«ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ». Выступления митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на научно-практической конференции «Государство и традиционные религиозные объединения. Концептуальные основы взаимоотношений на примере Центрального федерального округа». Москва, 25 января 2002 года

6.02.2002 · Архив 2002  

Фото Службы коммуникации ОВЦС МП. Официальный сайт Русской Православной Церкви

Наша конференция посвящена отношениям государства с религиозными организациями на примере Центрального федерального округа. Регулярные встречи полномочных представителей с лидерами религиозных организаций помогают выйти на новые формы сотрудничества. Результатом этого стало подписание договоров, создание совместных советов и комиссий, которые обобщают опыт работы и предлагают рекомендации по его улучшению и распространению. Думается, что было бы важно ввести представителей полпредов в Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Правительстве РФ, дабы Совет мог бы опираться на их опыт в своих решениях и действиях.

Мы строим партнерство с государством, развивая социальные программы в таких областях, как миротворчество, забота о поддержании общественной нравственности, сохранение и развитие национальной культуры, образование и воспитание юношества, благотворительные, научные, издательские проекты. Воздействие религиозных организаций на общество осуществляется не через внешнее влияние, не в форме власти и принуждения, а изнутри, через пробуждение совести. Убежден, что развитие общественно значимой деятельности Церкви никому не опасно. Наоборот, оно совершается в интересах всех людей, православных и неправославных, верующих и неверующих. Думаю, никто так не заинтересован в возрождении нашего Отечества и нашего народа, как Православная Церковь.

Однако область взаимоотношения государства и религиозных организаций таит в себе еще немало проблем. Прежде всего надо сказать о ныне действующем Законе о свободе совести. Он с большими сложностями был принят в 1997 году и до сих пор отражает хрупкий баланс интересов, компромисс между различными силами. Любая попытка изменить закон нарушит этот баланс, осложнит и без того сложные межконфессиональные и церковно-государственные отношения. И особенно в случае, если изменение закона будет делаться без малейших консультаций с религиозными организациями, в тайне от них, как это произошло в случае недавнего внесения в Государственную Думу правительственных поправок в связи с законопроектом о противодействии экстремизму, или когда огульно объявляются антиконституционными любые предложения, направленные на развитие присутствия религии в школе, армии и так далее. Возможно, Закон в чем-то несовершенен, но он остается важным фактором общественной стабильности и обеспечивает условия деятельности религиозных организаций.

Мы строим правовое демократическое государство, много говорим о развитии институтов гражданского общества. Это налагает определенные обязательства, и в числе прочего означает, что в предлагаемых к рассмотрению Государственной Думы законопроектах должны отражаться объективные потребности общества, а при подготовке нормативно-правовых актов, затрагивающих деятельность религиозных организаций, должны учитываться их позиции и законные интересы. К сожалению, многие правовые вопросы церковно-государственных отношений до сих пор не разрешены, а в последнее время возникло немало болевых точек в связи с появлением новых правовых актов. Прежде всего это проблема налогообложения религиозной деятельности и реализации предметов религиозного назначения. Некоторые даже предлагают поставить во всех храмах кассовые аппараты и за каждую купленную свечку выдавать чек, не понимая, что это в корне противоречит тому, что происходит в храме. Такого нет ни в одной стране мира и даже в советское время этого не существовало. Чтобы исправить данное положение, необходимо внесение поправок в Налоговый кодекс РФ.

Во многом остается неразрешенным вопрос о порядке передачи памятников культуры и архитектуры религиозным организациям в целях их дальнейшего использования как в церковной практике, так и в качестве объектов духовного и культурного наследия народов России. Следует также оперативно разрешить проблему передачи земельных участков, фактически используемых религиозными организациями, в их собственность в соответствии с новым Земельным кодексом РФ, для чего скорейшим образом принять соответствующие региональные нормативные акты.

Вызывает немало споров вопрос о создании министерства или иного органа власти по делам культов. Русская Православная Церковь выступает против создания такого ведомства, потому что сама логика управленческого учреждения подобного рода такова, что религиозные объединения воспринимаются не как партнер, а как объект управления. Предполагается, что органы государственной власти не работают вместе с нами, а работают «над нами». Даже если в этом учреждении будут работать самые лучшие люди, очень хорошо расположенные к Церкви, то сама природа такого учреждения будет подталкивать к вмешательству во внутреннюю жизнь религиозных объединений, в кадровую политику, что неизбежно будет осложнять отношения с конфессиями. Мало того, подобное ведомство неизбежно будет постоянно пытаться доказать свою сомнительную полезность, становясь буферной зоной между религиозными организациями и всеми органами власти. Опыт советских времен показывает, что появление такого органа не решает проблем. В течение веков сложился эффективный механизм управления государством — разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, разделение ответственности в рамках исполнительной. Как показывает практика, для осуществления своего присутствия в мире Церковь и другие религиозные организации должны свободно взаимодействовать со всеми ветвями и уровнями государственной власти, без какого-либо «единого посредника».

События 11 сентября пошлого года со всех остротой поставили вопрос о необходимости усиления мер по противодействию религиозно мотивированному экстремизму. Его можно во многом преодолеть путем развития межрелигиозного диалога. Как верно сказал Георгий Сергеевич, мир и согласие в обществе не может быть достигнуто только путем ужесточения карающих механизмов и введения повсеместного контроля. Одним из наиболее продуктивных путей противодействия экстремизму является взаимодействие государства с традиционными религиозными организациями.

Через два дня в Кремле откроются Десятые Рождественские образовательные чтения. Отрадно осознавать, что сегодня мы постепенно переходим от разговоров о религиозном образовании к конкретным действиям. В Центральном федеральном округе есть хороший опыт преподавания религии в школе на добровольной основе. Имеются уже отработанные за много лет программы и конкретные механизмы взаимодействия образовательных структур с Церковью. Этот опыт надо изучать и распространять на все регионы. Мы не говорим об обязательном религиозном образовании в светской школе — это совершенно не нужно. Это может даже повредить. Но школа должна дать начальное представление о религии тем ученикам, которые этого желают. У нас есть ислам, буддизм, иудаизм и другие религии. Когда их последователи компактно проживают в какой-либо местности и в школе учится, положим, 10-20% мусульман, то для них следует ввести занятия по исламской культуре, а для неверующих — уроки светской этики. Присутствие Церкви в системе государственного образования не нарушает ее светский характер, поскольку этим не устанавливается обязательное исповедание и отправление религиозного культа. Цель обучения религии в стенах светской школе — приобщение учащихся к духовным и культурным ценностям той или иной духовной традиции, ее нравственному потенциалу. При этом видится обязательным учет свободного волеизъявления как детей, так и их родителей.

Смотрите также: