В Санкт-Петербурге продолжает работу выставка «Резная икона: живая традиция»

В Государственном музее истории религии проходит выставка «Резная икона: живая традиция».

На совместной выставке Государственного музея истории религии и мастерской Рашида и Инессы Азбухановых представлены образцы резной иконы от XVII до начала XX веков из фондов музея и работы современных мастеров.

В православном церковном убранстве с самых ранних времен широко использовалась деревянная резьба. Резные иконы, расписанные красками или сохраняющие фактуру натурального дерева, служили молельными образами и часто являлись храмовыми святынями. «Иконами на рези» именовали их древние летописи.

Считается, что объемные изображения не характерны для русской культуры. Действительно, восточное христианство не очень благоволило к скульптуре, предпочитая ей церковную живопись. Объемные изображения не раз переживали официальные запреты Святейшего Синода, в 1722 пытался их запретить Петр I, а в 1832 году — Николай I. Но если к скульптуре церковь относилась категорически отрицательно, то более благосклонно она воспринимала резную икону, занимавшую как бы промежуточное место между скульптурой и живописью.

Образцами «икон на рези» служили сюжеты живописных икон, литых старообрядческих, книжные миниатюры. Это рельефные образы Иисуса Христа, Богоматери, изображения святых. Наибольшее распространение в резной деревянной пластике Древней Руси получил образ святителя Николая Можайского, именующегося так по явлению в городе Можайске во время осады его татарами в конце XIV века. Святой Николай изображается как защитник русских городов, с мечом в правой руке и крепостью или храмом — в левой.

Санкт-петербургский музей представляет резные иконы, представляющие такие прославленные духовные центры Русского Православия, как Киево-Печерская Лавра и Соловецкий монастырь. Широко представлены произведения, выполненные мастерами Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. На выставке можно увидеть несколько превосходных работ династии мастеров Хрустачевых, создававших свои шедевры в конце XIX начале XX веков.

Искусство резной иконы, пришедшее из глубины веков, сохраняя свои мотивы, символы, композиции, сейчас переживает второе рождение, приобретая современное звучание в произведениях талантливых мастеров Рашида и Инессы Азбухановых. Глядя на образы, рожденные резцом и талантом двух наших современников, понимаешь: традиция жива. Традиция продолжается.

По материалам сайта «Музеи России»