Приветствие Святейшего Патриарха Болгарского Максима участникам международной богословской конференции, посвященной памяти святителя Киприана, Московского чудотворца

Возлюбленные о Господе чада святой Православной Церкви!

В настоящем 2006 году от Рождества Христова все мы, клир и церковная полнота Болгарской Православной Церкви, отдаем дань уважения и признания памяти одного из святых архипастырей, просиявших в роде болгарском – митрополита Киевского и всея Руси Киприана, Московского чудотворца (1330–1406). Рядом с именами Рыльского чудотворца преподобного Иоанна, Тырновского патриарха Евфимия и других наших и всеправославных святых, имя святого Киприана является еще одним свидетельством нашего славного церковного прошлого, оно навсегда вписано золотыми буквами в историю болгарской святости.

Святой Киприан Московский происходит из царственного града Тырново, из знатного и прославленного рода Цамблаков. Монашеский путь будущего Всероссийского митрополита начался в Килифаревском монастыре преподобного Феодосия Тырновского и продолжился в Константинополе и на Святой горе Афон. В 1375 году он был рукоположен святителем Филофеем, Константинопольским патриархом, в Киевского митрополита, а с 23 мая 1381 года и окончательно с осени 1390 года до дня своего блаженного успения (16 сентября 1406 года) святитель Киприан был фактически митрополитом Московским и всея Руси.

В Москве и началось его церковное прославление. Он был канонизирован Русской Православной Церковью в 1472 году, хотя масштабы его деятельности выходят далеко за границы этого поместного почитания. Безупречный аскет и самоотверженный пастырь, книжник и духовный писатель уровня Святейшего патриарха Евфимия Тырновского и вдохновенный иконописец, святитель Киприан вызывает нескрываемое восхищение не только своих современников и последователей в Русской Церкви, но и признание всего православного мира. Для Болгарской Православной Церкви и родных нам богословских школ подвиг святителя Киприана есть не только основание для заслуженной гордости, но и пример, который ежедневно призывает нас ко все большему усердию и непрестанной ревности «в деле служения для созидания тела Христова» (Еф. 4. 12).

Для нас, православных христиан, живущих на переломе двух бурных столетий, во все более отдаляющемся от Церкви мире, жизненный путь святителя Киприана свидетельствует о чем-то особенно важном. Плоды его долголетней и исполненной пережитых опасностей деятельности – объединение Русской земли и Русской Церкви под одним архипастырским жезлом – ясно показывают, что только в преодолении противоречий состоит верный путь к достижению церковного, а затем и национального единства. Небольшие русские и другие славянские княжества, противоборствовавшие во второй половине XIV века, обрели своего объединителя в лице монаха-исихаста и книжника, родом болгарина, прибывшего из Византии, но носившего в своем сердце глубокое понимание того, что свет благовестия Христова направлен одинаково ко «всем народам» (Мф. 28. 19), что церковное единство является не результатом насильственного установления власти, а плодом стремления к сохранению «единства духа в союзе мира» (Еф. 4. 3). Святитель Киприан – одна из тех ключевых фигур по линии Константинополь – Тырново – Москва, которые всегда будут опровергать часто предлагаемые ныне представления о некой национальной обусловленности той или иной Поместной Православной Церкви, вне зависимости от того, имеется ли в виду минувшее или современная жизнь Православия.

Святитель Киприан Московский не только пастырь-объединитель. Он является образцом душепопечения и архипастырской ревности. Под его духовным руководством русский народ активно наставлялся в страхе Божием и высоком благочестии, а распространявшиеся в то время ереси нашли в лице Московского митрополита своего самого непримиримого противника. Для укрепления церковного благочестия он прилагал большие усилия к строительству храмов и монастырей, а его заботы о благолепии церковного богослужения и исправности богослужебных книг могут быть сравнимы только с трудами его современника – Тырновского патриарха святого Евфимия.

Современники называли святителя Киприана «мужем, у которого есть разум для божественного исполнения». Он был «носителем всякого целомудрия и великим книжником», а его племянник, ученик и преемник Киевского митрополичьего престола с 1415 до 1420 год Григорий Цамблак прославляет его как «великое светило», «столп благочестия» и «светлое кормило духа».

В нашем служении на ниве Господней мы всегда имеем пред очами пример таких наших великих наставников, как приснопамятный святитель Киприан Московский, и подражаем их вере. Сегодня не только не меньше, чем недавно минувшем прошлом, но намного больше в сравнении с концом XIV века мы ощущаем нужду в высокопросвещенных пастырях и ревнителях благочестия, подобных святителю Киприану. Только тогда, когда мы следуем путем наших просиявших в святости предшественников, мы можем считать себя достойными их наследниками и продолжателями их святого дела. Перед нами, как путеводная звезда, стоит пример наших соотечественников – столпов духовной жизни, духовного просвещения и книжности, их пример и призыв, к которому мы не можем оставаться безответными. Будем же по совету апостола непрестанно являть «ревность о дарах больших», чтобы нам был открыт «путь еще превосходнейший» (1 Кор. 12. 31).

По молитвам святителя Киприана Бог да подаст нам изобилие здоровой, духовной силы и еще большего преуспеяния в православной христианской духовности, наследниками и хранителями которой мы являемся.

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца и причастие Святого Духа будет со всеми вами. Аминь» (2 Кор. 13. 13)

Патриарх Болгарский Максим