Предстоятель Русской Православной Церкви: Осуществлять нравственную экспертизу научных исследований Церковь должна в тесном взаимодействии с научным сообществом

Отвечая 23 марта 2009 года в Российском государственном университете имени И.Канта на вопросы студентов о взаимоотношениях науки и религии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Никакого спора между религией и наукой нет и быть не может по определению, как не может быть спора между наукой и музыкой, наукой и живописью – все это разные сферы человеческого бытия».

Противостояние возникло на Западе, после того, как Католическая Церковь инкорпорировала в свою догматику, то есть в свое учение, определенные научные схемы Средневековья. Так, одним из средневековых постулатов, принятых Католической Церковью, стала геоцентрическая картина мира. И когда Коперник сказал, что не вокруг Земли обращаются планеты, а вокруг Солнца, получилось, что его предположение стало не очередной гипотезой и научной теорией, а вызовом вероучению. Вот почему Католическая Церковь стала защищать не веру в Бога, не свою догматику, а догматизированную научную гипотезу. Конфликт между наукой и Церковью на Западе возник тогда, когда стало ясно, что в этом споре права наука, а не Церковь, которая употребляла в свою защиту не только аргументы интеллектуального убеждения, но и иные методы, отметил Его Святейшество.

«Вторая очень опасная ошибка была допущена тогда, когда наука была идеологизирована, – выразил убеждение Святейший Владыка. – В нашей стране наука была мощной частью идеологического аппарата государства, и потому она могла интерпретироваться в условиях Советского государства исключительно в контексте атеистического убеждения и никак иначе. Наука стала фактором идеологического воздействия на сознание».

В подобных условиях ни о какой вере в Бога не могло быть и речи, ведь с помощью науки нужно было доказать, что вера – это обскурантизм, вчерашний день, не соответствующий научной картине мира, продолжил Святейший Патриарх Кирилл.

«Если мы разводим эти два понятия – если Церковь не вмешивается в науку и не выносит своего суждения о том, насколько данная гипотеза или теория соответствует религиозной картине мира, а наука, используя свой инструментарий, не подвергает религиозное знание критике, – вот тогда каждый трудится в том поле, в котором призван работать», – считает Предстоятель Русской Православной Церкви.

«Наука и религия, Церковь и знание должны взаимодействовать», – подчеркнул Его Святейшество, отметив, что Церковь не может ни догматизировать, ни критиковать с догматической точки зрения современные научные гипотезы.

Но у Церкви может быть право выносить нравственное суждение не только об отдельных научных идеях, как, например, о клонировании, но также и об отдельных технологиях, заключил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, добавив: «Осуществлять такого рода нравственную экспертизу научных исследований Церковь, конечно, должна в тесном взаимодействии с научным сообществом, что сейчас, слава Богу, и начинает происходить».

Служба коммуникации ОВЦС