В праздник Обрезания Господня Местоблюститель Патриаршего Престола совершил богослужение в Покровском женском монастыре
14.01.2009 · Архив 2005-2009, События
14 января 2009 года Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил Божественную литургию в Покровском соборе Покровского ставропигиального женского монастыря. Владыке Кириллу сослужили архиепископы Костромской и Галичский Александр, Орехово-Зуевский Алексий, епископы Бакинский и Прикаспийский Александр, Дмитровский Александр, Венский и Австрийский Иларион и Бронницкий Феофилакт, духовенство Московской епархии, клирики Покровского монастыря.
За богослужением молились сестры обители, многочисленные прихожане, благодетели и гости, воспитанницы монастырского приюта.
В архипастырском слове митрополит Кирилл напомнил, что в этот день отмечается великий праздник Обрезания Господня, а также начало Нового года по юлианскому календарю и память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской.
«Праздник Обрезания связан с совершенно конкретным событием: согласно ветхозаветному закону, на восьмой день после рождения младенца мужского пола должно было совершаться обрезание крайней плоти – в воспоминание завета, который Бог учредил с Авраамом. И все верующие в Единого Бога люди совершали обрезание в знак верности тому союзу, что Бог заключил с Авраамом праведным», — рассказал Патриарший Местоблюститель.
«Господь Иисус Христос, воплотившийся Сын Божий, конечно, не нуждался в обрезании, — подчеркнул архипастырь. – Его миссия спасения рода человеческого превышала все, что сделал Авраам и все праведники, которые жили до Него и которые жили, живут и будут жить после Рождения Спасителя. И никаким обрезанием невозможно было ни увеличить, ни уменьшить значение этой миссии или повлиять на дело, совершаемое Господом».
Тем не менее, Иисус Христос принимает обрезание: благочестивые родители приносят Его в храм, и все совершается так, как и полагалось в иудейском народе. Это обстоятельство заставляет нас задуматься о значении обряда и религиозного обычая, отметил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: «Обрезание было таким обрядом – человек, принимая его, как бы подтверждал свою связь с заветом, что Бог заключил с Авраамом. Это был тому видимый знак. Но разве все люди, совершавшие обрезание, неизменно оставались верными тому закону, тому завету, что Бог дал Аврааму? Да совсем нет. И о том со всей силой свидетельствует пламенная проповедь Самого Спасителя, обличение Им книжников, фарисеев и лицемеров, которые тщательно выполняли все обычаи, но сердцем отдалились от Бога и практически разрушили завет, что Бог с Авраамом заключил. Значит, обрезание не только не предохраняло человека от совершения злых дел, но даже и от формального лишь исполнения им ветхозаветного закона».
«Зачем же Господь принял обрезание? Он исполнил этот обычай, чтобы всем нам дать правильное понимание того, что есть религиозный обычай, что есть религиозный обряд», — сказал иерарх.
«Все мы – люди, имеющие тело, чувства, разум, зрение, ум, обоняние, осязание, — живем в этом мире, имея физическое тело, и даже потребности души своей реализуем очень часто телесным образом, потому что иначе не можем. Действия тела, движения ума и воли – это то, чем человек себя выражает и проявляет. И религиозное чувство, религиозную жизнь люди тоже обнаруживают физическим образом. Например, мы все с вами сегодня собрались в храме. Каждый утром встал, добрался до этого святого места на транспорте, вошел, перекрестился, стал молиться. Духовные движения, движения сердца мы все выражаем физическим образом. И обычай, в том числе и церковный, религиозный обычай, – это форма, посредством которой мы выражаем наше религиозное чувство, — подчеркнул Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. – Когда мы совершаем те или иные обряды, те или иные священнодействия, то выражаем внутреннее религиозное чувство таким образом, как можем его выразить, будучи людьми, физически связанными с природой, с миром, который Бог создал».
Говоря о значении религиозного обряда, архипастырь отметил также, что форма внешнего богопочитания закрепляет в сердце человека духовные ценности: «Все то, что Бог передает нам Своим словом, то, что мы воспринимаем сердцем, что выражаем посредством внешнего богопочитания, составляет нечто единое и цельное. Во внешнем богопочитании мы сохраняем и выражаем все те величайшие ценности духовные, которые Господь передал людям, оно помогает нам возвращаться умом к этим ценностям. Внешний обычай церковный и обряд имеет огромное значение: с одной стороны, он выражает наше внутреннее состояние, с другой — закрепляет в нашей памяти, в нашем сознании, в нашей внутренней сердечной жизни Божественные непреходящие истины. Поэтому внешние обряды имеют большое духовно-воспитательное значение».
Владыка Кирилл проиллюстрировал свои слова примером из общественной жизни, отметив, что обряды имеют место и в светском обществе. Одним из них является военный парад. «В момент парада воины показывают свои доблесть, силу, дисциплину, выучку, а через внешний обычай они обнаруживают саму суть своего служения. И это выражение воинского долга и доблести имеет огромное значение для самих участников парада, мобилизует и воспитывает их. Но парад имеет огромное значение и для других людей, для их воспитания, он формирует патриотические чувства, внушает гордость за свою страну, любовь к Отечеству, — подчеркнул Патриарший Местоблюститель. — Если внешние светские обряды имеют такое большое значение, и нет ни одного государства, у которого не было бы своей символики, своих обычаев, то, что же говорить о Церкви, которая в течение двух тысяч лет хранит веру, переданную Спасителем, воспитывает религиозные чувства людей?»
Но во всем этом есть и некая опасность, напомнил митрополит Кирилл: в сознании некоторых людей, особенно недостаточно духовно просвещенных – тех, кто редко читает слово Божие, святоотеческую литературу, назидательные книги, тех, кто не размышляет о своей вере, а просто привык приходить в церковь – формируется неправильно и опасное отношение к обрядам. «Им кажется, что точное исполнение обряда – вот оно-то и спасает человека и больше ничего делать не надо. Более того, можно участвовать в обряде, находясь в Церкви, и в то же время отталкивать человека, который рядом с тобой стоит или одергивать его, или делать грубые замечания и даже тут же, в храме, обидеть ближнего. Упование на то, что внешние действия нас автоматически спасают, является опаснейшим заблуждением и грехом», — предостерег Владыка Кирилл.
В качестве примера он рассказал историю из собственной жизни. «В течение десяти лет я был ректором в Духовной академии и семинарии в Санкт-Петербурге, тогда Ленинграде. Жил вначале вместе с родителями, потом родители скончались, и я время от времени навещал их квартиру в обычном доме, где было много жильцов. Когда я приходил туда, меня часто навещала соседка по лестничной площадке. Эта простая, еще не старая женщина, работавшая на фабрике, любила, как она говорила, «побеседовать о Божественном». И вот однажды пришла она, села на кухне, подперла кулаком щеку и говорит мне: «Слушай, ничего я не понимаю, что происходит». Когда же я спросил, что же произошло в ее жизни, ответила: «Ходила я, ходила к святителю Николаю, свечки ставила, а Борьку – брата моего – все равно в тюрьму посадили». И она сказала это не по глупости, а потому, что была полностью уверена в том, что одни только свечки перед иконой могут избавить ее непутевого брата, который действительно совершил преступление, от законного наказания. Но ведь так часто мы и думаем: приду, поставлю свечку – и все в порядке, закажу молебен – и автоматически получу все просимое».
«Мы от Бога ничего не можем получить автоматически – по нашей вере и добрым делам, связанным с верой, Он дает нам Свою благодать, Свою силу. И вот именно эта сила и спасает нас, именно эта сила и побеждает в нас грех, ибо никакими человеческими усилиями и внешним исполнением религиозных правил греха не победить, — напомнил Патриарший Местоблюститель. — Бог дает нам свою благодать, и ею мы побеждаем грех. А привлекая благодать Божию, мы можем ею делиться с другими: и с непутевыми братьями и сестрами, с ближними и дальними. Когда у человека преизбыточествует благодать, тогда он начинает ее расточать вокруг».
В связи с этим митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл напомнил собравшимся в храме Покровского монастыря о подвиге святой блаженной праведной Матроны Московской, мощи которой пребывают в обители. «Она не была ни митрополитом, ни священником, даже, вроде, и монахиней не была. Она простая женщина, слепая, убогая. Ну кто бы на нее всерьез посмотрел, особенно из тех, кто уповает на человеческую силу? Она являла собой полную человеческую слабость: хрупкий сосуд, инвалид, больной человек, но силой веры она привлекла к себе Божественную благодать такой силы, что не только ей хватило этой благодати, но и всем, кто приходил к ней и кто сегодня притекает к ее честным мощам. И люди в очереди стоят не потому, что это обычай, не потому что так положено, а по велению сердца. И чем длиннее очередь, тем чаще и с большим дерзновением и любовью встают в эту очередь люди, чтобы принести свой малый труд, чтобы приложиться к мощам Матронушки, чтобы получить просимое по своим молитвам», — сказал архипастырь.
Было отмечено, что церковная жизнь предполагает священнодействия, обряды и замечательные обычаи, к которым нужно относиться бережно, потому что они пришли к нам из глубины веков, потому что в них фиксируются церковные традиции, в том числе и духовно-нравственные; через эти традиции и обычаи мы выражаем свое религиозное чувство. В то же время митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл вновь напомнил, что человек, который отрывает свое религиозное чувство от внешней религиозности, становится медью звенящей и кимвалом бряцающим (1 Кор. 13. 1), как говорит о том апостол Павел.
«Дай Бог всем нам возрастать в вере и благочестии, с благоговением посещать храм Божий, исполнять церковные обычаи и предписания, зная, что это полезно для души, и одновременно постоянно размышлять о своей вере, читать слово Божие, назидаться им и в практической своей жизни руководствоваться этим сокровищем веры, молитвой и добрыми делами привлекая к себе Божественную благодать, которая немощныя врачует и оскудевающая восполняет».
По завершении богослужения настоятельница монастыря игумения Феофания (Мискина) поблагодарила Патриаршего Местоблюстителя за молитвенное общение, отметив: «Мы все ощущаем себя участниками этого церковного торжества».
«Сегодня в наших сердцах соединяются разные чувства, — продолжила она. — Это и радость дней между Рождеством Христовым и Богоявлением, радость о родившемся Богомладенце Христе, который пришел в мир ради нас и ради нашего спасения. Но чувство это соединяется в наших сердцах со светлой скорбью о недавней потере нашего Первосвятителя – Святейшего Патриарха Алексия». Настоятельница Покровского монастыря отметила, что обитель жила и восстанавливалась во многом благодаря заботам Его Святейшества, его благословением и по его святым молитвам. Святейший Патриарх лично освятил все храмы обители.
Игумения Феофания пожелала Патриаршему Местоблюстителю помощи Божией в его служении, доброго здравия, крепости сил, долгих лет жизни и передала в дар Владыке шитую бисером икону блаженной Матроны Московской.
Поблагодарив за добрые слова, митрополит Кирилл сказал: «Сегодня в конце заупокойной ектеньи, произнося положенное уставное возглашение, я употребил в отношении почившего Святейшего Патриарха слово «приснопамятный». Это слово относят к тем, о ком Церковь сугубо молится. И надеемся, что присно, во все времена память об этом человеке будет сохраняться в наших сердцах. Я благословляю, чтобы отныне, после сорокового дня, молитва за Святейшего Патриарха Алексия совершалась таким образом. Именуя его приснопамятным, в это слово мы будем вкладывать нашу надежду на то, что всегда — и при жизни нашего поколения, и при поколениях следующих – в Церкви Русской будет совершаться молитва о приснопамятном Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Алексии II».
Владыка Кирилл поблагодарил игумению Феофанию за труды, которые она несет вместе с сестрами обители, подчеркнув: «Монастырь этот имеет особое значение не только как важное в истории Москвы место, но в первую очередь потому, что мощи святой блаженной праведной Матроны Московской ныне пребывают в этой обители, притягивая к себе тысячи и тысячи людей, которые не на словах, а на опыте своей жизни видят реальную помощь и молитвенное заступление. Ее молитвами да хранит Господь Первопрестольный град наш Москву. Ее молитвами да сохранит Бог обитель сию. В преддверии Поместного Собора я хотел помолиться у честных мощей блаженной Матроны, попросить ее молитв, дабы Собор прошел в мире, любви и единомыслии, чтобы наша Церковь вышла из этого времени еще более окрепшей, объединенной вокруг преемника Святейшего Патриарха Алексия, чтобы непреткновенно и без соблазнов могла она следовать своему пути. Путь этот не будет легким уже хотя бы потому, что Господь всем нам сказал, что путь в Царствие Небесное ведет через узкие врата (см. Мф. 7. 14). У Церкви никогда не было легкого пути, а тем более в настоящее время, когда враг рода человеческого сеет так много соблазнов и искушений, на которые, к сожалению, поддаются многие люди, отдавая себя во власть темных сил. Церковь призвана идти трудным путем в надежде, с любовью, без всякой злобы и конфронтации с другими, объединяя вокруг себя всех».
Церковь Православная всегда всех объединяла любовью, потому и Русь – маленькое средневековое государство – стало Великой Россией от океана до океана, чтобы воспитанные Православной Церковью русские люди всегда открывали свои сердца для многих других, созидая великий народ и великую страну, подчеркнул митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
После богослужения Местоблюститель Патриаршего Престола и сослужившие ему архипастыри поклонились мощам блаженной Матроны Московской в монастырском храме Воскресения Словущего.
Служба коммуникации ОВЦС
Видео пресс-службы Московской Патриархии при техническом содействии телеканала «Союз»