В преддверии Рождества Христова Святейший Патриарх Алексий обратился к читателям газеты «Известия» («Известия», 28 декабря 2007 года)
28.12.2007 · Архив 2005-2009, Документы
Предстоятель Русской Православной Церкви поздравил читателей газеты «Известия» с грядущим праздником Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Текст обращения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II приводится ниже.
Близится светлый и радостный праздник Рождества Христова. Кажется, все напоминает нам именно об этом: на городских площадях высятся сверкающие огнями ели, в концертных залах проходят рождественские вечера, украшенные блестящими гирляндами магазины наперебой предлагают приобрести подарки для родных и близких. Но часто ли мы в этой радостной суете вспоминаем, что главный подарок в эти дни мы должны принести Богомладенцу Иисусу, который «родился в Вифлееме Иудейском во дни Ирода царя» (Мф. 2. 1), «когда пришла полнота времени» (Гал. 4. 4)? Не забываем ли мы о Нем в предпраздничной круговерти?
Обратившись к евангельскому повествованию о рождении Спасителя, мы увидим, что в те дни окружавший мир не заметил Его пришествия: «В мире был, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1. 10-11). Только несколько простых вифлеемских пастухов, «которые содержали ночную стражу у стада своего» (Лк. 2. 8), удостоились услышать от Ангела: «Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь» (Лк. 2. 11), и мудрецы с востока, ведомые вспыхнувшей на небосклоне чудесной звездой, пришли в дом, где находился «Младенец с Мариею, Материю Его, и падши поклонились Ему» (Лк. 2. 11). Вот и в наше время среди большинства народов мира Христос познается либо в простоте сердца, либо в великом знании, а погруженное в себя большинство не хочет видеть Его.
«Христос рождается прежде падший воскресити образ» – так Церковь в одном из праздничных песнопений кратко говорит о цели и смысле воплощения Сына Божия. Образ Божий в человеке был помрачен грехом, грех стал преградой между Творцом и Его творением. И Христос, соединив в Себе Божественную и человеческую природы, эту преграду снимает. Став человеком, Бог Слово «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Флп. 2. 7), для того чтобы человеку дать возможность соединиться с Богом и уподобиться Ему.
Свет Вифлеемской звезды прорезал мрак греховной ночи, в котором пребывало человечество, и показал путь к познанию Божественной истины, которая есть Христос – «путь и истина и жизнь» (Ин. 14. 6). Христос – «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1. 9). И мы, став причастниками Божественного света, призваны быть и его источниками. «Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5. 16), – заповедует Спаситель.
Эти добрые дела, являющиеся плодами веры, мы и должны принести в дар родившемуся Христу. И, может быть, главным из них является милосердие. «Милости хочу, а не жертвы» (Ос. 6. 6), – говорит Господь. Как часто людям, живущим рядом с нами, не хватает простого человеческого участия! Никто их не ждет, никто о них не воздыхает, никто не готов открыть для них двери своего дома. Их удел – одиночество, им не с кем разделить ни скорби, ни радости. И наш долг – увидеть в них образ Христов и принять так, как бы приняли мы Самого Спасителя, если бы Он явился перед нами обездоленным, униженным, презираемым.
Господь заповедал Своим ученикам: «Кто из вас больший, будь как меньший, и начальствующий, как служащий» (Мф. 22. 26). Эти слова мы и должны исполнять в жизни. Конечно, сделать это нелегко. Но ведь с нами Бог! В радостях – Податель радости, в скорбях – Утешитель, в трудах – Помощник, в бедах – Защититель. Нет для человека ничего невозможного, если с ним Бог.
В эти предрождественские дни мы ожидаем Божиих милостей, перемен к лучшему. Верю, что наши добрые пожелания и надежды сбудутся в наступившем году, ведь с нами – Бог!
От всего сердца, из глубины души поздравляю вас, дорогие мои, с праздником Рождества Христова и новолетием.
+АЛЕКСИЙ,
Патриарх Московский и всея Руси