Соборные слушания Всемирного Русского Народного Собора по теме «Вера и знание: проблемы науки и техники на рубеже столетий»

20.03.1998 · Архив 1998  

ВСЕМИРНОГО РУССКОГО НАРОДНОГО СОБОРА
ПО ТЕМЕ «ВЕРА И ЗНАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ НАУКИ
И ТЕХНИКИ НА РУБЕЖЕ СТОЛЕТИЙ»

18-20 марта состоялись Соборные слушания Всемирного Русского Народного Собора по теме «Вера и знание: проблемы науки и техники на рубеже столетий». В первый день работы слушаний имели место пленарные заседания, проходившие в Московском Свято-Даниловом монастыре. На первом заседании к собравшимся обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (ниже текст Слова Его Святейшества приводится полностью). Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации В.Б.Булгак огласил приветствие Премьер-министра России В.С.Черномырдина, начальник Управления Президента РФ по вопросам вунтренней политики А.В.Логинов — приветствие руководителя Администрации Президента РФ В.Б.Юмашева. Было оглашено приветственное послание Председателя Совета Федерации ФС РФ Е.С.Строева.

19 и 20 марта работа слушаний проходила в форме пленарного заседания, круглого стола и секций по пяти упомянутым в итоговом документе основным темам. Заседания имели место в здании Московской духовной академии в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. На заключительном пленарном заседании 20 марта участники слушаний приняли результативные документы, которые также приводятся полностью на этой странице.
С Л О В О СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II ПРИ ОКРЫТИИ СОБОРНЫХ СЛУШАНИЙ ВСЕМИРНОГО РУССКОГО НАРОДНОГО СОБОРА ПО ТЕМЕ «ВЕРА И ЗНАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ТЕХНИКИ НА РУБЕЖЕ СТОЛЕТИЙ»
Преосвященные архипастыри, многоуважаемые представители науки, высших органов государственной власти, дорогие отцы, братья и сестры!

Приветствую вас, в очередной раз собравшихся по инициативе Всемирного Русского Народного Собора. Деятельность Собора, как и прежде, направлена на достижение его основной цели: дать нашему народу прочную духовную и нравственную опору в решении проблем общенационального и планетарного масштаба.

В этот раз вы собрались обсудить важнейшие для человечества проблемы развития современной науки и техники. Куда ведет нас расширение научно-технического знания? Во зло или во благо используются плоды, взращенные руками инженеров и ученых? Как сделать, чтобы люди могли своевременно предвидеть негативные последствия тех или иных открытий? Эти вопросы давно обсуждаются как среди широкой общественности, так и в научном мире. Ваше высокое собрание отличается тем, что оно определило одной из своих задач исследование этих сложных вопросов с духовных позиций, подход к выработке православной точки зрения на проблемы, связанные с процессами научно-технического развития.

Это очень важное и своевременное намерение, имеющее большое значение как для всего нашего общества и государства, так и для Русской Православной Церкви.

Наука и техника — это не только открытия, формулы, изобретения, все новые и новые рукотворные чудеса, которым поистине уже несть числа. Это в первую очередь люди, создатели всего этого богатства, такого привлекательного и нужного, но такого небезопасного. Вопрос о том, что движет этими людьми, определяет их духовную ориентацию, веру, идеалы, — очень значим для нас. Ведь, по слову Священного Писания, в руке Божией «и мы и слова наши, и всякое разумение и искусство делания» (Прем. 7. 16).

Современные науку и технику часто и справедливо упрекают в том, что их развитие приводит к опасным для человечества результатам. Действительно, очень проблематичны и тревожны возможные последствия научных работ, например, в области генной инженерии или клонирования живых организмов. Неоднозначны результаты распространения современных компьютерных технологий, создания глобальных информационных сетей. Будучи, по видимости, безусловным благом, предоставляющим человеку дополнительные степени свободы, новые технологии также могут вести и к новому порабощению людей, превращению человеческого сознания и личности в объект технологических манипуляций. Опасность подобного развития событий нельзя преуменьшать.

Наряду с этим следует признать совершенно неправильными звучащие иногда призывы к тому, чтобы совсем отказаться от современной техники, насильственными внешними мерами ограничить ее развитие. Ошибочны и попытки объявить всю область научно-технического знания чем-то принципиально враждебным Богу и Церкви.

Отказаться от науки и техники сегодня невозможно, да и не нужно. Важно только, чтобы они не служили построению новой вавилонской башни — глобального культа потребления, не вовлекали человечество в порочный круг создания и удовлетворения все новых и новых сиюминутных потребностей, а присущими им средствами способствовали устроению мирной, достойной и справедливой жизни, спасению людей от нищеты, голода, болезней, невежества. Наука должна служить насущным нуждам людей: в этом и заключается ее предназначение.

Вместе с тем данное служение не следует понимать как сугубо утилитарное. В этом высоком собрании нелишним будет вспомнить, что заповедали сегодняшним научным работникам великие ученые прошлого. Цель науки и главный долг ученого — это поиск истины. Поэтому православный взгляд на проблемы науки и техники заключается, в частности, и в том, чтобы отвергнуть многочисленные попытки поставить науку на службу не истине, не потребностям гармоничного устроения жизни, а частным корыстным интересам, в первую очередь интересам господства и наживы. Мы знаем, что критерий для уверенного отделения зерна от плевел в этой сложной области может дать вера, духовный опыт и духовное водительство Церкви. Вот почему такой актуальной представляется тема «Вера и знание», вынесенная в заглавие настоящей встречи.

Ученого, изобретателя, конструктора часто называют «творцом», «создателем». Действительно, их трудами в земном мире появляются вещи, ранее в нем не существовавшие, которые еще несколько лет назад нельзя было даже представить. Это великая ответственность пред Богом и людьми. Ведь Творец и Создатель у мира один. Вот почему посреди своих трудов ученый должен пребывать в должном смирении и благоговении пред Богом, направляя свои усилия на то, чтобы в меру возможностей содействовать воплощению Божия замысла о мире и человеке. История убедительно свидетельствует: в ином случае всякий ученый, сколь бы талантлив и трудолюбив он ни был, становится легко уязвим для тяжких духовных болезней — гордыни, самомнения, ложной уверенности в неограниченных правах своей научной мысли. Святая Библия предупреждает нас: «Не есть мудрость знание худого. И нет разума, где совет грешников» (Сирах. 19. 19).

Особые проблемы связаны с состоянием отечественной науки и техники. Россия — великая научная держава. Открытия и изобретения, сделанные в нашей стране, стали отправными точками многих ведущих направлений мировой науки и техники. Тяжелый кризис, который переживает Россия в последние годы, привел к существенному ослаблению ее научно-технического потенциала. И надо помнить, что если наша страна в самые короткие сроки не сумеет восстановить былое могущество в этой области, в наступающем столетии она столкнется с серьезными испытаниями. В нынешней ситуации само национально-государственное существование России оказывается неразрывно связанным с состоянием ее науки, образования, высокотехнологичных и наукоемких отраслей промышленности. Так что судьба России в наши дни находится во многом в руках людей, которых принято называть научно-технической интеллигенцией. Не только духовная жизнь этих людей, но и их житейские проблемы, душевное состояние, а также патриотизм, готовность мобилизовать все свои таланты и силы на служение Отечеству — все это не может не волновать Церковь.

В последнее время с трибуны Всемирного Русского Народного Собора неоднократно звучали весьма актуальные высказывания о важности духовного влияния Церкви на всех, кто по своему профессиональному долгу работает с людьми, — учителей, журналистов, творческих работников. Сегодня не меньшее внимание должно быть отдано специалистам, работающим в новейших областях знания, самой широкой научно-технической общественности. И настоящее собрание — лишь начало много-обещающего движения по объединению наших усилий. Люди, создающие самые современные научные знания и новейшие технологии, нуждаются в прочной опоре — духовной традиции Православия. В этом — возможный ответ России на те сложнейшие проблемы, которые уже встали перед ней и с которыми она столкнется в недалеком будущем.

В древних стенах Свято-Данилова монастыря я еще раз сердечно приветствую всех вас, священнослужителей и мирян, инженеров и ученых, общественных деятелей, государственных мужей, и призываю благословение Божие на ваши грядущие труды.

ВЕРА — ЗНАНИЕ — ДЕЙСТВИЕ Итоговый документ Соборных слушаний

С 18 по 20 марта 1998 года Всемирный Русский Народный Собор провел в двух древнейших и известнейших русских обителях — Московском Свято-Даниловом монастыре и Свято-Троицкой Сергиевой Лавре — Соборные слушания на тему “Вера и знание: наука и техника на рубеже столетий”. К участникам слушаний обратился Глава Собора — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Слушания также приветствовали руководители высших органов законодательной и исполнительной власти России. Среди основных докладчиков были президент Российской Академии наук Ю.С.Осипов, министр науки и технологий Российской Федерации В.Е.Фортов, председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

Участники слушаний — священнослужители и богословы Русской Православной Церкви, ученые, представители творческой интеллигенции, общественные деятели, преподаватели и студенты Московских духовных академии и семинарии — провели разностороннее обсуждение следующих проблем: “Богословское осмысление нынешних реалий науки и техники”, “Духовно-нравственные основы профессиональной деятельности”, “Новые технологии и будущее человечества”, “Этика служения в российской науке”, “Судьба научно-технического и культурного достояния России в XXI веке”. В ходе соборного обсуждения участники слушаний пришли к обобщающим выводам.

Религиозное постижение мира как творения Божия не отрицает правомерности научного познания его закономерностей. Противостояние же науки и религии наблюдается в тех случаях, когда они формулируют ультимативные суждения о предметах, выходящих за пределы их ведения.

Условием плодотворного взаимодействия представителей науки и религии является признание естественных возможностей и границ данных сфер духовного и интеллектуального труда человека. История свидетельствует, что нарушение этих пределов, с какой бы стороны оно ни исходило, наносит существенный ущерб духовному развитию человеческого сообщества, создает предпосылки для внедрения и распространения оккультизма, суеверия и тоталитарных сект. Сегодня необходимо настаивать на тактичном, бережном отношении науки и религии к пограничным проблемам их деятельности.

В истории имели место примеры как вторжения религии в сферу научного познания, так и претензий науки на роль единственного источника знаний. Горький опыт уходящего века показывает, что вытеснение религии на периферию человеческого бытия во многом предопределило кризис современной цивилизации.

Перед современным религиозным сознанием, в первую очередь православным, стоит задача: утверждение границ религиозного и научного опыта и противодействие неправомерной экспансии наукоцентричного мировоззрения.

События 1917 года прервали эволюционный ход русской истории. Многие научно-технические достижения России, целый пласт духовной культуры и традиций оказались сознательно изъяты из народной жизни при советской власти. Наша общая задача — выявить духовные и иные факторы, приведшие к национальной катастрофе, вернуть светскому обществу утраченные им знания, восстановить насильственно оборванную связь времен и дать новый импульс созидательной работе, основанной на верности традициям и на устремленности в будущее.

В результате перемен, происходящих в государстве, нарастает расслоение общества, и почти каждая социальная группа выдвигает свои права на владение национальным наследием. Традиционные исторические ценности, научное и культурное достояние иногда употребляются далеко не на пользу России.

В связи с этим возникает вопрос: во имя чего, как и кем будет использоваться наше научное и техническое наследие?

Научно-техническое и культурное наследие России было и остается соборным достоянием. Оно должно принадлежать и служить всему народу и требует государственного охранения, общественной заботы и церковного попечения.

В сегодняшней критической ситуации, когда многие ресурсы выживания народа и государства близки к исчерпанию, спасительным резервом России следует признать духовный и интеллектуальный потенциал всего нашего общества.

Наука давно стала мощным инструментом, преобразующим окружающий мир, но она же таит в себе опасность для человека. Особенно актуальным является вопрос о необходимости введения определенного моратория на практическое применение открытий теоретической науки, представляющих реальную угрозу существованию человечества и всепланетарной жизни. Представляется целесообразным провести международные слушания по теме “Нравственные основы научного служения”. Принцип “не навреди” должен стать категорическим императивом каждого ученого, сознающего свою ответственность перед Богом и людьми.

Такое самоограничение деятелей науки не может быть результатом внешнего принуждения. Оно должно быть добровольным, проистекающим из определенных нравственных установок. Но от того, как будет решаться этот вопрос, в значительной мере зависит само существование человечества. Таким образом, никогда еще на всем протяжении истории с такой силой и наглядностью не вставал вопрос об определяющем влиянии духовного фактора на жизнь человека и общества.

Поэтому столь важно духовное окормление православных ученых, в особенности сотрудников крупных научных центров, которые работают над проблемами, потенциально опасными для человечества. Речь идет в первую очередь о генной инженерии, информационных технологиях, психотехнике, ядерных исследованиях и технологиях и многом другом.

Пастыри, окормляющие ученых, должны быть знакомы с нравственными проблемами, связанными с их профессиональной деятельностью, проявлять неподдельный интерес к работе своих прихожан, к делу их жизни. Необходимо специально готовить священнослужителей к подобной работе. Ученые готовы к сотрудничеству в этом с ведущими духовными центрами России. Сегодня такое сотрудничество, осуществляемое трудами многих пастырей и ученых, уже приносит зримые плоды. Представляется целесообразным расширение форм взаимодействия между учеными и священнослужителями, учащимися духовных школ и студентами технических вузов и университетов. Для определения конкретных направлений и видов такого взаимодействия необходимо учредить при Соборе постоянно действующую комиссию, которая совместно с Президиумом определит план практической работы на основе предложений участников настоящих слушаний.

Ясно понимая, что единство веры и знания должно утверждаться в народе через образование и воспитание юношества с самого раннего возраста, участники слушаний поддерживают повсеместное введение в средних общеобразовательных школах уроков Православия, проводимых на добровольной основе в рамках сетки учебных часов.

Как воцерковленные, так и идущие к вере ученые, все чада Церкви и России, призываются всеми своими силами, человеческими и профессиональными возможностями служить восстановлению традиций православной культуры, строя общественные и личные взаимоотношения на принципах любви, терпимости, милосердия и взаимного уважения, стремясь к христианскому разрешению конфликтов. В этом делании они могут вдохновляться примерами великих сынов России — православных ученых Ломоносова, Менделеева, Павлова, Пирогова, Ушинского, архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), многих других.

Участники слушаний убеждены, что в качестве соборной общности русский народ, как и любой другой, равно как и каждый отдельный человек, имеет свое индивидуальное божественное предначертание, должен внести свой неповторимый духовный вклад в симфонию мира. Стержнем духовного и государственного становления русского народа явилось Православие — вера, изначально бывшая основой домостроительных принципов и жизненных установок наших предков.
Преодолевая последствия периода государственного богоотступничества и богоборчества, деятели науки, священнослужители и богословы призваны сообща, всеми силами способствовать восстановлению поколебленного духовного смысла человеческого бытия и жизни Отечества, воспрепятствовать размыванию основ христианства и попранию богообразной природы человека.

Собор, объединяющий священнослужителей и мирян, отмечает необходимость восстановления в полном объеме домостроительной миссии Церкви в обществе, изначально присущей ей на Руси.

Мы, представители веры и знания, встретились здесь как братья и сестры в предчувствии совместной вдохновляющей работы на благо России и во имя жизни на нашей планете.
Резолюция по проблеме захоронения “екатеринбургских останков” Мы — ученые, священнослужители, общественные деятели, представители творческой интеллигенции — участники Соборных слушаний Всемирного Русского Народного Собора на тему «Вера и знание: наука и техника на рубеже столетий», выражаем обеспокоенность фактом несовпадения позиции государственной власти и Русской Православной Церкви по вопросу об идентификации и захоронении «екатеринбургских останков».

Данный факт свидетельствует о наличии в обществе существенно различающихся взглядов и мнений по этому поводу, которые должны быть равно уважаемы властью. Не вдаваясь в суть дискуссий между специалистами и уважая работу, проделанную учеными, мы констатируем, что единство мнений по этому вопросу может быть достигнуто лишь тогда, когда будут получены доказательства, убедительные для всего общества. В то же время мы считаем недостаточным лишь научное обсуждение этого вопроса, имеющего большое значение для нашего народа.

Мы выступаем против обстановки ажиотажа и спекуляций, созданной в некоторых средствах массовой информации и среди определенной части общества в связи с упомянутой проблемой, а также против ее эксплуатации в политических целях.

Поддерживая позицию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия П и Священного Синода Русской Православной Церкви, мы призываем Президента и Правительство России прислушаться к голосу Церкви и проявить благоразумие при решении вопроса о месте и ритуале захоронения «екатеринбургских останков». Необходимо продолжить диалог власти с Церковью и обществом на эту тему.