Митрополит Кирилл ответил на вопросы корреспондента журнала «Нескучный сад»
21.11.2008 · Архив 2005-2009, Документы
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл дал интервью журналу «Нескучный сад». Полный текст интервью, которое также было опубликовано 19 ноября 2008 года на сайте «Милосердие.ru», приводится ниже.
– Современный экономический кризис многие эксперты называют глобальным. Он затрагивает жизнь многих стран, многих людей. Кризис – это осмысление старого и поиск нового: какие новые мировоззренческие вопросы он ставит, в чем духовный смысл кризиса?
– Мировой финансово-экономический кризис, с которым столкнулось человечество, начался не сегодня. Ситуация, которую мы наблюдаем сейчас, лишь подтвердила кризисные тенденции, о наличии которых неоднократно высказывались как светские эксперты, так и церковные мыслители на протяжении последних лет.
Несомненно, нынешний кризис носит не только глобальный, но и системный характер. Это прежде всего кризис ценностей, кризис мировоззрения. Неправы те, кто привык думать в вульгарно понятых марксистских категориях, считая, что ход истории определяется исключительно производительными силами и производственными отношениями. Исторический опыт решительно опроверг эти отвлеченные схемы. Пути разрешения политических, экономических, гуманитарных проблем следует искать не столько в плоскости перераспределения материальных ресурсов или улучшения управленческих технологий, сколько в сфере духовности.
Русская Православная Церковь неоднократно напоминала, что экономика не является сферой исключительно материальных интересов, а безнравственная экономика – это уже не экономика в изначальном смысле слова, так как служит она не созиданию, а разрушению. Примеров тому в современном мире немало: налицо нищета миллионов людей, отупляющий культ потребления, экологический кризис. Все это результаты бездуховного хозяйствования, «экономики» эгоистической наживы, достигаемой любой ценой.
Так что кризис был в известном смысле неизбежен. Его первопричина мне видится в деградации нравственной мотивации хозяйствования, в нивелировании высшей цели экономики – построения процветающего, гармоничного и справедливого общества. В сентябре 2007 года делегация Русской Православной Церкви приняла участие в работе III Европейской межхристианской ассамблеи. В ее итоговом послании особо отмечается, что «по всему миру, даже в Европе, современный процесс радикальной рыночной глобализации углубляет в человеческом обществе разделения между успешными и неудачниками, умаляет ценность многих людей, имеет катастрофические экологические последствия и, особенно, ввиду изменения климата, становится несовместимым с устойчивым будущим планеты».
В то же время, с христианской позиции, кризис – это всегда шанс начать с чистого листа, нравственно очиститься, вернуться к более глубокому, одухотворенному пониманию жизни и труда.
– В послании Предстоятелей Православных Церквей, участвовавших в Константинопольском совещании в октябре этого года, говорится о том, что «жизнеспособна лишь такая экономика, которая сочетает эффективность со справедливостью и общественной солидарностью». Возможно ли сочетание справедливости и солидарности с такими принципами современной экономики как конкуренция и стремление к прибыли? Не мечтательность ли это? Что может в этом случае быть гарантом, играть роль сдерживающего фактора? Мир знает подобные примеры?
– Доминирующая в современном мире экономическая доктрина подчас идеализирует общество конкуренции и равных возможностей. Однако равные возможности далеко не всегда означают равенство доступа к социальным благам. Идеи всеобщего равенства, также как и всеобщего материального благоденствия, утопичны, но это вовсе не умаляет важности создания достойных условий жизни для всех без исключения членов общества.
Экономика не может быть эффективной, если она не строится на принципах социальной справедливости и ответственности. В противном случае ни о какой свободной конкуренции и о законной стабильной прибыли говорить не приходится. Конечно, первым и важнейшим мотивом развития экономики является материальная заинтересованность человека. И Церковь не отрицает этот мотив, поскольку в основе его лежит стремление человека улучшить условия жизни для себя и своей семьи. Но стремление приумножить личное благосостояние − это не единственный мотив, который должен двигать экономическими отношениями. С точки зрения православной этики, другим таким мотивом является стремление помочь ближнему, желание видеть, что результаты труда приносят пользу не только конкретному человеку, но и стране, обществу, в котором этот человек живет. Если один из упомянутых мотивов перестает работать, кризис неизбежен. Именно это мы сейчас и наблюдаем.
Могут ли сочетаться эти мотивации на практике? Примеров немало. Взять хотя бы «новый курс» президента Соединенных Штатов Америки Франклина Рузвельта, позволивший в кратчайшие сроки вывести страну из «великой депрессии». В своей политике Рузвельт опирался на массовую поддержку простых людей, которым государство создало достойные и справедливые возможности трудиться и зарабатывать. Само общество выступило гарантом такой модернизации, и Рузвельт четырежды переизбирался в президенты.
– Во всем мире сегодня наблюдается возросший спрос на «Капитал» Карла Маркса. Это разочарование в капиталистической системе, попытка вернуться в прошлое и почерпнуть что-либо ценное из марксизма? Вновь актуальны социалистические ценности?
– На мой взгляд, потерпели крах не только классическая концепция социализма, но и «капиталистический фундаментализм». Сначала нам говорили о саморегулирующемся рынке, который всегда эффективен, теперь же происходит массированное государственное вмешательство в экономику. На мой взгляд, нынешняя эпоха требует новых методов управления мировым хозяйством, сочетающих в себе эффективное государственное регулирование с поощрением частной инициативы.
В качестве примера можно привести опыт Китая, по этому же пути движутся и некоторые страны Латинской Америки. Ведущие государства Запада проводят антикризисную политику национализации жизненно важных для общества корпораций. Означает ли это реанимацию идеологии социализма образца прошлого века? Не думаю. Скорее речь идет о поиске новых форм хозяйствования, отвечающих реалиям нашего времени. В этом смысле интерес к Марксу обоснован. Он достаточно точно описал природу капиталистического способа производства и причины его кризиса. Но актуальны скорее не идеологические постулаты Маркса, а его экономическая аналитика.
Для того, чтобы успешно преодолеть начавшийся глобальный кризис, необходима серьезная трансформация всей существующей социально-экономической модели в сторону усиления акцента на справедливости проводимой политики, на необходимости корректировки ее в интересах всего общества.
Христианская экономическая мысль исходит из того, что высшее благо – это спасение человеческой души, а также построение гармоничного и справедливого общества, стремящегося к созданию достойных условий жизни для всех людей, независимо от их социального положения или политических взглядов. В этом главное отличие православной социально-экономической этики от классического социализма и капитализма.
– Философы называют западного человека человеком-потребителем. Может ли изменить такого человека глобальный кризис? В сложные времена раздаются призывы к аскетизму. Насколько актуальны подобные призывы для нашего народа, во многом продолжающего жить в бедности? Полезно ли это ему? Нравственно ли радоваться проблемам, с которыми сталкиваются богатые люди в ситуации кризиса?
– Гедонизм и культ потребления, несомненно, относятся к числу главных пороков постиндустриального общества. Будем надеяться, что кризис заставит людей по-новому взглянуть на действительность. Впрочем, напомню, что для подавляющего большинства жителей Земли призыв к материальному самоограничению не совсем актуален, для них главное сейчас – элементарно выжить и заработать себе на хлеб. Тем более нельзя смешивать гедонизм с естественным желанием человека жить достойно и обеспечить всем необходимым свою семью. Русский народ никогда за всю свою многовековую историю не жил в материальном смысле на должном уровне. Мы привыкли терпеть лишения, жертвовать подчас всем ради высшей цели – блага своего Отечества. Но стоит ли спекулировать на этих чувствах? Разве это нравственно? Наш народ заслуживает достойной жизни, в том числе материального достатка. Причем в русской ментальности важное место занимает именно стремление к умеренному достатку, а не к обогащению любой ценой.
Бытует ошибочное представление, что сами по себе материальные блага и процесс их создания отвергаются Православием как грех и недостойное занятие. При этом делаются ссылки на аскетическую традицию Православия и его сосредоточенность на духовном мире.
Действительно, в культурном коде России заложен приоритет духовных ценностей над материальными. Но эта аскетическая традиция уживается с другой мощной традицией – бережным и благодарным отношением к имуществу, которое дает совершать добрые дела. Установление этих двух архетипов восходит еще к XVI веку, к знаменитому спору между «иосифлянами» и «нестяжателями» – учениками преподобных Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Последующая канонизация Церковью их обоих говорит о том, что обе традиции соответствуют духу Православия.
Синтез этих двух подходов открыл широкие горизонты для созидания национального богатства и использования его на благо человека и народа. В результате наша история знает немало богатых людей, в том числе успешных предпринимателей, которые вели умеренный, а нередко и аскетический образ жизни.
– Пострадают ли в результате кризиса не только «виртуальные офисы», но и вполне реальные благотворительные проекты? Какова будет позиция Церкви? Раньше именно в голодные годы монастыри кормили голодающих…
– Вы совершенно правы: опасность текущего кризиса в том, что он способен затронуть всю социально-экономическую сферу. При этом наибольший ущерб могут понести средний класс и малообеспеченные люди. В этой ситуации Церковь не может стоять в стороне. Традиции церковной и общественной благотворительности должны активно возрождаться. В то же время важно понимать, что материальные возможности Церкви в наше время, увы, не сравнимы с теми, что были у нее даже сто лет назад. Социальное служение и благотворительность должны войти в число национальных приоритетов и осуществляться общими усилиями, всем миром – государством, предпринимателями, религиозными общинами.
– Совместимы ли мораль и современная рыночная экономика? Сейчас во многих странах говорят об исламской финансовой модели, в основу которой положены законы шариата, как о единственном возможном способе защиты от глобального финансового кризиса. Какие выводы можно сделать из урока, который преподносит миру христианскому мир исламский? Следует ли из этого, что положенные в основу «исламской экономики» нравственные принципы придают ей устойчивость, обеспечивают ее стабильность? Следует ли из этого, что у христианского мира есть шанс использовать свой собственный духовный опыт для выхода из экономического кризиса, не применяя законы шариата?
– Исламская финансовая модель очень интересна с точки зрения приспособления религиозной практики к реалиям рыночной экономики. Однако не стоит забывать, что корни европейской цивилизации – христианские. Другой вопрос, насколько далеко взгляды современного западного человека и его экономическая деятельность оторвались от христианского мировоззрения, от нравственной ответственности перед Богом и людьми за свои поступки. Это выражается, в частности, в превалировании спекулятивного капитала над реальным сектором экономики, а также в других негативных явлениях. В православном богословии, равно как и в исламском, ростовщичество воспринимается как морально сомнительный род занятий. Речь, конечно, не идет об осуждении банковской системы в принципе. Морально неприемлемы именно те действия финансистов, которые влекут за собой отклонение от главной задачи банков – накопления и перераспределения денежных потоков для более эффективного развития реального производства товаров и услуг. Если же деньги делаются из воздуха и происходит непонятная для абсолютного большинства людей таинственная игра с понижением и повышением акций, в результате которой одни теряют свое состояние, а другие в одночасье становятся сказочно богатыми людьми, если подобные игры становятся основой экономики, то происходит то, что мы сейчас наблюдаем, – кризис. Поэтому без связи экономики с нравственностью, без отказа от доминирования спекулятивного капитала невозможно говорить об исцелении хронических болезней современной экономической системы.
Необходимо вновь обратиться к первоначальному социальному измерению экономической политики, смысл которой во многом нивелирован за последнее столетие ради примитивного повышения уровня благосостояния, причем далеко не всех слоев общества, как это декларируется.
Русская Православная Церковь инициировала процесс открытого диалога между властью, предпринимателями и обществом по этой значимой проблеме. В 2004 году Всемирным Русским Народным Собором принят Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании. В марте этого года создан Экспертный совет «Экономика и этика» при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата, объединивший известных православных священнослужителей, ученых-экономистов, политиков, предпринимателей. Его цель – разработка отвечающих православной системе ценностей императивов ведения современного рыночного хозяйства.