Протопресвитер Иоанн Диотис: Призываю Священные Синоды Поместных Церквей не признавать эту скандальную автокефалию
Протопресвитер Иоанн Диотис в феврале 2019 года направил Священным Синодам Поместных Православных Церквей посвященное украинскому церковному вопросу письмо, текст которого мы приводим ниже.
Автор письма известен как инициатор проекта переиздания серии Греческой патрологии аббата Жана-Поля Миня в 168 томах, впервые изданной в 1855-1866 годах. Несколько комплектов этой серии отец Иоанн еще в 1990-х годах безвозмездно передал в дар учебным заведениям Русской Православной Церкви.
Как «знаменосец греческой православной традиции» протопресвитер Иоанн Диотис удостоен высшей награды Элладской Православной Церкви ‒ ордена святого апостола Павла. Он награжден также орденом Русской Православной Церкви святителя Макария, митрополита Московского (III степени).
«Патриархатам и всем прочим Автокефальным Церквам
Я направил Всесвятейшему Вселенскому Патриарху Варфоломею, переслав копию в Московский Патриархат, следующее мое письмо от 3 января 2019 года:
«Душа Моя теперь возмутилась» (Ин. 12:27) ввиду волнения по поводу раскола в всем Православии.
«Ваше Всесвятейшество, острейшая и крайне опасная проблема Украины – не церковная автокефалия, а церковный раскол. В настоящих условиях автокефалия ещё более усугубит раскол и породит иные множественные проблемы. Я предвижу, что, кроме Московского Патриархата, к разрыву со Вселенским Патриархатом придут и другие автокефальные Церкви. Вековой церковный статус Киева не может быть изменён односторонне, но только с согласия заинтересованных сторон.
Ваше Всесвятейшество, у духовенства и народа Божия Элладской Церкви заметно большее неудовольствие и серьезное беспокойство. А для Греции на то имеется и особая причина. Будет совершено преступление против нации, если этот вопрос вызовет расстройство в отношениях между Грецией и Россией. Греция опирается на Россию, да и [Вселенский] Патриархат нуждается в России, потому что пребывает в пленении.
Ваше Всесвятейшество, Вселенский Патриархат имеет [в своей юрисдикции] почти весь мир. К чему такое упорство в отношении Украины? И даже если неотъемлемым правом счесть включение Церкви на Украине в состав Вселенского Патриархата, в настоящей взрывоопасной ситуации уместны слова Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает» (1 Кор. 10: 23).
Ваше Всесвятейшество, сегодня Православие и христианство вообще претерпевает нападки со всех сторон. Требуется всеобщее единство.
Ваше Всесвятейшество, не ставьте окончательно точку в вопросе данной автокефалии. Послушайте голоса священника. Бог говорил и устами ослицы (Числ. 22: 28)».
Как известно, Томос об автокефалии в итоге был вручен раскольнической стороне по неприемлемой и подлежащей осуждению инициативе светской власти.
Для предотвращения всеобщего раскола в Православии я обращаюсь с искренним призывом к Священным Синодам Поместных Церквей, чтобы никакая Церковь не признавала эту скандальную автокефалию за раскольниками Украины, в отношении наличия священства у которых у нас нет уверенности.
Если Церкви разделятся, тогда раскол станет свершившимся фактом. Ужас! Ужас! Ужас! Горе! Горе! Горе!
Я очень почитаю честный Вселенский Патриархат и признаю его каноническое место. Однако после Бога величайшей поддержкой всего Православия является Русская Православная Церковь. Вселенский Патриархат пребывает в пленении.
Киев для всей России – то же самое, что Константинополь для всего эллинизма. По какой действительной и полезной причине понадобилось отрывать каноническую Киевскую Церковь от Московского Патриархата? Нет таких причин. И исторически, и по естеству своему Киевская Церковь принадлежит Москве.
Когда ни одна Церковь не признает Киевское церковно-раскольническое образование, тогда эта автокефалия упразднится сама собой и далее будут приложены все усилия со стороны тех, кто сможет, в направлении урегулирования болезненного местного Киевского церковного раскола».