Братское послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода членам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви За границей (6 октября 2001 года)

Всечестные архипастыри и пастыри – участники Собора, благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (Еф. 1, 2)!
В преддверии Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей Священный Синод, епископат, клир и вся Полнота Русской Православной Церкви с особым усердием возносят молитвы ко Господу и Спасителю нашему об упразднении горестного разделения чад Матери-Церкви, в рассеянии сущих, со своими единоверными братьями в России.
Минул трагический двадцатый век, в котором Россию и ее Святую Церковь постигла година тяжких искушений. Великим грехом богоотступничества соблазнилось народное сердце. В духовном помрачении разрушались храмы, осквернялись святыни, грубо попиралась дарованная человеку Богом свобода, хитон церковный раздирали враги внутренние и внешние. Русская Церковь взошла на свою Голгофу и исполнилось евангельское пророчество Спасителя, когда в богоборческом соблазне предал… брат брата на смерть, и отец – сына; и восстали дети на родителей, и умертвили их (Мф. 10, 21). Однако верен Бог в Своих обетованиях, и, восходя на крест, православная Россия верила в свое воскресение. Ведь, по слову Апостола, ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8, 38–39). Кровью сотен тысяч мучеников и исповедников был омыт лик Земли Русской, и наша страна выстрадала свое исцеление от тяжкой болезни. По святым молитвам новоявленных угодников Божиих пало, наконец, иго воинствующего безбожия.
Дорогие братья во Христе, вступив в новое тысячелетие, мы можем с радостью свидетельствовать, что врата адовы (Мф. 16, 18) не одолели Церковь в России. События, происшедшие за последние годы в жизни нашей Святой Церкви, в жизни российского общества и государства, ясно указывают, что ныне упразднились исторические причины, которыми было обусловлено наше с вами разделение. Церковь в отечестве свободно совершает ныне свое спасительное служение. Несмотря на страшные годы гонений, она соблюла в неповрежденности слово Христово и вновь обрела возможность полным голосом проповедовать истину Святого Православия. Прошедший в августе прошлого года Юбилейный Архиерейский Собор стал еще одним ярким проявлением церковного возрождения. Принятые на нем «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» внесли необходимую ясность во взаимоотношения Церкви и государства. Исполнилось в условиях свободы давнее желание нашей Церкви и всего многострадального православного народа: свершилось прославление в лике святых великого сонма новомучеников и исповедников Российских, и в том числе царственных страстотерпцев. Чин канонизации с участием представителей всех Поместных Православных Церквей в возрожденном Храме Христа Спасителя стал поистине всеправославным торжеством.
Однако лишь тогда станет полной наша радость, когда получит исцеление рана пагубного раскола в теле Церкви Русской. Печалью исполнены наши сердца, оттого что мы с вами, братия, православно исповедуя единую веру, не можем причаститься от единой Чаши и продолжаем находиться в плену исторически изжитого разделения. Многие чуткие души, особенно из числа русских людей, живущих за рубежами отечества, тяготятся таким положением, стремясь найти пути к его преодолению. И в недрах самой Зарубежной Церкви все усиливается стремление к упразднению разделяющего средостения. Многим членам Церкви в России доставило радость решение прошлогоднего Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви о создании Комиссии по вопросам единства Русской Церкви. Мы подтверждаем нашу готовность создать подобную комиссию со своей стороны, дабы в братском диалоге устранить недопонимание, которое все еще препятствует нашему объединению.
Святые новомученики претерпели неисчислимые страдания за Церковь Русскую, желая видеть ее единой и свободной. В новом тысячелетии, начало которого ознаменовано тревожными событиями, на нас с вами Господом возложена ответственность за будущее Русской Церкви. Братия, пришло время оставить все споры о правде человеческой, которая должна уступить место правде Божией. Принеся взаимное покаяние, мы призваны пойти навстречу друг другу и преодолеть застарелые подозрения и вражду. Пора нам всем понять, что наше разделение свидетельствует ныне лишь о косности и греховности человеческой. Последуем же завету святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, который восемьдесят лет назад писал в одном из своих посланий: «Именно в единении, согласном действовании и братской любви – сила». Прислушаемся и к наставлению святителя Григория Богослова: «Уступим в иной малости, чтобы получить взамен важнейшее, то есть единомыслие». И да укрепят нас в нашем сближении слова Первосвященнической молитвы Господа и Спасителя нашего: …как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня (Ин. 17, 21).

23 сентября / 6 октября 2001 года,
прославление святителя Иннокентия, митрополита Московского