Митрополит Кирилл выступил перед участниками сборов научно-педагогического состава Вооруженных Сил

26 декабря 2005 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл посетил ведущее высшее военное учебное заведение страны – Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и выступил перед участниками сборов научно-педагогического состава Вооруженных Сил.

Уважаемые профессора и преподаватели
Военной академии Генерального штаба
Вооруженных Сил Российской Федерации!

Воинское служение по учению Церкви – служение жертвенное. Господь сказал: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15,13). Воины, ценою собственной жизни отстаивающие безопасность ближних и восстанавливающие справедливость, всегда глубоко почитались христианами. Чтобы убедиться в этом достаточно вспомнить имена святых воинов великомученика Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, Феодора Тирона, Андрея Стратилата, Иоанна Воина, Александра Невского, Димитрия Донского, Даниила Московского, Федора Ушакова, преподобного Илии Муромца, страстотерпцев Бориса и Глеба и многих других святых.

Апостол Павел заповедал всем христианам: Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (Рим. 12. 18). Наша Церковь ежедневно молится о мире всего мира, о богохранимой стране нашей, о властех и воинстве ея. Миротворцы, по обетованию Спасителя, будут наречены сынами Божиими (Мф. 5. 9).

Проблема мирного сосуществования государств на международной арене особенно актуальна в наше время; в связи с беспрецедентным развитием средств поражения, появлением оружия, способного уничтожить весь мир, Православная Церковь призывает разрешать неизбежно возникающие в международных отношениях противоречия без применения силы. Ее использование может допускаться лишь в ситуации вооруженной агрессии извне.

Мы живем в эпоху серьезных перемен в мировой политике. Именно поэтому необходимо предусмотреть возможные последствия происходящих на наших глазах событий и иметь верную стратегию поведения России в мире, дабы полностью использовать имеющийся потенциал и занять подобающее место в новой системе международных отношений. Очевидно, что не последнюю роль при решении этой задачи играют Вооруженные Силы России.

В результате смены парадигмы общественного развития в начале 1990-х годов Вооруженные Силы оказались без какой-либо определенной, разделяемой всеми идеи. Однако человеку, с оружием в руках стоящему на страже интересов государства и общества, по-прежнему необходимо знать, ради чего он рискует жизнью.

Иногда от молодежи призывного возраста можно услышать вопрос: «За что воевать?», «Кого защищать?». Ответ должен быть ясным и правдивым, но сформулировать его на понятном для молодежи языке невозможно, не разобравшись с векторами внешней и внутренней политики, не определившись с мировоззренческими основами жизни страны и общества.

Воспитание искренней любви к своему народу и беззаветной преданности Отечеству следует начинать с детского возраста. Приведу слова известного русского мыслителя Ивана Ильина: «Ребенок должен научиться переживать успех своей национальной армии как свой личный успех; его сердце должно сжиматься от ее неудачи; ее вожди должны быть его героями; ее знамена – его святынею…». Если такую воспитательную задачу не ставить перед школой, то в армии перевоспитывать пришедших туда молодых нигилистов будет уже поздно.

Социальные проблемы переходного периода с особой яркостью и драматизмом проявились в Вооруженных Силах. Зачастую на воинское служение призываются юноши из малообеспеченных и неполных семей, с пробелами в образовании, слабым здоровьем. Работа с ними представляет нелегкую задачу. Особая проблема – рост молодежной преступности, наркомании и алкоголизма.

Между тем, с исчезновением института замполитов воспитательная работа в войсках по причине идейной дезориентации, отсутствия четких новых ориентиров, стала пробуксовывать. Несмотря на это, исследования, проводившиеся еще в начале 1990-х годов, показали: верующие военнослужащие в большей степени испытывали чувство удовлетворения, уверенности, надежды, тогда как в настроении их духовных антагонистов преобладали безразличие, тревога, раздражительность. Вера оказывается действенным фактором «включенности» в жизнь коллектива, источником социального оптимизма. Конечно, неправильно было бы ставить задачу заставить всех верить в Бога, но создать нормальные условия для верующих людей, помочь им чувствовать себя уважаемыми членами воинского коллектива, можно и нужно.

Наша Церковь с начала 1990-х годов осуществляет соработничество с Вооруженными Силами, которое и сегодня приносит добрые плоды, служит укреплению боевого духа, способствует ответственному отношению военнослужащих к своим обязанностям.

С 1992 года осуществляются регулярные контакты Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и Министерства обороны Российской Федерации, направленные на взаимодействие Церкви и армии в сфере пастырского окормления военнослужащих.

2 марта 1994 года Святейшим Патриархом и министром обороны России было подписано первое Совместное заявление, закрепившее сотрудничество Русской Православной Церкви и Российских Вооруженных сил.

В настоящее время совместные труды Вооруженных сил и Русской Православной Церкви успешно развиваются. Однако потребность в духовном окормлении военнослужащих клириками нашей Церкви удовлетворена далеко не в полной мере. В императорской России существовал институт войсковых священников. За рубежом, например в Соединенных Штатах Америки, в Германии, других демократических странах по сей день существует институт капелланов. Мы выступаем за то, чтобы православные военнослужащие, которые в российской армии составляют три четверти верующих военнослужащих, а также члены иных традиционных конфессий имели бы возможность удовлетворения своих религиозных нужд.

Естественно, что данная сфера деятельности, равно как и любая другая, нуждается в финансировании: людям надо платить заработную плату, приобретать необходимую литературу и так далее. Однако еще более важной представляется духовно-нравственная сфера.

Воинское служение без патриотизма, без любви к Отечеству вырождается в «наемничество». Если единственная цель защитника Отечества – высокая заработная плата, то, думаю, он не станет рисковать жизнью, выполняя служебный долг, ведь он сражается не «за други своя», а за деньги.

Успех в деле воспитания рядового состава Вооруженных Сил немыслим без достойного примера, подаваемого офицерами. Любая армия имеет иерархическое устройство, предполагающее подчинение низших чинов высшим. Именно поэтому от уровня осведомленности офицерского состава о радостях, горестях и проблемах в жизни солдата, от возможности и желания быть не только строгим командиром, но, одновременно, и мудрым наставником, а иногда и любящим отцом – зависит моральный климат в войсках. Любые воспитательные мероприятия, даже самые дорогостоящие и современные, не принесут пользы, если в коллективе царит дух наживы, грубого насилия и равнодушия.

Сугубая ответственность за состояние российских Вооруженных Сил лежит на генералитете. Очевидно, что в Вооруженных Силах должна существовать детально проработанная и четко обоснованная стратегия воспитательной работы, включающая возможные сценарии развития событий и адекватные меры реагирования. Конечно же, необходимо кадровое и материальное обеспечение воспитательного процесса. Но, повторюсь, важнее крепкий моральный дух генералов, офицерского состава и рядовых. Русская Православная Церковь всегда была со своим народом, с российским воинством. И сегодня мы предлагаем неиссякаемую сокровищницу Православия, наш тысячелетний опыт воспитания многих поколений российского народа во имя процветания нашего Отечества.

Напомню две пословицы: «Хочешь мира – готовься в войне» и «Народ, не желающий кормить свою армию, будет кормить чужую». К сожалению, в последнем десятилетии прошлого века данные изречения народной мудрости были не в ходу у политиков. Да и в народной среде авторитет Вооруженных Сил стал падать. Так образовался «замкнутый круг»: общее падение нравов, морали, «духовный кризис» затронул Вооруженные Силы, а это, в свою очередь, является одной из причин дискредитации военной службы в народе.

И все же хочу отметить, что, несмотря на трудности, общий уровень внимания к вопросам духовной жизни в российской армии остается выше, чем в российском обществе в целом. Об этом свидетельствуют данные социологических исследований. И это внушает определенный оптимизм.

Думаю, что воспитание нравственности и патриотизма в российской армии является важнейшей задачей, от своевременного и компетентного решения которой зависит наша с вами жизнь, будущее наших детей и внуков.