«ГДЕ ЕПИСКОП, ТАМ И НАРОД». «ДИАЛОГ ПРИ СВЕТЕ ЛАМПАДЫ» Читателям «Труда» отвечает митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл («Труд», 15 июня 2002 года)
19.06.2002 · Архив 2002
— Уважаемый Владыка, Церковь в нашей стране отделена от государства, но нет четкого определения этой ситуации. Где проходит граница между сферами интересов Русской Православной Церкви и государственной власти? Родион Самойлов, (Ставропольский край)
— Существуют совершенно конкретные юридические термины, в которых описывается эта коллизия. Церковь, согласно принципу отделения ее от государства, не может вмешиваться в управление страной, а государственная власть не должна вмешиваться во внутреннюю жизнь Церкви. К сожалению, нередко приходится сталкиваться с попытками расширительного толкования этого принципа. К примеру, нам говорят:
«Церковь не имеет права заниматься пастырской работой в армии, не может прийти в школу, потому что она отделена от государства». Но и солдаты, и школьники — граждане России, которые согласно Конституции имеют право на религиозный выбор. Человек, служащий в армии или учащийся в школе, не должен быть огражден стенами учреждения от общего принципа свободы совести, который заложен в Основном Законе нашей страны.
— Ваше Высокопреосвященство, не думаете ли вы, что повышение роли мирян в приходских общинах и епархиальных советах сможет способствовать установлению большей каноничности управления епархиальных архиереев? Григорий Паничкин, (Боровск Калужской области)
— По Уставу Русской Православной Церкви в епархиальный совет входят только священники и архиерей. Это соответствует церковным канонам, которые за многие века доказали свою жизненность. Роль мирян в жизни Церкви, безусловно, очень высока. Они участвуют в работе епархиальных собраний и приходских советов, многие занимают ответственные должности в синодальных учреждениях, преподают в духовных учебных заведениях, участвуют в благотворительной деятельности, в трудах по восстановлению храмов. Все это они делают при поддержке и по благословению иерархов и духовенства, без чего их деятельность перестала бы быть подлинно церковной.
Нельзя забывать, что пастырство, духовное руководство Церковью — это служение, для которого необходимы особые дары Святого Духа. С первых дней существования Церкви Христовой были люди, которых Господь выбирал для такого служения: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова»… (Еф.4.11—12). В 39-м Апостольском правиле говорится: «Епископу вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их». А священномученик Игнатий Богоносец писал: «Без епископа нет Церкви, где епископ, там должен быть и народ, так же как где Иисус Христос, там и соборная Церковь» («К смирнянам», гл. VIII).
— Как вы считаете, целесообразно ли сегодня ставить вопрос об издании житий святых на понятном современникам языке, то есть описать жизнь этих великих людей во всей ее духовной, эмоциональной и социальной полноте, а не так, как это делалось зачастую до сих пор — в одних красках и тонах? Алена Ракович, (Белгород)
— В начале 90-х годов прошлого века был острый недостаток духовной литературы, и, чтобы дать людям книги, оставалось лишь переиздать дореволюционные тексты. Другой проблемой была нехватка людей, которые бы могли квалифицированно работать над научным и популярным изданием житийной литературы.
Адаптация житийной литературы к уровню современного читателя — это задача, имеющая большое миссионерское и пастырское значение. Впрочем, отмечу, что для знатоков древнерусской письменности творения преподобного Епифания и святителя Димитрия Ростовского — это настоящие литературные шедевры, а отнюдь не «однотонные картинки». Просто нужно иметь верный подход и вкус к чтению таких текстов.
— Меня очень волнует, что некоторые священники считают у собак нечистыми животными, которых нельзя держать в доме. Якобы, если в храм забежит собака, то он считается оскверненным, и т.п. Так ли это? Есть ли у вас какое-нибудь домашнее животное? И еще вопрос на ту же тему: есть ли у животных душа, имеет ли человек шанс после смерти встретиться со своим любимцем? Валентина Ластовская, (Харьков)
— Я хорошо отношусь к животным и очень люблю собак. У меня есть три собаки в Москве и две в Смоленске. Никогда Церковь не считала собак нечистыми животными, никогда не запрещала им входить в помещение. Очень многие выступают против того, чтобы собака заходила в храм, но это не по богословским мотивам, а по причинам чисто традиционного, исторического характера, укорененным, думаю, в представлениях о гигиене.
Надо любить животных, потому что, проявляя любовь к ним, мы, так сказать, тренируем наши человеческие эмоции, становимся более человечными. Что же касается бессмертной души, то должен сказать, что по образу и подобию Божию создан только человек. Согласно христианскому учению, животные не обладают бессмертной душой, и поэтому, когда животное умирает, мы с ним прощаемся навсегда.
- Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата
- Официальный сайт газеты «Труд»