В день Собора Пресвятой Богородицы Патриарший Местоблюститель возглавил праздничную литургию в Успенском соборе Московского Кремля

8 января 2009 года, когда Православная Церковь отмечает Собор Пресвятой Богородицы, Местоблюститель Патриаршего престола совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. Владыке Кириллу сослужили архиепископ Истринский Арсений, архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, епископ Красногорский Савва, благочинные округов Москвы.

По запричастном стихе было оглашено Рождественское послание почившего Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Затем было оглашено Рождественское послание Патриаршего Местоблюстителя митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла.

По окончании Божественной литургии была совершена заупокойная лития по новопреставленному Святейшему Патриарху Алексию.

После торжественного пения тропаря, кондака и величания праздника Рождества Христова митрополит Кирилл обратился к богомольцам с проповедью, в которой рассказал о значении Собора Богоматери. В этот праздник Церковь чествует близких Пречистой Девы Марии — Иосифа Обручника, царя Давида и апостола Иакова, брата Господня.

Будучи 80-летним старцем, Иосиф Обручник по благословению первосвященника принял Деву Марию, чтобы хранить ее девство и чистоту. И хотя он был обручен Пречистой, все его служение заключалось в том, чтобы оберегать Матерь Божию. «Но для многих людей, которые не знали тайны Боговоплощения, Иосиф был отцом Господа Иисуса Христа», – отметил Патриарший Местоблюститель, напомнив, что и Богородица говорила, обращаясь к Иисусу, который в двенадцатилетнем возрасте остался в Иерусалимском храме и потерялся для родителей, что Отрок огорчил своего отца – ведь для окружающих Иосиф был как отец (ср. Лк. 2. 39-52).

Во второй день праздника Рождества Христова Церковь вспоминает и царя, пророка, псалмопевца Давида святого человека, который тяжко согрешил, но покаялся так, что его словами люди сегодня призывают имя Божие, вспоминая великие обращенные к Создателю строки: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» (Пс.50. 1). «Пророк Давид был по плоти предком Господа и Спасителя, потому что, как и надлежало быть, Спаситель, Мессия, пришел в мир из рода Давидова», сказал Владыка Кирилл.

Апостол Иаков называется братом Божиим, потому что был старшим сыном Обручника Иосифа – от его первого брака. Иаков был очень благочестивым человеком и по Воскресении Христовом был избран предстоятелем Иерусалимской Церкви. «Иаков, исполняя предписания Ветхого Закона, был епископом Завета Нового и провозглашал Господа Иисуса Христа и Мессией, и Избавителем Израиля», – подчеркнул архипастырь. По его мнению, эта проповедь была неугодна всем тем, кто привел Иисуса Христа на Голгофу, и святого апостола Иакова сбросили с крыши Иерусалимского храма.

«Воспоминания о близких Спасителя дают нам возможность задуматься о том, а кем для человека являются его близкие – родные по крови и духу люди: жена, муж, родители, дети, двоюродные братья, сестры, племянники, – продолжил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. – Нередко в семьях поддерживаются очень дружные отношения, и люди, даже состоящие не в первой и не во второй степени родства, поддерживают подлинно родственные отношения друг с другом. Очень часто нас окружают друзья или коллеги по работе, с которыми мы проводим большую часть времени, они становятся также как бы нашим близким окружением».

По словам иерарха, Господь дает людям родственников и близких потому, что это имеет прямое отношение к делу спасения. «Нас Господь призывает к любви. Но попробуйте полюбить человека на улице, который вас толкнул. Или того самого невежливого пассажира в метро, который крепко вас прижал и отругал. Никаких сил человеческих не хватит, чтобы такого человека в этот момент полюбить», – считает Владыка Кирилл. Вот почему, испытывая подобный горький опыт общения, связанного с конфликтами, люди в недоумении задают себе вопросы: «А что означает заповедь о любви к ближнему? Как можно любить ближнего?».

Господь дает некую школу любви, сказал далее митрополит Кирилл. Спаситель помогает постичь тайну и истину любви через любовь к своим родным и близким. «Иногда ведь и на этих людей у нас не хватает любви. Иногда родители, увлеченные своей работой, карьерой, забывают о детях, а дети, когда вырастают, нередко забывают о родителях. И братья становятся чужими для сестер, и сестры для братьев», – отметил Местоблюститель Патриаршего Престола, подчеркнув, что это происходит из-за того, что мы в близком окружении не смогли воспитать в себе способность любить другого человека: «Если близких не любим, как будем дальних любить?»

Господь окружает человека людьми не только для того, чтобы в трудные моменты жизни было на кого опереться, но и для того, чтобы научаться христианской любви. «Начинать нужно с ближних, чтобы перенести потом любовь и на дальних», – убежден архипастырь.

Вот почему, по его мнению, в жизни человека особое значение имеет приходская церковная община. «Когда мы в воскресенье или праздники собираемся в нашем приходском храме, когда мы называем друг друга братьями и сестрами, когда именно так обращается к нам с амвона священник, — он свидетельствует о чем-то очень важном», – отметил митрополит Кирилл и особо подчеркнул: в христианской общине все должны быть друг другу родными. Однако, к сожалению, нередко можно встретить приходы, где люди обижают друг друга, ссорятся, заводят интриги, и члены общины перестают воспринимать соприхожан как братьев или сестер. С единомышленниками, с теми, с кем верующие бок о бок стоят и едиными устами исповедуют веру в Единого Бога, воспевая никейский «Символ веры», должны быть по-настоящему семейные отношения, считает иерарх.

«Мы сегодня во множестве открываем храмы, – добавил Патриарший Местоблюститель. – А теперь, может быть, настает время, когда в этих храмах мы должны осознавать себя единой семьей, единой Церковью, общиной, спасаемой силой Божией. Вот почему нужно творить дела милосердия при приходах, вот почему не должно быть нищих на паперти, и человек, приходящий со своим горем в первую очередь должен получить утешение в храме и от священника, и от любого, кто находится в этот момент рядом».

По словам Владыки Кирилла, приходы, как и семьи, даются для того, чтобы здесь воспитывалось чувство любви, общности, единства, единомыслия. Тогда Церкви не будут страшны расколы и соблазны, считает он.

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл сердечно поприветствовал сослуживших за литургией архипастырей и благочинных московских округов, на которых «возложена сугубая ответственность за построение приходской жизни в первопрестольном граде».

В заключение архипастырь пожелал, чтобы наполняющие храмы люди «становились не просто прихожанами, которые приходят и уходят, но были членами одной семьи, способной поддерживать своих братьев и сестер; чтобы они могли молиться вместе со своим пастырем, создавать духовную крепость, неприступную для любой вражеской силы и для любых соблазнов».

«Пусть благословение Божие пребывает над нашим московским духовенством, в вашем лице здесь представленном, – сказал Местоблюститель Патриаршего Престола, обращаясь к столичным благочинным. – Первопрестольный град несет особую ответственность перед всей Церковью за духовное состояние нашего народа».Он также призвал всех помолиться о родных и близких, вспомнить тех, о ком совсем забыли, кому давно не писали и не звонили, и попросить за это у них прощения.

После богослужения митрополит Кирилл поклонился древним святыням Русской Церкви, находящимся в Успенском соборе Московского Кремля.

Служба коммуникации ОВЦС

Видео предоставлено телеканалом «Союз»

Смотрите также