Послание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви

Возлюбленные о Господе всечестные пастыри, боголюбивые иноки и инокини и все верные чада Церкви нашей!

«Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви» (2 Ин. 1,3).

Этими словами апостольского приветствия мы, участники Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося 29 ноября~4 декабря 1994 года в московском Свято-Даниловом монастыре, обращаемся ко всей Полноте нашей Святой Церкви, вознося благодарственные молитвы ко Господу нашему Иисусу Христу, по благоволению Которого мы завершили свои труды, и испрашиваем Его всеблагой помощи в исполнении решений, принятых нашим Архиерейским Собором.

Мы призываем пастырей и паству посвятить себя делу возрождения церковной жизни. «Будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Кор. 15,58).

Помните, возлюбленные отцы, братья и сестры, что в исполнении нашего служения нас укрепляет сила Божия, явленная Православной Руси в Его святых угодниках, прославленных ныне нашей Церковью. Архиерейский Собор рассмотрел представленные Синодальной комиссией по канонизации святых материалы и принял решение о причислении к лику святых выдающегося иерарха и богослова Русской Церкви митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова; 1782-1867), а также принявших мученическую кончину в эпоху гонений на Церковь православных миссионеров протопресвитера Александра Хотовицкого (1872-1937) и протоиерея Иоанна Кочурова (1871-1917). Мы верим, что ходатайство новопрославленных святых будет вдохновлять нас и помогать в нелегких ныне трудах на благо Церкви и Отечества. Да дарует всем нам Господь их мудрость и кротость, их бесстрашие и горение духа

Подвиги прославленных Собором святых были связаны с духовным образованием и православной миссией. Это важнейшие проблемы, стоящие и сегодня перед Русской Православной Церковью после десятилетий вынужденной изоляции от общества Вопросы духовного и религиозного образования, возрождения православного христианского образа жизни нашего народа стали главной темой Собора-Сегодня в наших странах идут весьма противоречивые процессы. С одной стороны, началось духовное возрождение народа. С другой — налицо рост социальной напряженности, межнациональной и гражданской вражды, преступности, пьянства, наркомании. Личность, семья и общество разрушаются безнравственностью. Наши страны держат трагическое первенство по числу разводов и абортов. Эти страшные процессы цинично провоцируются средствами массовой информации, и жертвами падения нравственности становятся прежде всего дети и молодежь. Следствием духовного оскудения и социальной безысходности стал катастрофический рост самоубийств.

Этим тяжелым положением общества пользуются корыстолюбивые проповедники, а порой и пропагандисты богоборческих и человеконенавистнических псевдорелигий. В этих условиях обществу как никогда необходим спокойный, чистый голос Православия. Этот голос призван нести свет Евангельского благовестия в каждый дом, в каждую душу, в каждое сердце. Это должен быть голос православной миссии, исполняющей завет Господа нашего Иисуса Христа: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28,19).

Мы не должны забывать, что поле миссии каждого из нас сегодня — рядом, близко. Это наши братья и сестры, живущие во тьме неведения, скептического безверия или покорного следования всевозможным лжеучителям. Мы должны понять, что Церковь наша есть подлинно живое Тело Христово (1 Кор. 12, 27), а то, что живо — не может не расти, не расширяться. «Ибо слово Божие живо и действенно» (Евр. 4312).

Миссионерская деятельность только тогда достигает успеха, когда она активна и многообразна по форме. «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9, 22), — говорит нам святой апостол Павел, величайший миссионер христианского мира. Формами миссии могут быть и проповедь, и катехизация, и издательская деятельность, и искреннее служение страждущим и обездоленным, и литургическая жизнь, если веяние Духа Святого и огромное богатство богословия, в ней содержимое, будет воспринято людьми в полном объеме, с открытыми сердцем и умом. При этом не нужно забывать, что нынешнее общество далеко не однородно: к каждому человеку, как бы ни отличался он от других, православный миссионер должен найти свой подход. Особенно это касается молодежи и детей.

Мы призываем пастырей, монашествующих, всех верных чад Русской Православной Церкви поддержать своими трудами и молитвами дело возрождения православной миссии, равно как и работу вновь создаваемых миссионерских общецерковных структур.

Значительная часть работы настоящего Собора была посвящена рассмотрению вопросов, связанных с состоянием религиозного и богословского образования. Подготовка образованных, ревностных и преданных своему делу священнослужителей, призванных стать «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим 4, 12), остается главной задачей богословского образования. Просвещение мирян, возрождение которого идет в Церкви нашей уже не первый год, также нуждается сегодня в особом внимании и развитии.

Освященный Собор обращается к пастырям и чадам Русской Православной Церкви, ко всем христианам мира с просьбой умножить молитвы о воссоздании Храма Христа Спасителя и призывает всех, кого заботит возрождение веры Христовой на Руси, культуры и наследия наших народов, всех, кому дорога память о ратниках, павших на поле брани, -помочь всенародному делу воссоздания этой великой святыни.

Помня долг молитвы о воинах и людях, погибших в Великую Отечественную войну, Собор установил день Победы — 9 мая — днем ежегодного поминовения усопших в Великой Отечественной войне.

Со тщанием и вниманием Освященный Собор рассмотрел вопросы внутрицерковного строительства и отметил необходимость укрепления соборного начала на всех уровнях церковной жизни — в приходах, благочиниях, епархиях и общецерковном организме. Было признано целесообразным создание внутриепархиальных структур, координирующих религиозное образование и катехизацию, восстановлениехрамов и монастырей, работу с детьми, молодежью и группами мирян, социальное служение и благотворительность. Архиерейский Собор особо отметил, что основа многообразных форм церковного служения есть укрепление внутрицерковной дисциплины, в особенности среди священнослужителей. Вместе с тем мы просим и пастырей, и пасомых «Подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет, 5,5).

Архиерейский Собор принял также ряд важных решений, касающихся духовных школ, издательской деятельности, пастырской работы в Вооруженных Силах, устроения материальной стороны церковной жизни и других насущных церковных вопросов.

Освященный Собор заслушал доклад Председателя Богословской Комиссии при Священном Синоде об отношении Русской Православной Церкви к инославному миру и межхристианскому сотрудничеству в поисках единства. Отметив полезность многолетнего свидетельства Православных Церквей перед лицом инославия Собор признал необходимым произвести богословское исследование оснований участия Русской Православной Церкви в межхристианских организациях, а также тщательное рассмотрение всех вопросов, связанных с вовлеченностью наглей Церкви в движение за восстановление христианского единства, дабы разъяснить верующим все недоумения, возникающие в этой связи. В то же время Освященный Собор решительно осудил практику прозелитизма со стороны иностранных миссионеров, которая наносит ущерб самой идее межхристианского сотрудничества и поисков христианского единства.

Настоящий Собор рассмотрел вопросы взаимоотношений Церкви с государством и светским обществом, одобрив позицию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода по церковно-государственным и церковно-общественным вопросам, выраженную в межсоборный период. Собор также одобрил уровень взаимодействия Священноначалия нашей Церкви с государственными структурами власти и общественными организациями в сферах духовного просвещения, благотворительности, миротворчества, науки, культуры, охраны и восстановления исторических памятников, заботы о нравственном воспитании общества и в других областях. Была констатирована недопустимость для священнослужителей участия в качестве кандидатов в депутаты в выборах любых органов представительной власти в каких бы то ни было странах как на общегосударственном, так и на местном уровне. Было также признано крайне нежелательным членство клириков в политических партиях, союзах, блоках и подобных им организациях, особенно ведущих предвыборную борьбу. Участие священнослужителей в политических мероприятиях и сотрудничество с политическими организациями возможно только в делах, полезных для Церкви и общества, служащих для созидания мира и согласия в народе и в церковной среде. Такое участие ни в коем случае не должно вызывать соблазна у верующих и у тех, кто пока стоит вне Церкви.

Освященный Архиерейский Собор призвал органы законодательной и исполнительной власти содействовать разрешению существующих ныне проблем во взаимоотношениях Церкви и государства. Прежде всего это касается вопроса о возвращении несправедливо отчужденного в послереволюционный период церковного имущества, налоговой политики, проблемы богослужебного использования исторических памятников и святынь, находящихся в государственном ведении, юридической регламентации профессиональной деятельности иностранцев в области религии, а также правовой защиты личности и общества от деятельности тоталитарных псевдорелигиозных движений. Были затронуты и многие другие вопросы, требующие более четкого правового регулирования.

Собор с одобрением отметил важную роль Церкви в служении примирения в современном обществе, раздираемом многообразными политическими, национальными, социальными и прочими конфликтами.

Святая Церковь Русская, как Богочеловеческий организм, живет по законам, данным ее Божественным Основателем — Господом Иисусом Христом. Верная святым Его заповедям, она несет слово Истины Христовой ближним и дальним, несет людям мир, согласие, радость и вечное спасение. Идя туда, где бушует рознь мира сего, Церковь преображает, оживотворяет и просвещает человеческое общество. Будем же все, восходя от силы в силу, достойны великого имени православного христианина. Будем воистину «солью земли» и «светом миру» (Мф. 5, 13-14), дабы не посрамиться пред лицом Страшного Суда Божия и услышать в будущем веке Его голос: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34).

Аминь.