«ПОЛНОЦЕННЫЙ ДИАЛОГ С КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКОВЬЮ ВОЗМОЖЕН ТОЛЬКО ПРИ УСЛОВИИ ЕЕ ОТКАЗА ОТ ПРОЗЕЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

— Какими Вы видите новые религиозные сценарии в мире в связи с усилением экстремизма?

— Последнее время роль религиозности в обществе усиливается. Терпят неудачу попытки ограничить религию рамками частной жизни. Правительства и народы многих стран убедились в том, что секулярное общество с минимальными проявлениями религиозности — это не гарантия от конфликтов, а их стимулятор. В то же время некоторые деструктивные силы пытаются использовать усиливающийся религиозный фактор в своих низменных целях.

Волна экстремизма и особенно терроризма, которые, уверен, противоречат практикам всех традиционных мировых религий, должна подвигнуть к активизации их диалога, целью которого стало бы преодоление угроз межрелигиозному миру. Конечно, экстремизм возникает в определенных социальных условиях, и любая религиозная община должна стараться в сотрудничестве с государством и обществом изменить эти условия в лучшую сторону. Стремление исцелить агрессивные устремления людей привело бы к воплощению в жизнь призыва святого апостола Иоанна: «Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» (1 Ин. 4. 7). Я в связи с этим полагаю, что борьба с радикализмом не должна идентифицироваться в сознании людей с физическим уничтожением конкретных лиц, с ненавистью по отношению к каким-либо религиозным, национальным и социальным группам. Практика создания образов врага, которая иногда используется недальновидными политиками, может привести к усилению противоречий в обществе.

— Будет ли возможен настоящий прочный мир между исламом и христианством?

— Возможность мира между христианством и исламом никогда не вызывала сомнения у Русской Православной Церкви. Тот факт, что на протяжении столетий в России православные мирно живут бок о бок с мусульманами, является доказательством возможности такого мира. Есть множество примеров взаимопомощи и сотрудничества на уровне местных религиозных общин. Наш опыт сосуществования мог бы быть весьма полезен для всего мира, и Русская Православная Церковь рада этим опытом поделиться. Православные весьма заинтересованы в том, чтобы как можно меньше людей верило в «необходимость» борьбы цивилизаций по Сэмюэлу Хантингтону.

Мне представляется очевидным, что традиционным религиям зачастую вообще бывает легче найти мир друг с другом, чем с носителями идей, противостоящих любым проявлениям религиозности. С такими настроениями мы боролись в Советском Союзе. Не изжиты они и в западном мире.

Русская Православная Церковь активно поддерживает институциональный диалог с мусульманами в рамках Межрелигиозного совета России и Межрелигиозного совета Содружества Независимых Государств. Одна из целей такого диалога — минимизировать опасность возникновения противоречий, создающих угрозу миру. И опять же подчеркну, что результаты этого диалога еще раз подтверждают: мир не только возможен, но вполне реален и необходим.

— Что могут сделать христиане для достижения этой цели?

— Каждый христианин должен помнить, что мира не будет в мире сем, если не будет его в душах наших. «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое и, напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе», — говорит апостол Павел (Рим. 2. 9-10). Преподобный Серафим Саровский -великий подвижник XIX века, 250-летие со дня рождения которого мы недавно праздновали, — говорил: «Стяжи дух мирный, и тысячи вокруг тебя спасутся». Следуя заповедям Господа нашего Иисуса Христа, каждый человек способствует установлению как мира между религиями, так и всеобщего мира.

— Считаете ли Вы, что различные христианские Церкви смогут больше сблизиться в этом новом тысячелетии?

— Единство христиан является сокровенным чаянием и предметом горячих молитв многих верующих во Христа Спасителя. Мы признаем, что разделение христианского мира глубоко трагично. Результатами его стали оскудение любви, вражда, взаимное недоверие. Разделение между христианами остается серьезным препятствием для свидетельства о Христе, что особенно актуально в свете духовного кризиса, охватившего секулярный мир. Вот почему Православная Церковь не перестает призывать всех христиан исполнить заповедь нашего Господа и Спасителя о единстве в Нем и ради Него.

При этом я убежден, что такое согласие не может быть достигнуто лишь человеческими усилиями, подобно тому, как достигается объединение стран и политических блоков. К сожалению, в последнее время приходится наблюдать, что многие христианские сообщества все дальше удаляются от этой истины, пытаясь созидать единство на песке человеческих привязанностей и уступок духу мира сего, попирая библейские этические нормы. Мы призываем их задуматься над последствиями подобных действий, и молимся, чтобы Господь вразумил и просветил их. Единство христиан — дело Святого Духа, и достигнуть его можно лишь на основе богооткровенной истины, запечатленной в Евангелии и в учении древней неразделенной Церкви, в полноте сохраняемом Церковью Православной. Только утвердившись на камне веры во Христа Спасителя, можно получить Его дар — «единство духа в союзе мира» (Еф. 4.3).

— Каковы на сегодняшний день надежды православного мира?

— Православный мир ясно видит те многочисленные угрозы, которые несет нам современность. К сожалению, в обществе есть силы, по разным причинам заинтересованные в том, чтобы люди ставили во главу угла удовлетворение своих страстей без оглядки на нравственные ценности и на окружающих, при чем попираются проверенные веками представления христианства о добре и зле, о достойном и постыдном. Русская Православная Церковь никогда не соглашалась и не согласится с тем, что такое допустимо под каким-либо предлогом. Более того, исходя из учения о богоданной свободе человека, мы сделаем все, чтобы подобный выбор не был предопределен осознанной пропагандой антихристианских ценностей, которая, как нам видится, направлена во вред не только отдельным индивидам, но и всему человечеству.

В то же время мы полны оптимизма, ибо надеемся прежде всего на слова Господа: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12. 32). В российском обществе мы находим немало сочувствующих, в том числе среди общественных и государственных деятелей, которые разделяют наши представления, подтверждая тем самым надежду на милость Божию к православному миру.

— Что Вы хотели бы сообщить католическому миру?

— Думаю, что в наше время как никогда прежде необходимо объединение усилий всех традиционных Церквей в свидетельстве миру о Христе. Происходящие сегодня процессы глобализации, объединения Европы, попытки тотальной секуляризации всех сфер человеческой жизни требуют общехристианского осмысления и оценки. Однако ответ христиан на вызовы современного мира только тогда будет успешным и убедительным, когда соработничество между нами будет осуществляться в духе взаимной братской любви и уважения. Именно этот принцип должен стать непоколебимым основанием межконфессиональных отношений и, в частности, православно-католического диалога.

Убежден: необходимо прежде всего отказаться от прозелитизма, являющегося ничем иным, как недостойной погоней за сиюминутной выгодой в ущерб подлинному благовестию Христову. К сожалению, именно подобное отношение мы нередко встречаем со стороны католического духовенства и монашествующих, действующих на территории России и других стран СНГ. Мы ждем от Римско-Католической Церкви коренного изменения своей политики по отношению к православным, прекращения заведомо недружественных действий. Только при таком условии возможен тот полноценный православно-католический диалог, к которому наша Церковь принципиально открыта и готова.

— Какое послание Вы хотели бы передать евангелическому (протестантскому) миру?

— Мы, безусловно, стремимся достичь взаимопонимания с протестантским миром, сотрудничаем с его представителями в области религиозно-общественного и благотворительного служения. Но одним из серьезных препятствий на пути к реальным добрым взаимоотношениям является безудержный прозелитизм многих протестантских сообществ в канонических пределах Русской Православной Церкви. И я обращаюсь к христианам Запада с призывом прекратить заниматься «кражей овец» и вспомнить о нашей общей ответственности перед миром, ради спасения которого Господь «отдал Сына Своего Единородного» (Ин. 3. 16), быть свидетелями Истины Спасителя, а не расхитителями стада соседей.

И второе. Мы с глубокой болью наблюдаем, как значительная часть протестантского мира стремительно утрачивает христианские ценности, меняет евангельские ориентиры на мирские. И не только спокойно смотрит на «творящих беззаконие» (Мф. 7. 23), но и одобряет аборты, разводы, однополые браки и даже рукоположение открытых гомосексуалистов. И я хочу сказать этим христианам: братья, опомнитесь! Мы не можем потакать грехам обезбоженного мира. Мы должны быть «солью земли» (Мф. 5. 13) и «светом миру» (Ин. 8. 12); должны вести за собой людей в Церковь и через нее — к спасению, ибо «мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога» (1 Кор. 2. 12).

— Атеизм еще сильно распространен среди людей? Что осталось от атеизма у людей?

— Россия переживает благодатное время возрождения церковной жизни. Открываются новые и восстанавливаются старые монастыри и храмы, развивается приходская деятельность, растет качество религиозного образования. Можно говорить, что время господства атеизма далеко позади. При этом надо помнить, что атеизм, господствовавший в советское время, по большинству был не свободным выбором, а насилием над сознанием людей. И поэтому неудивительно, что многие и многие мои соотечественники в наше время возвращаются к Православию как к исконной духовной традиции.

Атеизм в целом, в долгосрочной исторической ретроспективе нехарактерен для нашего общества. Это лишь наследие советского периода, на полное преодоление которого мы искренне надеемся. Наша надежда и деятельность, слава Богу, уже принесла значительные плоды.

В то же время слова Спасителя: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7. 21) заставляют нас, верующих, задуматься над тем, что преодоление атеизма как в личном, так и в общественном плане есть только начало духовности.

— Великие мира сего — изменилась ли их ответственность?

— Любой человек отвечает за свои дела перед Богом, Который, по слову святого апостола Иуды, придет «сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники» (Иуд. 1. 15). Это та ответственность, осознанию которой всеми, в том числе и «великими мира сего», стремится поспособствовать Русская Православная Церковь. На факте осознания этой ответственности строится и любая другая, прежде всего ответственность перед близкими, обществом, Родиной и, конечно, Церковью. Кроме того, люди, берущие на себя ответственность за судьбы людей, — государственные деятели, политики, военачальники, учителя, пастыри, лидеры общественного мнения, — должны помнить о том, что «кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12. 48).

— Представим себе сцену, описанную Достоевским в «Братьях Карамазовых»: «Если бы Христос вернулся…».

— Воскресший Господь сказал апостолам и, соответственно, апостольской Церкви: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28. 20). Эти слова являются для нас, православных, поистине жизнеутверждающими. Присутствие Господа в Церкви, Главой которой он является (Ефес. 5. 23), — залог ее спасительности.

Однако и ожидание Второго Пришествия, которым также живет Церковь — это не только догмат, отраженный в Символе веры, но и напоминание христианам о трезвении на пути спасения, поскольку мы должны, по слову Спасителя, бодрствовать, не зная, в который час Господь приидет (Мф. 24. 42), дабы встретить Его подобно разумным девам, с горящими светильниками (Мф. 25. 1-13).

Смотрите также