Митрополит Иларион: Ничто не должно стать для нас дороже любви Божией
1 мая 2013 года, в Великую среду, председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию Преждеосвященных Даров в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Владыке Илариону сослужили представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском архимандрит Филипп (Васильцев), настоятель Крестовоздвиженского скита Корсунской епархии (Лугано, Швейцария) схиархимандрит Гавриил (Бунге), клирик Финляндской Православной Церкви иеромонах Михаил (Нуммела), сотрудники Отдела внешних церковных связей в священном сане, клирики храма.
За Литургией митрополит Иларион рукоположил в сан диакона учащегося Общецерковной аспирантуры и докторантуры монаха Григория (Соколова).
По окончании богослужения митрополит Иларион обратился к присутствующим с проповедью:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В Великую среду мы вспоминаем вечерю в Вифании, на которой возлежал Господь, и пришла жена-грешница, принесла алавастр драгоценного мира, возливала на ноги Спасителя и отирала их своими волосами, омывая слезами. Один из учеников, Иуда Искариотский, увидев это, сказал: «Не лучше ли, чтобы деньги, потраченные на приобретение этого драгоценного мира и сосуда, были розданы нищим» (См. Мф. 26, 8-9). Ведь Господь всегда призывал заботиться о нищих. Но как говорит евангелист, Иуда говорил это не потому, что о нищих заботился, а потому, что был вором и имел доступ к деньгам.
Наверное, мы никогда до конца не узнаем тайну Иуды: почему один из двенадцати апостолов предал Спасителя. Мы услышим завтра, когда будем читать двенадцать евангельских отрывков, посвященных Страстям Христовым, слова церковной песни, обращенные к Иуде: «Кий тя образ, Иудо, предателя Спасу содела? Еда от лика тя апостольска разлучи? Еда дарования исцелений лиши? Еда со онеми вечеряв, тебе от трапезы отрину? О, коликих благ непамятлив был еси!» Господь ничем не умалил Иуду по сравнению с другими учениками: когда апостолы были на Тайной вечери, Иуда был среди них, когда Господь посылал Своих учеников проповедовать, Иуда участвовал в апостольской проповеди, когда они получили дар исцеления, то и Иуда удостоился этого дара. И на Тайной вечере он не просто сидел с другими — он принял внутрь себя Тело и Кровь Спасителя так же, как и другие ученики. Но только по каким-то причинам все это пошло ему не на пользу, а во вред и пробудило в нем не чувство любви к Богу и благодарности за неизреченные дары, которых он сподобился вместе с другими апостолами, а совсем другие, низменные чувства. Эти чувства привели его к тому, что он стал предателем Спасителя.
Многие святые отцы считают, что корнем, главной причиной грехопадения Иуды было сребролюбие. Ему были вверен ковчежец с деньгами, принадлежавший общине учеников Христовых. Сердце его искусилось этими деньгами. Трудно себе представить, чтобы он мог воровать из ковчежца, потому что куда он бы тратил эти деньги, если он вместе с остальными ходил с места на место и у него, как у других учеников, даже не было своего дома?
Какая еще могла быть причина того, что он предал Спасителя? Возможно он, как и другие, надеялся, что Спаситель призывает их для участия в каком-то славном и великом деле: собирается возглавить движение евреев за освобождение от римлян или стать царем иудейским, ведь Он так часто говорил о том, что Ему уготовано некое царство. Может быть, еще какие-то причины привели Иуду к решению предать Спасителя. Но мы знаем одно: из двенадцати ближайших учеников Господа один оказался предателем. И он стал таковым не в силу каких-то внешних обстоятельств, не потому, что был лишен чего-то, что было дано другим, а в силу своего внутреннего устроения. Когда у других происходило, пусть и постепенное, возрастание в вере и любви ко Господу, в душе Иуды возрастали раздвоенность и желание воспротивиться Божественной благодати, которая обильно изливалась от Спасителя.
Господь и Спаситель наш Иисус Христос знал, что Иуда вынашивает такие планы. Мы не знаем, беседовал ли Он с ним наедине. Но ученики зафиксировали в Евангелиях слова Спасителя на Тайной вечере: «Что делаешь, делай скорее» (Ин. 13. 27). Удивительные слова. Кто-то может подумать, что Господь будто бы подталкивает его на грех. Есть даже теория, будто Господь специально выбрал Иуду для того, чтобы тот Его предал, потому что если б не случилось этого предательства, не было бы Крестной смерти, а тогда не было бы совершено искупление всего человечества. Но святые отцы решительно отвергают такую теорию. Господь никогда не избирает человека на злые дела и не предопределяет их. Однако Бог знает о них заранее и многообразным образом предупреждает человека об этом.
Бог предупреждает человека, что если он совершит злое дело, которое созрело у того в сердце, то за это его ждет жестокое наказание. Причем это наказание придет не от Бога, а от самого человека. Вспомним, что отвечал Господь на Тайной вечере, когда Его спрашивали: «А кто этот предающий Тебя?» — Он говорил: «Тот, кто со Мною вместе обмакнул хлеб в уксус» (см. Мф. 26. 23). Он показывал, что знает предателя. Обращенные же к Иуде слова «что делаешь, делай скорее» — это не призыв совершить предательство, а последний призыв одуматься, призыв, который пришел слишком поздно, потому что план в сердце Иуды уже созрел.
Господь наш долготерпелив. Мы прославляем Бога за долготерпение, потому что если бы Он захотел, то бы мог приостановить и вообще остановить всякое человеческое зло, совершающееся на земле – Он мог бы просто уничтожать злых людей, наказывать, истреблять их, как это происходило в Ветхом Завете. Но боюсь, что если бы Господь так действовал, то мало кто остался бы на земле, потому что зло живет в сердце каждого человека. Мы знаем о себе, что и мы способны на предательство, — пусть не на такое, как описано в Евангелии, но, может быть, на каждодневные, мелкие предательства, когда вместо того, чтобы встать на сторону Бога, мы становимся на сторону диавола, вместо того, чтобы совершить добрый поступок, творим зло. В душе у нас, как и в душе Иуды, живет раздвоенность, потому что, с одной стороны, нам хочется быть искренними, верующими и добрыми христианами, а с другой стороны, грех влечет к себе, и греховные помыслы продолжают жить в нашей душе.
По милости Божией многие греховные помыслы, в душе или в уме зарождаясь, там же и умирают. А некоторые из нас по завету святых отцов умеют и бороться с греховными помыслами, отгоняя их молитвой Иисусовой или другими доступными нам способами. Не всякий греховный помысел воплощается в греховное дело. Но как только появляется такой помысел, как только мы вступаем в собеседование с ним и в исследование его, мы уже постепенно, сами того, может быть, не замечая, становимся на сторону греха.
Вот почему святые отцы и призывают следить не только за своими поступками, но и за мыслями. Всякий греховный поступок начинается с мыслей, причем с тех, которые мы не исповедуем. Для чего мы приходим на исповедь? Чтобы раскаяться в своих греховных делах и греховных мыслях. А когда неисповеданные, греховные мысли долго живут в душе человека, то они постепенно укореняются в нем и превращаются в греховный навык. А от этого недалеко и до греховного поступка, и до предательства.
Вот почему к Святым Христовым Таинам мы приступаем с радостью о том, что соединимся с Господом, но и со страхом, чтобы нам не оказаться недостойными, не оказаться предателями Господа. И мы говорим Господу в молитве: «Ни лобзания Ти дам, яко Иуда», помня о том, что целованием Иуда предал Сына Человеческого.
Конец этого человека нам всем известен. Его не Бог покарал. Господь долготерпел и ждал его раскаяния. Даже после того, как предательство совершилось, даже после того, как Господь Иисус Христос был предан на смерть, двери покаяния для Иуды еще не были закрыты. Он мог так же, как и другие ученики, последовать за Христом во двор первосвященника. Так же, как возлюбленный ученик Иоанн, он мог остаться при Кресте Иисуса. В конце концов, никто из учеников точно не знал, кто предал Спасителя. Еще был обратный путь для Иуды, мосты не были сожжены. Но не нашлось в нем силы к покаянию и раскаянию, точнее: он раскаялся, но он не покаялся. Он сожалел о своем грехе, но вместо того, чтобы испросить прощения у Бога, решил свести счеты с жизнью. Таким образом, не Господь наказал Иуду за предательство, а он сам себя наказал — он лишился жизни и вечного спасения.
Этот пример, как мне кажется, должен всегда стоять перед нашими глазами, потому что нужно помнить, что враг рода человеческого не дремлет: не только в нашей собственной душе могут возникать какие-то греховные помыслы и греховные стремления, но есть и диавол, который старается нас запнуть на нашем пути ко спасению, отлучить от Господа.
В своей духовной жизни мы должны надеяться, прежде всего, на Бога, на Божественную благодать, а не на свои собственные силы. Господь каждому из нас дает те дарования, который мы должны употребить в дело, подобно человеку, который получил десять талантов или который получил пять талантов, но не подобно тому, который получил один талант. Иуда оказался тем, кто, получив талант, зарыл его в землю. Этот талант не принес никакой пользы для него.
Мы должны учиться жить так, чтобы взращивать в себе добродетели, чтобы всеми своими силами с надеждой на благодать Божию бороться с греховными помыслами и стремлениями. Всякий раз, когда диавол приступает к нам, подобно тому, как он к Иову приступил, пытаясь искусить (о чем мы тоже слышали), мы должны отвергать это искушение и, полагаясь на Божию помощь, а не на свои силы, преодолевать стремление к греху и идти по пути ко спасению.
Этот путь заповедал нам Господь Иисус Христос. Сам Господь взошел на Крест и претерпел смерть ради того, чтобы нас спасти, а от нас Он требует только одного: чтобы мы были Его соработниками, Его верными учениками, чтобы наши мысли не раздваивались, чтобы никогда ковчежец с серебром не стал для нас дороже любви Божией, а все остальное, как говорит Сам Господь, «приложится вам» (Мф. 6. 33).
Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с этим днем – Великой средой, когда мы совершили последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров, в последний раз в этом посту прочитали молитву преподобного Ефрема Сирина. С этого момента мы уже вступаем в воспоминание спасительных Страстей Христовых. Завтра будем участвовать в Тайной вечере, причащаясь от Его рук Пречистаго Тела и Честной Крови Спасителя, а потом совершим все вместе в храме последование спасительных Страстей Христовых: будем выносить плащаницу, совершать чин погребения Спасителя.
А дальше произойдет то, чего мы ждем в течение всего года: на смену Страстным дням к нам придет праздник Светлого Христова Воскресения. Аминь».
Служба коммуникации ОВЦС