19 января 2013 года гостем программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24», которую ведет председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион, стал руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко.

Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Здравствуйте, Геннадий Григорьевич!

Г. Онищенко: Здравствуйте, Владыка. Сегодня я хотел бы поговорить о традиции крещенских купаний. Мне кажется, эта традиция, издавна существовавшая на Руси, может способствовать не только сохранению здоровья, но и его приумножению. Тем более, что это именно добрая человеческая традиция, а вовсе не какое-то “объединение христианства и язычества” — купание в проруби в крещенские морозы. Сегодня все больше и больше наших соотечественников следуют этой традиции. Но жаль, что при этом они уделяют мало внимания постоянному поддержанию здорового образа жизни. Что считает по этому поводу Русская Православная Церковь?

Митрополит Иларион: Прежде всего, хочу сказать, что купание в проруби не является обязательным атрибутом празднования Крещения Господня. Это не церковное правило, а добрая благочестивая традиция, которую могут соблюдать здоровые люди, не имеющие каких-то заболеваний, препятствующих купанию в проруби. Что же касается церковного устава, то он предписывает в этот праздник лишь чин освящения воды. В ходе этого чина  обычная вода – благодаря молитве священника, молитве церковной общины – становится великой святыней: люди хранят ее в течение всего года, и она не портится. Этой водой окропляют жилища и людей, ее принимают внутрь как святыню, она обладает исцеляющим действием.

Г. Онищенко: Я сам купаюсь в проруби, но не обязательно на Крещение, а и в обычные зимние дни. Конечно, не каждый человек может окунаться в прорубь – особенно, если он к этому не подготовлен, если, например, он делает это всего раз в год. В частности это касается людей с заболеванием сердечно-сосудистой системы – ведь при погружении в холодную воду происходит мощное сужение капилляров, кровь уходит в сердце, во внутренние органы. В то же время происходит так называемый феномен эндорфизма, при котором начинают выделяться особые химические соединения – эндорфины, которые мобилизует организм человека. Поэтому в такие моменты и происходит повышение настроения.

Стоит вспомнить, что водное крещение, описанное в Священном Писании, происходило в совсем другой климатической зоне, но люди крестились именно в воде. В нашей климатической зоне такие погружения в воду могут быть для кого-то опасны – особенно, если человек в целом не закален, а окунается в прорубь всего раз в год. Что Вы думаете об этом, Владыка?

Митрополит Иларион: Я тоже погружаюсь в прорубь, причем не только в праздник Крещения Господня. В прошлом году я вообще решил не прекращать купальный сезон с окончанием лета. Я погружался в воду в Москве. В Серебряном бору есть прорубь, которая освящается на Крещение, но я старался хотя бы раз в десять дней, раз в две недели погружаться в эту прорубь, чтобы не отвыкнуть. Могу сказать, что последствия для моего здоровья были самые благотворные – я никогда не простужался после таких купаний. В этом году мне не хватает времени для того, чтобы регулярно погружаться в прорубь, но в праздник Крещения надеюсь это осуществить.

Вы совершенно правы в том, что касается разницы климатических условий Святой Земли и нашей страны. Несколько месяцев назад мы со Святейшим Патриархом Кириллом посещали Святую Землю, и Его Святейшество освящал воду в Иордане. Конечно, когда находишься там, то понимаешь, что эти места теплые, вода там никогда не остывает до тех низких температур, к которым мы здесь привыкли. Можно сказать, что в перенесении традиции погружения в воду Иордана на нашу русскую землю, особенно в зимнее время, есть нечто, как сейчас говорят, «экстремальное». Могли бы Вы как врач дать нашим телезрителям совет, как следует вести себя человеку, который решил погрузиться в прорубь, чтобы минимизировать риск для своего здоровья?

Г. Онищенко: Сегодня в Москве и других крупных городах для совершения этого обряда создаются определенные условия. Во-первых, выбираются соответствующие водоемы, вода в которых соответствует ряду требований: она должна быть проточной, чистой, в эти водоемы не должны сливаться химические вещества, и так далее. Водоем соответствующим образом оборудуется, возле него постоянно дежурят медицинские работники. Создаются условия, чтобы человек мог спокойно раздеться, а потом, после купания – отогреться.

Я бы рекомендовал окунаться в проруби тем людям, которые постоянно следят за своим здоровьем. Весьма желательно перед таким купанием посоветоваться с врачом. Когда вы подходите к иордани, раздеваться нужно не сразу, а постепенно. Окунувшись в купель три раза, нужно растереться полотенцем. И, конечно же, ни в коем случае нельзя делать это в состоянии алкогольного опьянения, да и после этого не осквернять Таинство принятием алкогольных напитков.

Митрополит Иларион: Хотел бы поднять еще одну тему. Мне кажется, что купание в проруби вполне соответствует тому образу жизни, который мы можем назвать здоровым. Но если человек в течение года не следит за своим здоровьем? Ведь часто люди приобретают болезни по собственной вине, в результате вредных привычек, от которых не могут отказаться, или просто не занимаются физическими упражнениями. Сейчас многие люди живут так, что физический труд для них необязателен, но в таком случае его нужно чем-то заменять – зарядкой или тренировками в спортзале.

Так же важен вопрос диеты: что человек ест, чем и как питается, регулярно или нет? Если у человека нет такого внимательного отношения к своему здоровью, то купание в проруби как единовременный акт может не принести ему и вред. Ведь это будет шок для организма, не привыкшего к тренировкам, к нагрузкам, живущего в нездоровом ритме.

Мне кажется, нужно комплексно подходить к этому вопросу: ведь телесное здоровье тесно связано с духовным. Иначе говоря, верующий человек должен следить за своим здоровьем.

Г. Онищенко: Соглашаясь с Вами, я хотел бы особо подчеркнуть, что своим образом жизни большинство наших современников очень сильно отличаются от нормального, естественного состояния человека как биологического организма. Человек призван постоянно трудиться – физически и умственно, – но подавляющее большинство населения (особенно городского) не испытывает нужды в нагрузке. Горожанин проснулся, сел в машину, приехал на работу, сидит, работает за компьютером или проводит какие-то совещания. Произошел дисбаланс между умственной и физической деятельностью, поэтому то, о чем Вы сказали, — это не просто желательный, но обязательный, важнейший элемент культуры человека. Обязательно должны быть физические нагрузки, нужно ежедневно уделять определенное время своему физическому здоровью, делать физические упражнения. Речь, конечно, не о каких-то рекордах, а о минимуме, необходимом для поддержания физических сил.

А возвращаясь к обряду омовения в проруби, хочу еще раз сказать, что он приносит очень большую пользу с точки зрения единения физического и духовного здоровья. Хочу сказать несколько слов и о пользе поста – ведь мы только что завершили Рождественский пост. В период поста мы ограничивали себя в пище, прежде всего белковой, чтобы, образно говоря, «физиология не путалась под ногами» у нашего желания избавиться от тех страстей, которыми все мы, к сожалению, обладаем. Мне кажется, что попытка синхронизировать духовное и физическое здоровье человека – это обязательное требование для всякого православного человека.

Митрополит Иларион: Более того, я думаю, что в православной среде порой бытует не вполне правильное отношение к физическому здоровью. Например, нередко можно услышать: «Болезнь – это Божие наказание, это воля Божия. Надо ее просто терпеть». Некоторые говорят, что к врачам ходить не надо, надо помолиться и надеяться на Божье чудо. А иные считают, что на всю физическую сторону существования человека и вовсе не надо обращать внимания, что занятия спортом — это чуть ли не грех, что человек целиком должен быть обращен к духовным ценностям.

Но как раз христианская традиция, в том числе святоотеческая и аскетическая, которая существует на протяжении веков в монашеской среде, говорит о том, что духовному здоровью должно сопутствовать здоровье телесное. Есть вещи, которые от человека не зависят, когда болезнь, действительно, посылается как вразумление от Господа, но есть и такие вещи, которые зависят от человека, — это, прежде всего, здоровый образ жизни.

Подводя итог нашей беседе, давайте согласимся с тем, что, во-первых, телесное здоровье необходимо человеку как естественный сопутствующий элемент духовной жизни. Давайте также призовем наших телезрителей вдумчиво и ответственно относиться к своему здоровью. Если здоровье вам позволяет – погружайтесь в прорубь. Если же нет, то не рискуйте, не старайтесь кого-то поразить своим поведением. Самое главное — это соблюдать здоровую умеренность.

Служба коммуникации ОВЦС