Церкви;
- обещает «прекратить неканоническое автокефальное движение» и руководствоваться впредь «только советами» Святейшего Патриарха.
К сожалению, покаяние Иоанна Боднарчука Русская Православная Церковь принять не успела. Священный Синод счёл, что решение вопроса о возможности восстановления в сане канонически изверженного епископа превышает его полномочия, и передал рассмотрение дела на предстоящий Архиерейский Собор. Однако в том же 1993 году Боднарчук отказался от своих намерений и присоединился к неканоническому «Киевскому патриархату» Филарета Денисенко, а в 1994 г. погиб в автокатастрофе при весьма загадочных обстоятельствах. Его окружение неоднократно намекало на то, что дорожное происшествие было подстроено и смерть Иоанна имела насильственный характер. И в этом нет ничего удивительного. Странных смертей было немало среди деятелей украинского раскола…
Из собственных писем бывшего епископа Иоанна видно, что человеком он был весьма противоречивым, не чуждым авантюризма и, в конечном счёте, – глубоко несчастным, как в своей жизни, так и в смерти. Яркое свидетельство тому – любопытнейший и малоизвестный документ, протокол опроса Иоанна (Боднарчука) после его обращения с покаянием в Русскую Православную Церковь. Каждая его страница заверена подписью испытуемого. На страницах 13-14-15 этого протокола
Иоанн Боднарчук подробно рассказывает о том, как он и его сторонники сфальсифицировали ту самую «Грамоту хиротонии», которая и была сейчас опубликована сайтом Cerkvarium.org. Излагаемые детали, особенности речи и многократно повторенная подпись Иоанна не оставляют никаких сомнений в подлинности документа.
По словам Иоанна (Боднарчука), он по поручению Мстислава Скрыпника, будущего «патриарха Киевского и всея Украины», искал епископа для поставления иерархии новой «автокефальной церкви». В феврале 1990 г. епископ Почаевский Иаков (Панчук), который позднее ушёл в раскол вместе с Филаретом Денисенко, обещал ему принять участие в «хиротонии», но затем уклонился. Иоанн был вынужден поставить «иерархию» УАПЦ вдвоём с Викентием Чекалиным, рассчитывая позднее «дополнить эту хиротонию с каноническим епископатом РПЦ». Иаков Панчук «несколько раз обещал» Иоанну «выполнить дополнение к хиротонии» (т.е. перерукоположить заново кандидатов либо формально поставить свою подпись post factum), но не сделал этого. В грамоте так и осталась пустая строчка.
В конце мая 1990 г., вскоре после поставления «иерархии» УАПЦ, Мстислав Скрыпник получил от Русской Зарубежной Церкви сведения, подтверждающие, что Викентий Чекалин – «аферист, и не имеет законной епископской хиротонии». Он сообщил об этом Иоанну Боднарчуку, и тот оказался в тупике: «иерархия» УАПЦ уже была довольно многочисленной, начались «рукоположения» духовенства… Выход из положения был найден оригинальный: Боднарчук втайне и «единолично» совершил над Чекалиным «обряд хиротесии» (?!), а Скрыпнику и другим на основании этого сказал, что сам «принимал участие в хиротонии Викентия Чекалина».
Но этого показалось недостаточно, и Иоанн Боднарчук с ведома других участников чекалинских «хиротоний» подделал подпись канонического архиепископа Варлаама (Ильющенко), почившего 17 сентября 1990 г. Как признаётся Иоанн Боднарчук, подпись он «срисовал» с поздравительных писем архиепископа Варлаама:
Мы подготовили “грамоту”, но одну строку оставили пустой, т.к. мог приехать не Яков (Панчук). Когда мы приехали в д. Михайловичи, то долго ждали, а когда стало очевидно, что его (Якова Панчука) не будет, принял решение делать это <«рукоположение» Василия Боднарчука> только с Викентием Чекалиным. Поскольку я собирался дополнить эту “хиротонию” с каноническим епископом РПЦ, то “грамота хиротонии” оставалась с одной незаполненной строкой. Потом он (Яков Панчук) несколько раз обещал мне выполнить со мной дополнение к “хиротонии”, но так и не сделал этого… Ближе к осени 1990 г. мне стало понятно, что склонить знакомых мне архиереев РПЦ к участию в “хиротониях” не получается, а “патриарх” Мстислав требовал полного отчета о первой “хиротонии”. А в сентябре 1990 г. узнал о смерти архиепископа Варлаама (Ильющенко). Он идеально подходил, т.к. был архиепископом Волынским и Ровенским, а я имел много праздничных поздравлений от него (с личной подписью). Поэтому внес его имя в “грамоту о хиротонии” и сообщил это “патриарху” Мстиславу и еще некоторым “архиереям” УАПЦ. Мы собрались (кто был на первой “хиротонии”) и приняли такое решение».
Приведённые документы подтверждают ложность и второго свидетельства, опубликованного «Церквариумом». Это документ за подписью некоего Игоря Сас-Жураковского о якобы участии Варлаама (Ильющенко) в «хиротонии» Василия Боднарчука, заверенное Боднарчуками и отцом свидетеля.
По меньшей мере двое из четырёх подписантов документа – Иоанн и Василий Боднарчуки — знали о подделке подписи на «грамоте» Василия и были заинтересованы в сокрытии правды. Старший и младший Сас-Жураковские, отец и сын, принадлежали к УАПЦ и не могут считаться объективными свидетелями. Видеозапись «хиротонии», упомянутая ими, действительно существовала. Но если она когда-нибудь обнаружится, мы увидим на ней всё тех же братьев Боднарчуков и Викентия Чекалина, а не приснопамятного архиепископа Варлаама (Ильющенко). Владыка Варлаам, вопреки клевете, остался верным канонической Украинской Православной Церкви.
Мне кажется, что в данной ситуации у журналистов сайтов cerkvarium.org и fanarion.blogspot.com остаётся лишь один способ сохранить лицо. Они должны публично признать опубликованную ими «Грамоту о хиротонии» фальшивой, а «свидетельство очевидцев» — ложным. И принести извинения православной общественности за невольную дезинформацию. Ибо отсутствие даже формальных, внешних признаков апостольского преемства у по крайней мере части «епископата» так называемой «Православной церкви Украины» остается непреложным фактом. «Епископы» бывшей «Украинской автокефальной православной церкви», вошедшей в состав «ПЦУ» произошли от бывшего архиерея, законно лишенного священного сана и письменно признававшего, что он «вышел из лона Церкви» и находится «за оградой церковной», при содействии привлеченного, вероятно, за определенную мзду бывшего диакона, мошенника и афериста, совратителя несовершеннолетних мальчиков, выдававшего себя, в зависимости от обстоятельств, то за «епископа истинно-православной церкви», то за «католического архиерея», то за «тайного англиканского епископа», то за психиатра, окончившего «школу КГБ».
И с этими «епископами» архиереям Святых Божиих Церквей теперь предлагается «сослужить» как с братьями. После этого будет ли кто-то еще задавать вопросы, почему Священный Синод Русской Православной Церкви признал невозможным продолжать сослужение с теми, кто росчерком пера принял в «каноническое общение» таких «иерархов»?
Протоиерей Ростислав Ярема