Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла «Русская Церковь и Святая Земля: духовные связи, забота о мире»
11.10.2000 · Архив 2000
(Москва, 11 октября 2000 г.)
Митрополит Смоленский и
Калининградский КИРИЛЛ,
председатель Отдела внешних
церковных сношений
Московского Патриархата
РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ И СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ:
ДУХОВНЫЕ СВЯЗИ, ЗАБОТА О МИРЕ
В Русской Православной Церкви не случайно с особым вниманием воспринимают все события, происходящие во Святой Земле, и любые процессы, имеющие значение для живущих там людей и народов. Это обусловлено не только естественной для православных христиан духовной обращенностью к местам, где проходила земная жизнь Спасителя. Наша Церковь была и остается теснейшим образом связана с этой землей через молитвы, через почитание подвижников благочестия, подвизавшихся у Гроба Господня, через многовековую традицию паломничества, через русское церковное присутствие в благословенной Палестине.
Чтобы своими глазами увидеть священные места евангельских событий и поклониться им, христиане издавна стремились во Святую Землю и благоговейно отыскивали места, связанные с жизнью Спасителя. С особой любовью они припадали ко Гробу Господню, Голгофе, с трепетом ступали по Крестному пути, молились в Гефсиманском саду, Сионской горнице, на горе Фавор, в городах Назарете и Вифлееме, погружались в священные воды Иордана и Генисаретского озера.
Вскоре после Крещения Руси Святую Землю начали посещать русские паломники. Сохранились описания их «хождений» во Иерусалим. Первым русским паломником, посетившим Святую Землю в XI столетии, считается игумен Даниил. Однако лишь в XIX веке, вследствие изменения политической ситуации, посещение Палестины русскими богомольцами приобрело широкий размах. Постепенно в России стали все больше осознавать необходимость постоянного присутствия русских священников в Иерусалиме. Паломники были не единственным предметом беспокойства для Русской Церкви и Российского Правительства, которые считали необходимым оказывать помощь и содействие Иерусалимской Православной Церкви в укреплении Православия на Востоке. В результате в начале 1840-х годов было решено послать в Иерусалим русского архимандрита в сопровождении небольшого числа монашествующих.
Доклад архимандрита Порфирия (Успенского), совершившего путешествие в Палестину, о положении Православия на Востоке и о необходимости образования Русской Миссии послужил к тому, что в феврале 1847 года Императором было одобрено предварительное представление о ее создании. Отец Порфирий первым начал труды во Святой Земле. Его авторитет был так высок, что Иерусалимский Патриарх Кирилл поручил отцу Порфирию заведование всеми православными училищами в Палестине и Патриаршей школой в Крестном монастыре. Однако вскоре, вследствие начала Крымской войны, в деятельности Миссии возник перерыв, вызванный вынужденным отъездом ее членов из Иерусалима в 1854 году. После окончания войны вновь встал вопрос о Духовной Миссии в Иерусалиме, и в 1857 году Император утвердил продолжение ее деятельности. В 1860 году, когда был заложен Троицкий храм, началось русское церковное строительство во Святой Земле.
Присутствие Русской Православной Церкви у древних христианских святынь значительно активизировалось в 1865-1894 годах, при начальнике Русской Духовной Миссии архимандрите Антонине (Капустине), который приобрел множество земельных участков. Покупка земель в тогдашней Палестине была связана с немалыми трудностями. Купить землю можно было лишь на имя физического лица, причем иностранцы долгое время были фактически лишены такого права. Неоценимую помощь отцу Антонину оказал православный палестинец Яков Халеби, в течение долгого времени трудившийся в Миссии. Но и этого зачастую оказывалось недостаточным для получения земельного участка в реальную собственность. Необходимо было еще зарегистрировать совершенную сделку. В этом отцу Антонину активное покровительство оказывал посол России в Константинополе граф Игнатьев.
Архимандрит Антонин активно занимался также учеными трудами: изучал рукописи и древние монеты, в устроенной им обсерватории наблюдал за небесными светилами и звездами, созерцая дивно устроенный Богом небосвод, проводил археологические изыскания. Так, под руководством отца Антонина в 1883 году были начаты раскопки около храма Гроба Господня, результатом чего стало открытие стены древнего Иерусалима с порогом Судных врат. Начальником Миссии было положено много усилий ради устройства православных школ для местного населения. В это время через Русскую Миссию также шло значительное количество пожертвований для укрепления Православия во Святой Земле.
Начиная с 1882 года Русская Духовная Миссия осуществляла свое служение по приему паломников вместе с Императорским православным палестинским обществом, учрежденным по инициативе Великого князя Сергея Александровича, который и возглавил общество. После трагической гибели князя в 1905 году деятельность общества продолжалась под покровительством Великой княгини Елизаветы Федоровны, мученически завершившей свою земную жизнь в 1918 году. Ее останки через Китай были в 1921 году привезены в Иерусалим, где ныне покоятся в храме святой равноапостольной Марии Магдалины в русском монастыре в Гефсимании. В 1992 году Русская Православная Церковь причислила Великую княгиню Елизавету к лику святых новомучеников Российских.
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме всячески содействовала открытию детских школ, строительству больниц для оказания медицинской помощи как паломникам, так и местному населению в Иерусалиме, Назарете, Вифлееме и других городах и селениях Святой Земли. Русское Подворье в Иерусалиме, рассчитанное на тысячи паломников, располагало собственной пекарней, несколькими большими трапезными, необходимыми бытовыми службами. Для паломников ежедневно устраивались религиозно-нравственные чтения, издавались путеводители, книги об истории Святой Земли, о древних монастырях Палестины, о паломнических путешествиях.
В декабре 1914 года из-за начавшейся войны, в которой Россия и Турция оказались в противоборствующих лагерях, члены и сотрудники Миссии были вынуждены покинуть Иерусалим и временно переехать в Александрию. Вернувшись после окончания войны на Святую Землю, члены Миссии вследствие политических перемен в России оказались без связи с Матерью-Церковью. Эта связь была восстановлена только в 1948 году. Начавшийся тогда новый период деятельности Миссии продолжается и поныне. Свидетельствую, что постоянно умножающийся поток паломников и благожелательное отношение Палестинской национальной администрации делают возможным многократное умножение трудов Миссии на благо русских паломников, всех православных христиан, живущих во Святой Земле и посещающих ее, равно как и людей, населяющих эту благословенную землю.
В настоящее время в ведении Русской Духовной Миссии Московского Патриархата находятся Троицкий собор и храм в честь святой мученицы царицы Александры на Русском Подворье в Иерусалиме, монастырь с храмом святого апостола Петра в Яффе, храм в честь святого пророка Божия Илии на горе Кармил в Хайфе, обитель в Тиверии с храмом святой равноапостольной Марии Магдалины, построенным в 1962 году. Русской Духовной Миссии принадлежит также Горненский женский монастырь в Эйн-Кареме, близ Иерусалима, с двумя храмами: в честь Казанской иконы Божией Матери и новосооруженным пещерным храмом во имя святого Иоанна Предтечи. Во всех перечисленных храмах регулярно совершаются богослужения. В Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в настоящее время несут послушание пастыри и монашествующие во главе с начальником Миссии архимандритом Феодосием. Число насельниц Горненского женского монастыря, возглавляемого игуменией Георгией, составляет 60 человек. В 1998 году Русской Православной Церкви при содействии палестинских властей возвращен мужской монастырь Живоначальной Троицы в Хевроне, главный храм которого сейчас успешно восстановлен.
15 января 2000 года решением Палестинской национальной администрации Русской Духовной Миссии был возвращен участок в городе Иерихоне, приобретенный архимандритом Антонином (Капустиным) в 1874 году и долгое время незаконно удерживавшийся «Русской Православной Церковью Заграницей». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил главе ПНА господину Ясиру Арафату письмо, в котором подчеркнул, что обретение Русской Православной Церковь по праву принадлежащей ей собственности с радостью и глубокой благодарностью воспринято православным народом России.
С восстановлением Русской Духовной Миссии Московского Патриархата возобновились паломничества православных христиан из Русской Православной Церкви во Святую Землю. До 1991 года это были поездки немногочисленных групп 1-2 раза в год. Увеличение паломнического движения приходится на начало 90-х годов. Вскоре после своего избрания на Первосвятительский Престол Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил Гроб Господень во главе большой группы паломников. Его Святейшество регулярно совершает паломничества во Святую Землю, последнее из которых состоялось в этом году, в дни празднования 2000-летия Рождества Христова. После же первого визита Его Святейшества постепенно стало увеличиваться количество паломнических групп, посещающих Святую Землю при содействии Русской Духовной Миссии. Начало массового паломничества из России приходится на декабрь 1993 года. С этого времени практически еженедельно Миссия принимает паломников из России, Украины, Белоруссии, других стран ближнего и дальнего зарубежья. Русская Духовная Миссия вновь вернулась к своему традиционному служению, ради которого она и была создана 150 лет назад.
Увеличение количества паломников потребовало создания должных условий для их приема. Кроме того, Миссия активно занимается реставрацией монастырей и храмов, улучшением условий проживания насельников и насельниц. Значительная часть сделанного осуществлена на пожертвования. В 1994-1995 годах была проведена внешняя реставрация главного храма Миссии — Троицкого собора. В 1996 году в Горненской обители были проведены работы по реставрации Казанского храма. В монастыре святого апостола Петра в Яффе в 1995 году восстановлен настоятельский дом, в феврале 1996 года полностью завершена внешняя реставрация храма монастыря. В 1998 году было завершено строительство нового Дома паломника на участке в Тиверии, выстроенного к 2000-летию Рождества Христова. В настоящее время продолжается возведение гостиничного комплекса на принадлежащем Миссии участке в Вифлееме.
Неоценим вклад России в укрепление Православия во Святой Земле. До сих пор в Иерусалиме у Гроба Господня, на Голгофе теплятся русские лампады. Множество икон, богослужебных предметов и церковной утвари находится в православных греческих храмах на Святой Земле, и местные христиане с теплом и любовью к России, к Русской Православной Церкви, к ее благочестивому народу говорят об этом.
Осуществляя свое служение у древних святынь, наша Церковь тесно соработничает со Святой Иерусалимской Церковью. Мы благодарны Блаженнейшему Патриарху Иерусалимскому и всей Палестины Диодору I, иерархам, пастырям и всем труженикам этой братской Церкви за неизменное внимание к нашим инокам и паломникам, за молитвы, совместные труды и многообразную помощь. В нашей деятельности во Святой Земле мы чувствуем поддержку российской государственной власти, прежде всего Министерства иностранных дел. Тесное взаимодействие между Русской Духовной Миссией и российскими дипломатическими учреждениями продолжает добрые традиции церковно-государственного сотрудничества в деле обеспечения деятельности Миссии, приема паломников, многосторонней деятельности Русской Церкви в ближневосточном регионе. Продолжается наше взаимодействие с Императорским православным палестинским обществом, руководство которого присутствует в этом зале. Мы признательны властям Государства Израиль за понимание нужд наших верующих и церковных институций. Наконец, я хотел бы с радостью выразить сугубую благодарность Палестинской национальной администрации за содействие в восстановлении и развитии русского церковного присутствия во Святой Земле. Надеюсь, что наше сотрудничество укрепится и обретет новые формы.
Святая Земля и особенно святой град Иерусалим являются средоточием духовной жизни трех мировых религий – христианства, ислама, иудаизма. Последователи каждой из них веками живут в этой земле, поклоняясь своим святыням и принимая паломников. Русская Православная Церковь всецело поддерживает межрелигиозное сотрудничество во Святой Земле, равно как и по всему миру и в России. Три монотеистические религии — ислам, иудаизм и православное христианство имеют общее в библейской традиции. Конечно, у нас существуют доктринальные расхождения, различаются наши суждения и обычаи. Однако иудеи, православные христиане и мусульмане основывают свою веру и жизнь на учении, которое считают богооткровенным. Определенные нормы личной и общественной нравственности, исповедуемые нашими религиями, совпадают. Мы убеждены, что эти нормы неизменны, ибо даны Превечным Творцом. Более того, последователи трех монотеистических религий стремятся утверждать заповеди богооткровенной морали не только в своей личной жизни или в жизни своих общин, но и в жизни всего общества, которое, по моему глубокому убеждению, не сможет прийти к мирному и гармоничному бытию, если не пойдет по пути нравственного возрождения и обновления в духе верности исконным моральным ценностям.
Верующие всех традиционных религий сегодня стоят перед вызовом секуляризации, культа потребления, пропаганды безнравственности. Именно эти тенденции, на мой взгляд, во многом повинны в умножении числа межнациональных, политических и социальных конфликтов, росте вражды и отчужденности. Поэтому, желая быть глашатаями и созидателями мира, лидеры традиционных религиозных общин сегодня призваны еще сильнее проповедовать богоданные этические ценности, работать ради духовно-нравственного возрождения общества, ради обуздания греховной стихии вражды, насилия, порока, стяжательства, несправедливости.
Основываясь на норме веры, которую необходимо утверждать как норму жизни, религиозные лидеры и верующие могут и должны активно содействовать процессу установления мира во Святой Земле и на всем Ближнем Востоке. В каком-то смысле от решения ближневосточного конфликта зависит эффективность межрелигиозного сотрудничества и способность монотеистических религий сообща воздействовать на развитие современной цивилизации. Ибо, если религии не смогут сообща преодолеть противоборство во святом граде между своими последователями, то будут ли их слова убедительны для светского общества? Мы знаем, что сегодня мирное урегулирование переживает один из самых драматических моментов. Еще недавно казалось, что переговоры наконец сдвинулись с мертвой точки, ибо стороны начали обсуждать наиболее сложные проблемы, включая статус Иерусалима и вопрос о возвращении палестинских беженцев в места, откуда они были изгнаны в разные годы. Однако сегодня мирный процесс столкнулся с новыми испытаниями. Во Святой Земле происходят кровопролитные столкновения, начало которых последовало после вызывающего поступка израильского политика Ариэля Шарона. Впрочем, затем произошли события, породившие ожесточение у обеих сторон конфликта. Погибли и были ранены многие люди, прежде всего палестинцы, столкнувшиеся с хорошо вооруженными израильскими солдатами. Пострадали и израильтяне: некоторые из них погибли, были ранены и захвачены в плен. Возникла опасность интернационализации конфликта. Произошли столкновения около мусульманских и иудейских святынь. Мы не можем не выразить озабоченности действиями вооруженных людей у мечети Аль-Акса, осквернением места, считающегося у иудеев гробницей Иосифа, и мечети в городе Назарете.
В этих сложнейших обстоятельствах Русская Православная Церковь самым настоятельным образом призывает как израильтян, так и палестинцев немедленно прекратить любые насильственные действия. Видится необходимым водворение во Святой Земле законности и порядка через ремилитаризацию Израилем территорий, находящихся под палестинским контролем, через соблюдение прав, прежде всего права на жизнь, свободу и достояние, для каждого человека, живущего в регионе, включая людей, оказавшихся в этнорелигиозных анклавах. За этим, как представляется, должно последовать продолжение мирного процесса, основанного на принципах международного права, на решениях мирового сообщества и на ранее подписанных соглашениях. Данный процесс не может не учитывать вопроса о статусе Иерусалима и самой сложной проблемы, разделяющей стороны, — проблемы суверенитета над святыми местами.
Трудно отрицать, что именно данная проблема доныне оставалась главным камнем преткновения в палестино-израильских переговорах. Это неудивительно, ведь мы знаем, как сильны религиозные чувства людей, как трудно заставить их пойти на уступки в чем-либо, что касается веры, и как, к сожалению, легко использовать эти чувства, дабы спровоцировать эмоциональную реакцию на те или иные события, а порой даже на взаимное насилие. Впрочем, совершенно убежден: упомянутую проблему можно разрешить, не поступаясь религиозными чувствами и сохраняя доступ верующих к святыням. Святые места могли бы, на мой взгляд, сохранять экстерриториальный статус, при чем следует обеспечивать доступ к ним последователей соответствующей религии для поклонения и богослужения. Такое решение позволило бы существенно продвинуться к признанию Иерусалима столицей двух государств.
Конечно, в общей проблеме святых мест есть один наиболее тяжелый вопрос – спор вокруг мест, примыкающих к мечети Аль-Акса. Может быть превращению Иерусалима в столицу двух государств мог бы способствовать временный мандат на управление этим местом постоянными членами Совета Безопасности ООН или сохранение для иудеев доступа к Стене плача на основе принципа экстерриториальности. В связи с этим представляется также очень важным поддержание всеми сторонами режима «статус кво» христианских святых мест. Думается, что участникам мирного процесса стоит внимательно рассмотреть эти предложения. Религиозные общины – как находящиеся во Святой Земле, так и исторически связанные с нею – могли бы стать одним из дополнительных гарантов сохранности и открытости святых мест, обеспечения доступа к ним паломников, соблюдения свободы вероисповедания и совершения религиозных обрядов для мусульман, христиан и иудеев, живущих во Святой Земле и прибывающих туда для поклонения святыням. Наша Церковь была бы рада объединить усилия с религиозными лидерами ислама, иудаизма, инославного христианства для содействия урегулирования всех споров, существующих вокруг святых мест, и для поддержания мирного и гармоничного климата вокруг них. Считаю, что участники политических переговоров могли бы более часто обращаться к религиозным деятелям за советом, который может быть весьма полезен не только для нахождения взаимоприемлемых решений, но и для понимания сути происходящего в регионе, а также для вовлечения народов в более активный диалог с политиками.
Надеюсь, что найти достойный ответ на рассматриваемые нами непростые вопросы поможет и эта конференция, собравшая дипломатов, ученых, религиозных и общественных деятелей. Пусть наши труды, развитие сотрудничества с Палестинской национальной администрацией, Израильским правительством и всеми заинтересованными силами – послужат водворению прочного и справедливого мира во Святой Земле, благу всех населяющих ее людей и народов.
