Print This Post

26 октября 2013 года гостем передачи «Церковь и мир», которую ведет на телеканале «Вести-24» митрополит Волоколамский Иларион, стал первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по делам национальностей, член центрального штаба Общероссийского народного фронта Михаил Старшинов.

 

Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Одна из тем, которая сегодня стоит на повестке дня нашего общества, – это тема межнациональных противоречий, межнациональных конфликтов и национальной политики. Об этой теме и о том, как она соотносится с религиозной политикой нашего государства, мы сегодня поговорим с заместителем председателя комитета Государственной Думы по делам национальностей, членом центрального штаба Общероссийского народного фронта Михаилом Старшиновым. Здравствуйте, Михаил Евгеньевич!

М. Старшинов: Здравствуйте, Владыка! Вопрос межнациональных отношений уже длительное время витает в воздухе. На мой взгляд, он гораздо шире. Это столкновение разных культур, разных традиций, разного мировосприятия. В основе, конечно, лежат религиозные истоки, которые формируют и сознание человека, и его отношение ко многому происходящему, к окружающим людям, к представителям других вероисповеданий – не важно, каких именно. Но сегодня хотелось бы поговорить конкретно о том, что происходит в Москве и других крупнейших мегаполисах, где мы чаще всего видим столкновение этнокультур, религий, национальностей. На мой взгляд, мы пока не можем найти выхода из этих проблем, и те события, свидетелями которых мы сегодня являемся, будут только усугубляться. Что с этим делать? Владыка, может быть, Вы подскажете?

Митрополит Иларион: Я хотел бы, во-первых, сказать, что межнациональные и межконфессиональные вопросы – это две разные группы вопросов. Иногда они в чем-то смыкаются, но в основном проблематика межрелигиозных отношений и проблематика межнациональных отношений – разные. В нашем Отечестве накоплен огромный опыт мирного сосуществования традиционных конфессий. Но в то же время у нас есть горький опыт межнациональных конфликтов, межэтнических столкновений. Мы живем в особых условиях, в условиях многонационального государства, которое само по себе является своего рода пороховой бочкой. В межэтнических противоречиях всегда заложен некий потенциал конфликта. Мы говорим, что российский народ является единой нацией. Все мы – граждане нашего государства. Но при этом у нас существуют разные народности, разные этносы, иногда – достаточно далекие друг от друга в культурном отношении. Как примирить все это многообразие, как сделать так, чтобы все могли чувствовать себя дома, а не гостями или изгоями? Именно в этом задача национальной политики государственной власти. В выработке той модели, которая позволит всем людям чувствовать себя в безопасности, без страха выходить на улицы, в том числе и в вечернее время, не бояться за своих детей, когда они выходят из дома, очень важны усилия государства.

И здесь, конечно, большую роль могут сыграть и традиционные религиозные конфессии. Потому что у каждого религиозного лидера, у каждого священника в храме и у каждого муфтия в мечети есть своя паства, и он может на нее воздействовать определенным образом. Очень важно, чтобы религиозные лидеры всех конфессий настраивали людей на мирное сосуществование с тем, чтобы мы не видели друг в друге врагов, чтобы мы понимали, что у нас единое общее Отечество и единый общий дом и что, если в этом доме плохо будет одному, то будет плохо и другому.

М. Старшинов: Не слишком ли терпима становится Православная Церковь к совершенно очевидным проявлениям греха? Можем ли мы занять более принципиальную позицию по этим вопросам? Я имею в виду вопросы сплочения нации, единого нравственного пространства.

Митрополит Иларион: Если говорить в целом о создании единого нравственного пространства, то это действительно, задача первоочередной важности. Все мы должны понимать, что нравственные установки имеют не относительный, а абсолютный характер. В обществе должен быть некий консенсус в отношении основополагающих нравственных ценностей. Если этого консенсуса не будет, то нас ждут и конфликты, и противоречия, и социальные катаклизмы. В созидании консенсуса вокруг основополагающих нравственных установок и должны участвовать все народы, все этнические группы.

Мы сейчас сталкиваемся с двумя серьезными проблемами. С одной стороны, это межэтнические противоречия внутри Российской Федерации, связанные с многонациональным характером нашего государства. Но, с другой стороны, это проблема миграции. К нам приезжают люди из соседних стран, поселяются здесь на постоянное место жительства, работают, вытесняя тем самым коренных жителей с рынка рабочей силы, продают свою продукцию, вытесняя тем самым отечественную продукцию с отечественного рынка. Это опасная тенденция, которая должна гораздо более жестко регулироваться государством. Мы знаем, что произвол чиновников среднего и низшего звена, коррупция на этом уровне открывают дорогу к полному произволу, в том числе и в межнациональной и межэтнической политике. По сути дела, люди беспрепятственно и безнаказанно могут осуществлять такую деятельность, которая чревата преступлениями. Мне кажется, что в этом плане должен осуществляться гораздо более жесткий контроль и за чиновниками среднего звена. И искоренение коррупции в этом звене должно быть нашей первоочередной задачей.

М. Старшинов: Мы много говорим о необходимости активизировать гражданское общество. Если гражданское общество пассивно, это неминуемо ведет к безразличию и произволу власти – особенно на среднем и низшем уровне.

Тема миграции вообще сложна. Мы, на мой взгляд, оказались совершенно не готовы к такому положению вещей. Не готово общество, не готова система администрирования. Свою негативную роль играет коррупция и другие негативные явления, которые, к сожалению, присущи многим нашим чиновникам.

Мы сталкиваемся с людьми, которые совершенно не хотят адаптироваться, которые занимают вызывающе потребительскую позицию. Конечно, с этим мириться никоим образом нельзя.

Как Вы относитесь к идее создания комитета по национальностям и религиям? Я абсолютно с Вами согласен, что религиозная и культурно-национальная составляющая – это разные вещи. Насколько уместно соединить это воедино? Стоит ли это делать? Как можно было бы оптимизировать работу в этом направлении?

Митрополит Иларион: Государство имеет полнее право создавать различные органы, которые будут помогать ему осуществлять и межнациональную, и межрелигиозную политику. Но я хотел бы подчеркнуть, что эти две сферы должны быть разведены. Потому что, как я сказал в самом начале, межэтнические противоречия не носят религиозный характер. Они связаны, скорее, с бытовыми проблемами. Они связаны с тем, что люди разных культур, разного внешнего вида должны научиться делить одну и ту же территорию. И это не всегда у них получается. Если говорить о религиях, то это совершенно другая тема. Вообще религиозная тема в контексте взаимоотношений между религиозными конфессиями и государствами связана с совсем другим комплексом вопросов. Это вопросы свободного функционирования религиозных организаций – то есть приходов, храмов, монастырей, синагог, мечетей и так далее. Это проблема свободы вероисповедания, то есть чтобы все люди могли исповедовать ту веру, которую они хотят исповедовать. Чтобы решать этот комплекс проблем, совершенно не нужен какой-то специальный орган. У нас есть опыт такого органа – это Совет по делам религий, который существовал в послевоенное время в Советском Союзе. Уже двадцать с лишним лет существуем без этого органа. Мы не чувствуем в нем никакой потребности, никакой нужды. Мы опасаемся, что если такой орган будет создан, он станет неким буфером между Церковью и государством, что появится некая чиновничья прослойка, которая не столько будет способствовать этим взаимоотношениям, сколько будет пытаться их замкнуть на себя, иметь с этого какие-то дивиденды. И все это в итоге нисколько не облегчит нашу жизнь, а, наоборот, ее затруднит.

М. Старшинов: Не могу не сказать о том, что сегодня отмечается довольно серьёзное противостояние между различными представителями религий на Северном Кавказе, когда общество и внутри мусульманской уммы расколото на две части – одни занимают резко оппозиционную позицию, другие призывают к более сдержанному поведению. Оппозиционеры критикуют своих оппонентов за слишком тесное взаимодействие со светской властью. В этом направлении нужно тщательно продумывать все шаги, учитывая и тот опыт, который был раньше, и тот, который есть сейчас.

Митрополит Иларион: Спасибо, Михаил Евгеньевич! Я хотел бы, подытоживая нашу дискуссию, сказать, что не вижу никаких серьезных проблем на нашем межрелигиозном и межконфессиональном поле. Поэтому я не вижу необходимости в каких-то оргвыводах или в каких-то специальных действиях в этом направлении. А вот где у нас действительно очень серьёзные проблемы, где у нас действительно накоплен очень большой и взрывоопасный потенциал – это межэтнические отношения.

Я думаю, что здесь требуется очень серьёзное внимание государственной власти, очень продуманные и взвешенные решения, направленные, прежде всего, на искоренение коррупции, на недопущение повторения тех преступлений, которые совершались и совершаются. Мы должны сделать наше общество максимально комфортным для всех честных жителей и максимально нетолерантным к любым проявления преступности.

На этом направлении и Церковь, и все наши традиционные конфессии являются союзниками государства. Мы будем делать все, чтобы преодолеть внутренние противоречия и помочь всем народам нашей страны, а точнее, нашему единому многонациональному народу, созидать наше общество и строить наш общий дом.

Служба коммуникации ОВЦС