Выступление председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на заседании Президентского совета по взаимодействию с религиозными организациями (Москва, 27 ноября 2007 года)

Уважаемый Сергей Семенович!

Члены Президентского совета!

Устройство и традиции Православной Церкви таковы, что они позволяют и даже поощряют сохранение тесных связей верующих с церковным центром, даже если они уезжают на постоянное место жительства далеко от него. Хотел бы подчеркнуть, что это происходит независимо от какой-либо политической конъюнктуры. Поэтому Русская Православная Церковь, как ни одна другая религиозная община России, имеет такую разветвленную систему заграничных учреждений и связей. Исходя из этих особенностей, окормление соотечественников за рубежом не могло прекратиться даже в советское время, когда власть проводила антирелигиозный курс.

Новые вызовы для работы Церкви с соотечественниками возникли после развала Советского Союза. В независимых государствах оказалось около половины приходов Московского Патриархата, которые пожелали и по-прежнему желают сохранять единство в лоне Русской Церкви. Но церковное единство не является раз и навсегда данной реальностью. Для его поддержания необходимо серьезно работать, особенно, если есть значительные силы, заинтересованные в его разрушении.

Начиная с 1990-х годов, новая ситуация также сложилась и в дальнем зарубежье. Как известно, началась новая волна миграции из стран бывшего Советского Союза: кто-то уехал на постоянное место жительства, а кто-то – временно, на заработки. В разных уголках мира началось открытие новых храмов и создание приходских центров. В результате число приходов Русской Церкви в дальнем зарубежье увеличилось в разы. Сегодня приходов Московского Патриархата насчитывается около 300 в 42 странах. При этом есть тенденция к продолжению роста.

Важнейшим событием последнего времени, придавшим большой импульс консолидации Русского мира, стало подписание Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью. После этого зарубежная паства единой Поместной Русской Церкви увеличилась примерно вдвое: прибавилось еще около 300 приходов. По существу, это событие стало восстановлением единства расколотого революцией и гражданской войной Русского мира.

Вообще я рассматриваю как большое достижение тот факт, что сегодня как на государственном, так и на общественном уровне получило признание такое явление как Русский мир. Это понятие стало использоваться на самом высоком политическом уровне и учитываться при принятии важных решений. Однако надо помнить, что бытие Русского мира обеспечивается не военной мощью и крепостью границ, а наличием единых духовно-культурных категорий, которые отражаются в образе жизни, а главное – в образе мышления русских людей, независимо от места их проживания. В механизме воспроизводства этого консолидирующего Русский мир базиса Православие играет одну из ключевых ролей. Принадлежность к Православию для многих русскоязычных, проживающих за рубежом, и для людей других национальностей ассоциируется с сохранением живой связи с Россией. Наши приходы всегда были и остаются формой поддержания единства нашего народа поверх национальных и иных различий.

Недавний визит Предстоятеля Русской Церкви во Францию еще раз наглядно продемонстрировал эту реальность. За его проведением следили без преувеличения все наши соотечественники в Европе и на других континентах. Посещение Святейшим Патриархом Франции имеет долговременные благоприятные последствия для поддержки единства соотечественников за рубежом. Беспрецедентным было выступление Святейшего Патриарха на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы в Страсбурге, в котором было отражено видение актуальных вопросов мировой и европейской политики, разделяемое большинством людей Русского мира.

На верующих соотечественников за рубежом сильное впечатление также произвела недавняя поездка официальной делегации Московского Патриархата по духовным центрам Русской Зарубежной Церкви. Делегация побывала в Нью-Йорке, Джорданвилле, Бостоне, Торонто, Чикаго, Вашингтоне, Сан-Франциско, Мельбурне, Сиднее, Женеве, Берлине, Лондоне, Париже. В свою очередь архиереи Русской Зарубежной Церкви посетили Москву, Курск, Ярославль, Кронштадт, Новочеркасск и другие российские города. Особое значение имел визит митрополита Лавра на Украину, где он неоднократно говорил о необходимости сохранения Русского мира, в который на полноправном основании входит и Украина. В декабре предстоит открытие выставки в Нью-Йорке, посвященной жизни Русской Церкви. Думаю, что она также внесет свой вклад в укрепление доброго имени России за рубежом.

Но Московский Патриархат видит свою задачу не только в сохранении русскими людьми их духовной и культурной индентичности, но в том, чтобы они были активными субъектами общественных отношений в странах проживания. В данном случае речь идет не только о личной деятельности, но и о создании коллективных форм активности. Поэтому очень часто церковные люди принимают участие и даже организуют объединения соотечественников в различных странах. Несколько лет назад был осуществлен выход на более серьезное региональное объединение в Европе. Так, Русская Православная Церковь участвовала в создании Европейского русского альянса, объединяющего соотечественников из стран Европейского Союза. Другим значимым европейским проектом, в котором Русская Церковь принимает активное участие, является недавно созданный Европейский русский форум, призванный собирать наших соотечественников, представителей европейской и российской власти, а также деятелей гражданского общества для обсуждения актуальных вопросов. Этот форум открыт и для представителей других религиозных объединений России. На его первом заседании в Брюсселе 1 – 2 октября этого года участвовали представители исламской и иудейской общины России. Есть планы сделать это мероприятие ежегодным.

За последние несколько лет государство активизировало свои действия в работе с соотечественниками. Принят ряд программ, по которым ведется поддержка активности в Русском мире. Надо сказать, что пионерами в этой области были российские регионы, особенно Москва. В трудные 1990-е годы Москва одна из немногих проводила проекты по работе с соотечественниками. Сегодня ситуация кардинально изменилась. Появился ряд серьезных и долгосрочных государственных программ в этой области. Безусловно, что в этих условиях необходима координация усилий государства и всех религиозных и неправительственных организаций, ведущих работу с зарубежными соотечественниками. У Церкви в этом отношении есть уже большой опыт работы, в первую очередь с Министерством иностранных дел России и Московским правительством. Надеюсь, что у нас выстроятся плодотворные отношения с вновь созданным фондом «Русский мир».

Исходя из уже имеющегося опыта взаимодействия с государством по конкретным проектам, могу сказать, что эту систему необходимо еще отлаживать. Остается много проблем. Так, мы считаем важной программу по обеспечению соотечественников книгами. К сожалению, участие церковных издателей в госзаказе сильно затруднено, так как информация о тендерах поступает за несколько дней до его проведения. Это очень маленький срок для подготовки требуемой документации. При этом, надо иметь в виду, что потребности соотечественников в духовной литературе и фильмах духовно-нравственного содержания исключительно высоки. Полагаю, что было бы правильным включать в комплекты распространяемой за рубежом фильмотек такие фильмы как «Остров», «Земное и небесное». Было бы хорошо централизовано перевести эти фильмы на иностранные языки. Кроме того, есть программы выезда за рубеж творческих коллективов по линии международного сотрудничества России. Полагал бы важным привлекать к участию в подобных программах и православные творческие коллективы, равно как и коллективы других российских религиозных организаций.

Думаю, что участие Церкви в реализации государственных проектов в работе с соотечественниками за рубежом сможет существенно увеличить их результативность. При этом надо иметь в виду, что взаимодействие религиозных организаций с государством по консолидации Русского мира в конечном счете является продолжением модели церковно-государственных отношений внутри России. Если внутригосударственная модель способствует реализации потенциала Церкви в образовании и нравственном воспитании, а также социальном служении, то это будет переноситься и на работу с соотечественниками. Например, мы убеждены, что доступ соотечественников за рубежом к знанию православной культуры – необходимое условие сохранения их идентичности. Пока же система такого образования не выстроена в самой России, а уже накопленный опыт в регионах сейчас имеет неопределенную судьбу после прохождения законопроекта о введении единого федерального стандарта в области образования в Государственной Думе. Кроме того, существуют законодательная инициатива, которая сейчас лоббируется и которая направлена на то, чтобы лишить религиозные организации возможности создавать приюты для детей-сирот и патронажные семьи. Таким образом, законодатели готовы перечеркнуть весь тот положительный опыт, который достигнут гражданским обществом в этой сфере. Комплексное решение существующих внутрироссийских проблем, несомненно, будет содействовать взаимодействию государства, общества и религиозных организаций в работе с соотечественниками, проживающими за рубежом. Пример же России, заботящейся о сохранении духовного и культурного наследия своих граждан, явится стимулом к укреплению национального самосознания соотечественников, поддержанию их живой связи с Родиной.