Митрополит Кирилл: «Очень важно, чтобы руководители наиболее промышленно развитых стран услышали голос мировых религиозных лидеров»

2 июля 2006 года в итоговой информационной программе Сергея Брилева «Вести недели» (телеканал «Россия») митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, рассказал об открывающемся в Москве Всемирном саммите религиозных лидеров.

Ниже приводится текстовая версия беседы корреспондента Андрея Кондрашова с Владыкой Кириллом.

Владыка, столь масштабного мероприятия, если я не ошибаюсь, в России не проводилось никогда…

Не только в России, но даже в мире.

– Кто приедет в Москву на саммит?

Мы ожидаем приезда 150 представителей различных религиозных общин мира из более чем 40 стран.

– Как отреагировал Ватикан на эту инициативу Русской Православной Церкви?

Ватикан отреагировал на инициативу Московского Патриархата и Межрелигиозного совета России очень положительно. Я встречался с Папой Римским Бенедиктом XVI, он поддержал эту инициативу. В Москву приезжает беспрецедентная по уровню представительности католическая делегация, в состав которой входят пять весьма влиятельных кардиналов. Мы весьма удовлетворены уровнем присутствия и участия Католической Церкви в работе московского форума.

– Был ли приглашен Далай-лама, или здесь возникли какие-то проблемы?

Проблемы связаны не с нами, и они вот какого рода. Как известно, между Далай-ламой и руководством Китайской Народной Республики существуют весьма непростые отношения. Также известно, что ими предпринимаются некоторые шаги навстречу друг другу. И мы не хотели бы создавать трудности для этого процесса. И подвергать этот хрупкий механизм начинающегося диалога опасности.

– Будет ли тем не менее Китайское государство представленною на всемирном религиозном саммите, и насколько высоким будет уровень?

Да, впервые, что очень важно, приезжает фактически министр, глава Государственного управления по делам религий Китая Е Сяовэнь, ответственный за религиозную политику в своей стране, и мы приветствуем этот визит.

– Скажите, Владыка, как будут представлены на саммите те регионы мира, где сейчас сохраняется напряженность, скажем, Израиль, Иран, Ирак?

Из Израиля приезжает Главный раввин страны Йона Мецгер, приезжают высокие представители Иерусалимского Патриархата. Из Ирана прибудет, я полагаю, второе лицо в исламской иерархии. Что касается Ирака, то по причине хаоса в этой стране, практического отсутствия определенного религиозного руководства и проблем с коммуникациями послать приглашение местным духовным лидерам в настоящий момент не представилось возможным.

– Владыка, расскажите о целях и задачах Всемирного саммита. В Москву съехалось огромное число высших иерархов, духовных лидеров самых различных религиозных общин. С чем они намерены обратиться к миру, к людям, к политическим руководителям?

О религии иногда вспоминают только тогда, когда где-то случаются террористические акты. Взорвалась бомба, убиты и ранены мирные люди. И при этом кто-то из террористов мотивирует свои действия религиозными идеями.

Поэтому очень важно сегодня призвать к тому, чтобы религиозная жизнь, религиозные ценности не вытеснялись на обочину жизни современного общества. Ибо если религиозные идеи и ценности будут выдавливаться и вымываться из жизни общества, если они начнут маргинализироваться, то как реакция на это могут возникать соответствующие настроения, мотивирующие террор религиозными убеждениями. Такой поворот событий чрезвычайно опасен, и поэтому главная тема московского саммита – это тема сохранения духовных ценностей в современном мире.

И еще о чем-то очень важном следует сказать. Мир глоболизируется, хотим мы этого или нет. Мир становится подобен тесной квартире, где нетрудно перейти из одной комнаты в другую, но здесь живут бок о бок такие разные люди. Некоторые полагают, что для достижения всеобщего блага и утверждения духа добрососедства нужно унифицировать этот мир, обязав все страны и народы вне зависимости от их культурно-исторической традиции следовать единым стандартам жизни, общим философским установкам и политическим доктринам.

Это очень опасная, поистине губительная идея. Представьте себе, что вам предлагают носить одежду, сшитую по меркам другого человека, не соответствующую ни вашему росту и размеру, ни вашим обычаям и потребностям… Это будет чужая одежда, и в ней вы не будете чувствовать себя самим собой. Конечно, вас можно силой заставить носить ее, можно даже связать по рукам и ногам, чтобы вы не протестовали… Но человек никогда не примет того, что ему навязывается поверх его собственного и органичного ему понимания мира, жизни, традиции и так далее. Мы говорим: христианская цивилизация, мусульманская цивилизация, иудейская цивилизация, буддистская цивилизация, а теперь еще и светская цивилизация… Так вот, задача заключается в том, чтобы выработать принципы сосуществования самобытных и самоценных культур и цивилизаций в едином глобализирующемся мире.

– Правильно ли я Вас понимаю, что сейчас духовные лидеры, как мне кажется, пытаются повлиять на большую политику, иначе зачем религиозный саммит проводился бы в канун политического саммита в Петербурге — заседания «Большой восьмерки»?

Когда мы говорим о вытеснении религиозных ценностей из жизни современного общества, мы имеем в виду в том числе и игнорирование религиозных подходов в решении судьбоносных вопросов, с которыми сегодня сталкивается человечество, а «Большая восьмерка» как раз призвана решать эти судьбоносные вопросы. И очень важно, чтобы руководители наиболее промышленно развитых стран услышали голос мировых религиозных лидеров, чтобы наконец начался активный диалог между светской властью и религией. Мы говорим о транспарентном, открытом, честном, заинтересованном и ответственном диалоге, который может реально привести к решению проблем, стоящих сегодня перед миром и человеком.

Смотрите также