В Паломническом Центре Московского Патриархата состоялась конференция, посвященная памяти митрополита Евлогия (Георгиевского)

1 декабря 2006 года в Паломническом центре Московского Патриархата под председательством председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла прошла конференция «Жизненный путь и наследие митрополита Евлогия (Георгиевского). К 60-летию со дня кончины».

Перед началом конференции в домовом храме святой равноапостольной княгини Ольги при Паломническом центре была совершенна панихида по приснопамятному митрополиту Евлогию.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий обратился к участникам конференции с посланием, в котором, в частности, подчеркнул, что ныне возобновляется единство Церкви в Отечестве с её чадами в рассеянии, общение с которыми было прервано вследствие революции и гражданской войны. «Исследование исторического пути русского зарубежья и жизни его церковных деятелей помогает всем нам в этом деле собирания Русской Церкви, помогает преодолеть противоречия, порожденные историей ХХ века», – говорится в послании Предстоятеля Русской Православной Церкви.

В слове на открытии конференции митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл отметил, что облик митрополита Евлогия предстает перед нами прежде всего как облик пастыря, пекущегося о вверенных ему чадах. Примерами такой заботы является его деятельность как до революции – педагогическая и архипастырская, так и в эмиграции, где он фактически «с нуля» строил церковную жизнь в Западной Европе, когда ему была доверено попечение о пастве Русской Церкви, оказавшейся здесь вследствие гражданской войны в Отечестве.

«Мы сознаем, что, разрывая свои административные отношения с Московским Патриаршим престолом, митрополит Евлогий исходил из того же пастырского стремления. Ведь он считал, что сохранение этой административной связи приведет к дроблению его паствы, несогласной с некоторыми действиями Заместителя Патриаршего Местоблюстителя», – сказал митрополит Кирилл.

Напомнив о словах, написанных в те тяжелые для Русской Церкви времена священномучеником митрополитом Казанским Кириллом: «Церковная жизнь в последние годы слагается и совершается не по буквальному смыслу канонов», митрополит Кирилл подчеркнул, что в этих условиях митрополит Евлогий не впадал в канонический релятивизм, но намеревался по восстановлении «правильных, нормальных сношений с высшей властью Русской Церкви», представить на её суд свою церковную деятельность. Сознавая, что его паства в большей своей части уже не вернется в Россию, он, вместе с тем, настаивал на временном характере разрыва отношений между своими приходами и Московским Патриаршим престолом.

«Митрополит Евлогий созидал Православие в Западной Европе, но при этом понимал, что нельзя терять живую связь с Матерью-Церковью и, несмотря на исторические препятствия, неоднократно подчеркивал свою верность каноническому единству с ней», – заключил митрополит Кирилл.

Доклады, освещающие деятельность митрополита Евлогия до революции, представили профессор Московской Духовной академии протоиерей Владислав Цыпин («Архипастырская деятельность митрополита Евлогия до 1917 года») и профессор Санкт-Петербургского государственного университета С.Л.Фирсов («Митрополит Евлогий как депутат Государственной Думы. К характеристике политической деятельности»).

Протоиерей Владислав Цыпин, в частности, показал, что архипастырская забота митрополита Евлогия о вверенной ему пастве стала одним из важных факторов мирного сосуществования представителей различных религий и конфессий в тех окраинных областях Российской империи, где ему привелось нести свое служение.

С.Л.Фирсов рассказал, как, защищая интересы своей паствы, митрополит Евлогий провел в Государственной Думе законодательный проект о преобразовании Холмского края в губернию Российской империи. Положительно оценив деятельность митрополита Евлогия, докладчик вместе с тем показал, что в целом участие духовенства в политических движениях и государственных институтах не полезно и малоэффективно, поскольку невозможно при таком роде деятельности разграничивать церковное и общественно-политическое начало.

С докладами, посвященными церковно-общественным аспектам наследия митрополита Евлогия, выступили представитель Русской Православной Церкви в Страсбурге игумен Филарет (Булеков) («Митрополит Евлогий и общественно-религиозная дискуссия в Европе первой половины ХХ века») и профессор Свято-Сергиевского института в Париже Д.М.Шаховской («Митрополит Евлогий и русское самосознание»).

Коснувшись истории общественных дискуссий в русской эмиграции довоенного времени, игумен Филарет, в частности, отметил объединяющую роль митрополита Евлогия в отношении разнородных и порой даже противостоящих друг другу движений.

Д.Шаховской подчеркнул, что основной чертой поколения митрополита Евлогия была любовь к России и вера в неё. К примеру, именно как оплот русского Православия и русской богословской мысли задумывался Сергиевский институт. Стремление митрополита Евлогия к восстановлению единства с Русской Церковью было обусловлено не только его личной любовью к Матери-Церкви, но и ясным сознанием того, что единство с Русской Церковью лежит в основе надежды на будущее Православия в Западной Европе. Это прозрение покойного иерарха нашло свое осуществление в обращении в апреле 2003 года Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к западноевропейским епархиям, происшедшим от Русской Церкви, сказал Д.Шаховской, отметив, что это обращение – первое предложение Предстоятеля одной из Поместных Православных Церквей, направленное к созиданию Поместной Церкви в Западной Европе.

«Экклезиологии митрополита Евлогия» посвятил свой доклад председатель Движения за поместное Православие русской традиции в Западной Европе С.А.Ребиндер, который подчеркнул, что в заключительной части своих воспоминаний митрополит Евлогий говорил не о служении народу, но о служении Церкви. Именно этим сознанием, по мнению докладчика, был продиктован отказ митрополита Евлогия подчиниться указу Заместителя Патриаршего Местоблюстителя в 1931 году, который он счел действием вынужденным, предпринятым по требованию безбожной власти. Но именно потому, что причина отделения была внешней, а не связанной с экклезиологией, с канонами Церкви, церковное сознание митрополита Евлогия утвердило его в намерении воссоединиться с Московским Патриаршим престолом после устранения этой внешней причины разделения.

О различных сторонах канонического положения приходов, управляемых митрополитом Евлогием в эмиграции, рассказали преподаватель Московской Духовной академии В.В.Бурега («Взаимоотношения митрополита Евлогия с Константинопольским Патриархатом в первой половине 1920-х годов: к постановке проблемы»), а также сотрудники Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата – преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета А.А.Кострюков («Взаимоотношения митрополита Евлогия с Архиерейским Синодом в Сремских Карловцах в 1921-1936 годах») и преподаватель Московской Духовной академии иеромонах Савва (Тутунов) («Церковно-правовые основания существования “Парижской митрополии” в 1921-1946 годах»).

В своем докладе В.В.Бурега напомнил, что первые годы эмиграции совпали со временем формирования новой политики Константинопольского Патриархата в отношении диаспоры. Хотя об этом не упомянуто в известной автобиографии митрополита Евлогия, русскому иерарху не удалось избежать конфликта на этой почве с Константинопольским Патриархом Мелетием и его преемниками. В своей переписке с митрополитом Евлогием они, ссылаясь на 28-ое правило IV Вселенского Собора, развивали теорию об исключительных правах Константинопольского Патриархата на диаспору и отрицали правомочность митрополита Евлогия в управлении приходами в Западной Европе. Со своей стороны глава западноевропейских русских приходов в первое десятилетие своей эмигрантской жизни защищал права Русской Церкви и развернуто опровергал тенденциозную трактовку священных канонов со стороны Предстоятелей Константинопольской Церкви.

А.А.Кострюков, описав близость личных отношений и общность идей митрополита Евлогия и митрополита Антония (Храповицкого), задался вопросом о том, что привело к их противостоянию и разделению. Опираясь на имеющиеся публикации и архивные данные, он пришел к выводу, что главным катализатором разделений в эмиграции послужило окружение обоих иерархов, состоящее из лиц, радикально противоположных по политическим взглядам и воззрениям на будущее России.

Иеромонах Савва (Тутунов) рассказал, что канонические аргументы, на которых митрополит Евлогий и его сторонники строили обоснование своего юрисдикционного положения, претерпели существенную эволюцию в течение довоенной истории «парижской митрополии», причем иной раз менялись на прямо противоположные. Подлинные причины разделений в русской церковной эмиграции принадлежат к области вполне объяснимых политических и человеческих разногласий. Несмотря на зыбкость канонической аргументации, митрополит Евлогий твердо сознавал, что отделение от Московского Патриаршего престола – временно. Однако после кончины митрополита его преемники и паства утратили это понимание и стали выступать с апологией особых прав Константинопольского Патриархата.

В итоговой дискуссии было отмечено, что наследие митрополита Евлогия неоднозначно и не может быть сведено к одному из своих аспектов. В предложенных докладах покойный иерарх предстает многогранным деятелем русской и эмигрантской истории. Вместе с тем, он всегда оставался неизменным в главном – любви к России и вере в неё.

Служба коммуникации ОВЦС