В день памяти святителя Филиппа Московского Местоблюститель Патриаршего Престола возглавил богослужение в Успенском соборе Московского Кремля

22 января 2009 года, в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского, Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил Божественную литургию и молебен святителю в Успенском соборе Московского Кремля. Владыке Кириллу сослужили архиепископ Истринский Арсений, архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, представитель Антиохийского Патриарха при Московском Патриаршем Престоле епископ Филиппопольский Нифон, епископ Читинский и Забайкальский Евстафий, епископ Венский и Австрийский Иларион, представитель Патриарха Сербского при Московском Патриаршем Престоле епископ Моравичский Антоний, столичное духовенство.

За богослужением пел хор храма во имя святителя Николая в Государственной Третьяковской галерее.

По завершении Божественной литургии митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл поздравил молившихся в храме с днем памяти святителя Филиппа, митрополита Московского. Он напомнил слова приснопоминаемого Святейшего Патриарха Алексия II, которые почивший Предстоятель Русской Православной Церкви неоднократно повторял в дни совершения богослужений в Успенском соборе: в этих стенах перед мысленным взором проходит история нашей Церкви и нашей страны. «Эти замечательные слова почившего Первосвятителя самым прямым образом относятся к сегодняшнему дню. Мы празднуем мученическую кончину святителя Филиппа. Он был удивительно смиренным и добрым человеком», – сказал митрополит Кирилл.

«Будучи сыном знатных русских бояр – его отец был один из самых заметных членов боярской думы – отрок, будущий митрополит Филипп, воспитывался в аристократической семье, он хорошо знал тогдашнего великого князя Василия III и молодого его сына – Иоанна, в будущем царя Грозного. Перед ним открывалась замечательная, с точки зрения светской карьеры, перспектива – быть знатным, богатым, влиятельным, а вместо всего этого он уходит в монастырь, и не в столичный монастырь – на Соловки уезжает».

Будущий святитель добирается до Соловков, приходит туда не как сын знаменитых и богатых родителей, а как смиренный послушник, и несет послушания в кузнице, на мельнице. Будучи человеком талантливым и образованным, он становится известен не только в обители, но и в столице, и тогда его возводят в игумена Соловецкого монастыря. Владыка Кирилл отметил, что самые замечательные строения обители были возведены в то время, когда игуменом в ней был будущий святитель Филипп – Преображенский собор, знаменитые каналы на островах. «Игумен Соловецкий прославляется мудростью, силой слова, силой молитвы, добрым отношением к братии, – продолжил архипастырь. – И в силу всех этих обстоятельств он был приглашен царем Иоанном Васильевичем Грозным в Москву, чтобы занять Первосвятительский престол».

«Став митрополитом, святитель Филипп объединил вокруг себя много людей, поскольку пользовался огромным авторитетом, – сказал далее Владыка Кирилл. – Будучи человеком смиренным, он обладал внутренней силой, которая привлекала к нему людей. Неоднократно святитель Филипп говорил с царем Иоанном Грозным о необходимости изменить отношение к людям; особенно эти беседы стали значительны, когда царь, опираясь на опричнину, огнем и мечом стал управлять своим собственным народом».

«После очередного рейда опричников царь Иоанн, облачившись в монашеские одежды, как бы свидетельствуя о своем смирении, подошел к митрополиту, чтобы получить благословение вот в этом самом соборе, но благословения не получил, а получил грозное осуждение, – сказал Местоблюститель Патриаршего Престола. – Иоанн не забыл этого, и вскоре оставшиеся в живых деморализованные, находившиеся в невероятном страхе члены боярской думы собираются на собор и приглашают свидетелей против митрополита Филиппа. А кто были этими свидетелями? Послушники и монахи Соловецкого монастыря, того самого, который был поднят трудами святителя, которые лучше кого-либо другого знали, что сей человек свят, но, прельщенные деньгами либо напуганные царем, они перед лицом боярской думы стали воздвигать на святителя клевету».

Можно себе представить, что творилось в сердце святителя, сказал далее Владыка Кирилл: «Наверное, он хотел ответить этим хулителям, но ничего не сказал; он принял это как крест, хотя хорошо понимал, что эти обличения могут войти в историю и что в истории будет оклеветанным русский митрополит». Однако даже такая перспектива не поколебала святителя, и после суда во время богослужения в Успенский собор, где служил митрополит Филипп, ворвались опричники, повалили святителя и сорвали с него священные одежды. Закованный в кандалы, как страшный преступник, святитель был брошен в подвал московского Богоявленского монастыря, а затем отправлен в Отрочь монастырь под Тверью. В 1569 году, во время похода на Новгород, Малюта Скуратов убил святителя по приказу царя.

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл обратил особое внимание паствы на глубокое смирение святителя Филиппа. «Не нужно пытаться оправдываться, когда на тебя клевещут, нужно предать клеветников суду Божию; не нужно терять внутреннего спокойствия и присутствия духа, потому что Бог все видит, – подчеркнул архипастырь. – Мы ведь часто сами хотим совершить суд, а потому всем направо и налево говорим, что то, что о нас говорят – неправда, что мы гораздо лучше, что это клевета, что это какой-то заговор против нас. Мы восхищаем Божие право судить и наказать. А наш ответ на клевету и на человеческую злобу должен быть совсем другим: мы должны хранить мир в своем сердце, чтобы чужая злоба не разрушила наше внутреннее состояние; чтобы те, кто несут эту злобу, не сокрушили нас своей неправдой; чтобы мы оказались сильнее. Нужно всегда молиться за клеветников, молиться за обижающих нас, как совершается это во время литургии Василия Великого, в момент Евхаристии, молиться об обидящих и ненавидящих нас. И тогда наша молитва привлекает милость Божию, и Господь вмешивается в нашу жизнь и непременно наказывает клеветников, вынося Свой справедливый Божественный суд».

Также Владыка напомнил о событиях 90-х годов минувшего века, когда к Церкви многие обращались с требованием занять конкретную политическую позицию, осудить тех или иных людей, стать оппозицией власти. «Церковь наша никогда не отвечала на эти призывы согласием, – отметил Патриарший Местоблюститель. – Церковь вообще не может занимать какой-то политической позиции; задача Церкви заключается в том, чтобы иметь внутреннее мужество и силу говорить людям Божию правду: и властям, и воинству, и богатым и сильным людям, и средствам массовой информации».

«Разве мы помним имена тех, кто, ворвавшись в собор, совлек ризы со святителя, кто гнал его и мучил, разве мы помним имена тех, кто в боярской думе вынес неправедный суд? – сказал далее митрополит Кирилл. – Разве помним имена тех несчастных монахов и послушников, которые из страха или по каким-то другим причинам лжесвидетельствовали против своего старца? Господь стер из памяти людей их имена. А имя святителя мы не только помним; мы к нему в молитвах обращаемся, к раке мощей его прикладываемся; мы считаем его одним из самых светлых и замечательных Предстоятелей нашей Церкви, потому что он подвигом молитвы, смирения, слова своего доброго к людям, подвигом провозглашения Божией правды явил великий пример чадам Русской Церкви».

Местоблюститель Патриаршего Престола призвал всех молиться святителю Филиппу «о стране нашей, о властях и воинстве нашем, о Церкви нашей».

Он также призвал сугубо молиться о предстоящем Поместном Соборе, «чтобы Господь указал перстом Своим на того, кто взойдет на Патриарший Престол и кто будет обладать внутренней силой и способностью служить Русской Церкви и стране нашей так, как совершал это служение святитель Филипп, митрополит Московский».

Затем Владыка и сослужащие архиереи совершили молебен у раки с мощами святителя Московского Филиппа. Патриарший Местоблюститель поклонился также мощам других святителей Московских, почивающих в Успенском соборе.

Служба коммуникации ОВЦС

Видео предоставлено телеканалом «Союз»