Состоялось очередное заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви
9.03.2005 · Архив 2005-2009, Религиозная ситуация на Украине, События
9 марта 2005 года в Синодальном зале Киевской митрополии в Киево-Печерской лавре под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира состоялось очередное заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви.
На заседании было принято обращение к епископату, духовенству, монашествующим и всем верным чадам Украинской Православной Церкви, к братьям и сестрам, которые находятся вне церковного единства со Вселенским Православием.
В обращении содержится призыв к духовному обновлению всех верующих чад Церкви в наступающие дни Великого Поста и указывается, что для достижения этой цели важно «дать правильную оценку нашему духовному состоянию и окружающей действительности». Члены Священного Синода обращают особое внимание на необходимость действовать в согласии «со словом Божиим, Священным Преданием и с церковными канонами, пренебрежение которыми ведет к потере церковности, выводит их нарушителей за церковную ограду. Являясь членами Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, мы должны беречь нашу святую Православную веру и пребывать в нерушимом церковном единстве, без которого, по православному вероучению, нет спасения», — сказано в обращении.
Далее в документе говорится, что в настоящее время Украинская Православная Церковь «надеется на долгожданное окончание периода вмешательства органов государственной власти в жизнь Церкви и политизации межконфессиональных отношений в Украине».
Вместе с тем члены Священного Синода Украинской Православной Церкви выразили обеспокоенность в связи с наблюдающейся активизацией деятельности раскольнических группировок, в частности, так называемого «Киевского патриархата», не имеющего отношения к Вселенскому Православию. В обращении содержится напоминание, что данная раскольническая организация была создана в 1992 году при вмешательстве светской власти и с грубым нарушением священных канонов, чем поставила себя вне границ Православной Церкви. Отказ «Киевского патриархата» от фундаментальных канонических норм лишил эту организацию законной иерархической структуры и апостольского преемства, поэтому совершаемые в ней «священнодействия» стали безблагодатными, недействительными. Еще в 1993 году Священный Синод Украинской Православной Церкви указывал, что «поспешность или антиканоничность в действиях, связанных с получением автокефалии, всегда порождала и будет порождать расколы, которые являются толчком и к нарушению гражданского мира в государстве». Эта позиция остается неизменной для Украинской Православной Церкви и сегодня.
Члены Священного Синода обратились к находящимся в расколе со следующими словами: «Переборов собственный эгоизм и гордыню, а иногда и просто обычное неведение, вернитесь в лоно Матери-Церкви. Двери наших сердец открыты навстречу вам. Будем помнить, что нет греха, которого не простил бы Господь, которого Церковь не покрыла бы своей любовью. Проповедью покаяния начал свое служение Предтеча Господень Иоанн. Его словами призываем и мы вас к урегулированию церковного нестроения в каноническом порядке, установленном Богом, святыми Апостолами и святыми Отцами. Чем быстрее это произойдет, тем быстрее мы вместе едиными устами и единым сердцем сможем воспевать Имя Господне. Сегодня мы имеем реальный шанс начать свободный диалог между православными христианами Украины относительно достижения церковного единства на основе строгого соблюдения церковных правил».
В документе подчеркивается, что «вся полнота канонической Украинской Православной Церкви всегда глубоко печалилась по поводу расстройства церковной жизни и нарушения мира среди верующих, которые повлек за собой раскол Православия в Украине. Украинская Православная Церковь всегда стояла и стоит на позиции скорейшего исцеления раскола и ликвидации его последствий».
В обращении содержится напоминание о том, что 8 декабря 1992 года Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир выступил с предложением о проведении богословского диалога с представителями УАПЦ и УПЦ-КП ради преодоления церковного раскола. Священный Синод Украинской Православной Церкви тогда сформулировал следующие условия для начала такого диалога, которые актуальны и сегодня:
«1. Прекращение насилия со стороны сторонников «Украинской православной церкви — Киевского патриархата» по отношению к Украинской Православной Церкви. (К сожалению, насилие сегодня возобновилось в Сумской, Херсонской, Харьковской, Тернопольской и прочих областях).
2. Возвращение Украинской Православной Церкви захваченных силой соборов, храмов, епархиальных центров, учебных заведений.
3. Невмешательство центральной и местной власти, народных депутатов во внутреннюю жизнь Церкви.
4. Без участия бывшего митрополита Филарета (Денисенко) которого, по высказыванию Константинопольского Патриарха Варфоломея, «никто не признает как архиерея».
Документ завершается обращением к тем, кто уклонился в раскол:
«Дорогие братья и сестры, мы дети Единого Бога и единого народа Украины, и Святая Церковь ожидает возвращения своих чад к единству во Христе».
Священный Синод Украинской Православной Церкви принял также обращение к Президенту Украины В.А.Ющенко.
В обращении выражена надежда на «улучшение политического, экономического и духовного климата на Украине». Члены Священного Синода отмечают, что «сегодня, всего за несколько месяцев работы всех реформированных ветвей власти, еще тяжело давать оценку тем государственно-церковным отношениям, которые сейчас складываются. Из разных регионов Украины поступает разная информация. В одних случаях она утешает тем, что эти отношения налаживаются в духе демократии, Церковь получает свободную возможность реализации своих прав и обязанностей. Информация из других регионов огорчает, поскольку местное руководство проявляет средневековое видение своих взаимоотношений с Церковью: «Чья власть — того и вера».
Члены Священного Синода также надеются, что не будет вмешательства органов государственной власти в жизнь Церкви и политизации межконфессиональных отношений на Украине. «Примером грубого вмешательства власти в церковные дела является кровоточащая рана на теле Христовой Церкви — раскол Православия в Украине. Ведь как и создание при Л.Кравчуке в 1992 году, так и последующее развитие при Л. Кучме этой псевдоправославной организации сопровождалось попустительством власти, невзирая на обоснованные протесты Генеральной прокуратуры Украины. Верим, что это была последняя страница нашей истории, которая написана людьми, воспитанными во времена тоталитарной советской системы», — говорится в обращении.
В документе выражено негативное отношение к идее «искусственного создания Украинской Православной Поместной Церкви путем механического объединения Украинской Православной Церкви, которая сохранила свое каноническое достоинство, с раскольниками, которые в свое время отпали от нее и на сегодняшний день юридически оформились как «православные церкви», называя себя ветвями украинского Православия».
«Украинская Православная Церковь, как и все Православные Церкви мира, живет по своеобразной конституции — канонам, то есть правилам уклада внутренней и внешней жизни, сформулированным Святыми Апостолами, Вселенскими Соборами и принятым для всецерковного обязательного применения. При нарушении канонического уклада нарушается и церковная дисциплина, а это, в свою очередь, ведет к появлению расколов, ересей, деструктивных и тоталитарных сект, в результате чего страдают существенные свойства Церкви: единство, святость, каноничность, апостоличность (что и случилось в Украине)», — говорится в обращении.
В заключение члены Священного Синода выражают надежду на то, что на Украине будет происходить становление гармоничных взаимоотношений между государством и Церковью на основах взаимного уважения и соблюдения общепринятых европейских норм.