Выступление председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на конференции «Взаимодействие религиозных конфессий России в области ВИЧ/СПИДа»

Прежде всего разрешите сердечно приветствовать всех участников настоящей конференции, которая, как мне представляется, весьма важна, и вот почему.

Во-первых, важен сам факт нашей встречи. Он свидетельствует о развитии наших исторически добрых отношений, об укреплении взаимопонимания и солидарности, о том, что наше сотрудничество охватывает самые разные области.

Во-вторых, мы должны стремиться быть примером для общества. Верующие разных религий, хотя они и различаются в вероучениях и духовных практиках, способны многое предпринимать вместе – как люди веры, как люди традиции, как люди ответственного нравственного действия. Сам факт наших совместных усилий является важным знаком того, что общественный мир и согласие успешно реализуются в России.

В-третьих, наша встреча ясно свидетельствует о том, что религиозные общины России, всегда бывшие хранителями нравственных устоев, ценностей и традиций, сегодня, как и прежде, готовы служить обществу, открыты к активному социальному партнерству с государством и различными общественными силами.

Наша конференция рассмотрит вопросы, связанные с распространением ВИЧ-инфекции, и обсудит направления сотрудничества религиозных общин России для ограждения людей от этого серьезного заболевания и для помощи тем, кто уже пострадал от него.

Обсуждая тему распространения ВИЧ/СПИД, мы, как представители религий России, должны, как мне видится, прежде всего выявить духовно-нравственный характер этого явления в религиозной перспективе.

Нам также необходимо дать оценку программам и действиям, предпринимаемым в этой сфере различными структурами: с чем мы согласны, что готовы принять и поддержать, а с чем мы согласиться не можем, и против чего, быть может, протестуем.

Важно также определить, какова роль религиозных традиций в деле борьбы с распространением ВИЧ/СПИД, каковы возможности нашего межрелигиозного взаимодействия, а также соработничества с государством и обществом.

Было бы также неплохо, если бы результаты работы нашей конференции мы могли сформулировать в итоговом документе.

Со своей стороны хотел бы поделиться с вами рядом соображений по рассматриваемому кругу вопросов.

Один из важнейших уроков, который должно вынести общество, столкнувшееся с вызовом ВИЧ/СПИД, – это осознание того веса, того значения, которое нравственность имеет в жизни человека и народа. Необходимо понять очень простую, но далеко не для всех очевидную истину: нравственность, духовность – это не просто слова, далекие от реальной жизни. Нравственность как внутренние принципы жизни человека, идеалы и ценности общества, духовность как основа мотивации поступков, то есть нравственность и духовность подлинные, а не декларируемые, – это базовая реальность, определяющая перспективы жизни и развития личности, народа, страны, мира.

Общество, пораженное нравственными недугами, обречено на деградацию и в конечном итоге – на смерть. Вопрос о состоянии общественной нравственности – это вопрос государственной важности. Это вопрос будущего страны, вопрос характера и перспектив ее развития.

Распространение ВИЧ/СПИД ясно показывает, какие последствия может иметь духовный и нравственный кризис. Этот недуг стал лакмусовой бумажкой состояния общества. Он вскрыл масштаб греха, царящего в нем. Вопреки тому, как часто оценивается эта проблема, ее корни – не медицинские. Корни эпидемии ВИЧ/СПИД – в грехе, безнравственности, бездуховности, ценностной дезориентации.

Нам всем нужно ясно понимать, что болезнь имеет своим корнем грех. В Библии мы слышим грозные слова Божии, переданные пророком Иеремией: «Так говорит Господь: (…) Я поразил тебя (…) жестоким наказанием за множество беззаконий твоих, потому что грехи твои умножились. Что вопиешь ты о ранах твоих, о жестокости болезни твоей? по множеству беззаконий твоих Я сделал тебе это, потому что грехи твои умножились» (Иер. 30. 12 – 15).

Нам часто приходится слышать: «Не следует искать виновных, нужно помочь пораженным этой болезнью». Призыв о сострадании к больным и инфицированным людям абсолютно справедлив, и мы, представители религиозных общин, на примере собственных дел знаем, что такое деятельное сострадание к людям, в том числе живущим с ВИЧ/СПИД. Но я совершенно не согласен с первой частью упомянутого призыва. Причины распространения этой эпидемии указать необходимо. Если этого не сделать, корни проблемы вырваны не будут.

Каковы же корни этой болезни? Вспомним, кого в первую очередь поражает вирус: молодежь, зачастую почти детей. Основным источником и руслом распространения этого заболевания в нашей стране стали, во-первых, потребление инъекционных наркотиков и, во-вторых, половая распущенность: до- и внебрачные половые связи. Значительный греховный «вклад» в распространение болезни вносят проституция и гомосексуальные контакты.

Причем, если говорить коротко и без обиняков, непосредственная ответственность за происходящее лежит прежде всего на школе и на СМИ.

Очевидно, что воспитательная, духовно-нравственная работа школы или отсутствует, или остается неэффективной. Мне бы очень хотелось заглянуть сейчас в глаза сторонникам либеральных принципов построения образовательной системы, лицемерно радеющим о правах детей, но всячески препятствующим получению ими подлинных знаний о духовно-нравственных и культурных корнях нашей страны и тех семей, в которых они родились и живут. Эти люди должны ясно понимать, что и они несут ответственность за разрушенные жизни наших соотечественников. Потерянные души и судьбы – также на их совести.

Что же касается телевидения, то, несмотря на некоторое улучшение по сравнению с девяностыми годами ситуация по-прежнему неутешительная. Скрытая и откровенная пропаганда сексуальной распущенности, «красивой жизни», эгоизма занимает значительную часть телевещания. Телевидение обладает сегодня огромным влиянием на молодежь. Его воспитательный потенциал сравним по силе воздействия с потенциалом семьи и школы. Вот почему недопустимо, чтобы вещательная политика каналов была заложницей коммерческих интересов.

И школа, и телевидение должны быть прозрачны для контроля общества. И в этом отношении голос традиционных религий России должен прозвучать ясно и недвусмысленно.

Нельзя не отметить, что свою весьма негативную роль вносит и недостаточная борьба с распространением наркотиков. Ключевым фактором в связи с этим оказывается разъедающая общество коррупция.

Наверное, следует признать, что свою роль играет и тяжелое социально-экономическое положение многих наших граждан. И все же все эти обстоятельства являются в значительной степени вторичными.

Фундаментальная причина распространения ВИЧ/СПИД – в кризисе российской семьи. Именно семья традиционно являлась хранительницей нравственных принципов, ценностей, поведенческих стандартов, жизненных стратегий детей и молодежи. Но именно семья оказалась также и главной мишенью разрушительных процессов, протекающих в нашем обществе.

Вместе с тем у нас вновь пытаются лечить симптомы, а не главную болезнь. Мы, представители традиционных религий России, должны использовать все наше влияние и возможности для того чтобы обратить внимание власти и народа на причину болезни. Распространение ВИЧ/СПИД – это один из тех ударов колокола, которые призывают всех нас к активному диалогу для обсуждения нравственной модели общественного развития России.

Убежден, что такая модель не должна исключать возможности действенного присутствия в общественном пространстве – в том числе в образовании и средствах массовых коммуникаций – традиционных мировоззренческих установок и правил, представляемых религией. Неспособность обезбоженного мировоззрения единолично обеспечить стабильность и процветание сегодня очевидна уже для очень многих. Но очевидность и принятие ответственных решений – это не одно и то же. Поэтому мы и призываем различные силы – государственные структуры, политические партии, авторитетные силы гражданского общества – к активизации диалога по нравственной проблематике и к поиску путей выхода из тяжелого нравственного кризиса, одним из символов которого является ВИЧ/СПИД.

Открыто говоря о греховных корнях распространения ВИЧ, мы не считаем возможным переносить общественное осуждение на каждого человека, живущего с этим недугом. И не только потому, что многие люди невиновны в том, что оказались инфицированы, – это дети ВИЧ-позитивных родителей, люди, инфицированные своими супругами, жертвы халатности медперсонала. В православной традиции мы придерживаемся принципа: «Ненавидь грех, но люби грешника». Наша Церковь с любовью и состраданием принимает всех обращающихся к ней. Она готова оказывать и оказывает помощь всем страждущим – в больницах, тюрьмах, центрах реабилитации и психологической помощи. Церковь делает все возможное для преодоления стигмы – так, люди, живущие с ВИЧ, приходя в храмы, не только не подвергаются никакой дискриминации или осуждению, но встречают, быть может, даже более радушный прием, чем иные. Разумеется, условием церковной интеграции является искреннее стремление человека изменить свою жизнь, преодолеть грехи и духовные недуги. И мы имеем весьма убедительный опыт того, как жизнь действительно меняется, обретая смысл и ценность, у тех, кто, воцерковившись, отказался от своего прежнего поведения. У нас есть немало свидетельств наших вновь обретенных братьев и сестер, говорящих: «благодаря ВИЧ я обрел смысл жизни», или – «если бы не ВИЧ, я бы, скорее всего, уже умер от наркотиков».

Говоря о борьбе со стигматизацией, мы не ограничиваемся лишь церковными стенами. Разумеется, в обществе должна быть создана благожелательная и человечная атмосфера, препятствующая маргинализации ВИЧ-позитивных. Но благожелательность должна распространяться на людей – оступившихся, запутавшихся, страдающих, нуждающихся в сострадании и поддержке, – а не на грех и безнравственность. Принятие людей, живущих с ВИЧ, не означает для нас отказа от принципиальной оценки насаждения и эксплуатации пороков. Борьба со стигматизацией не должна привести к поощрению безнравственного и безответственного поведения.

Мы высоко ценим усилия медицинских и санитарно-эпидемиологических служб Российской Федерации, направленные на лечение лиц, живущих с ВИЧ/СПИД, и на борьбу с его распространением. Мы также в целом положительно оцениваем опыт взаимодействия Русской Православной Церкви с государственными, международными и негосударственными структурами в деле анти-СПИД работы. Вместе с тем, у нас вызывают серьезную озабоченность перспективы внедрения в России так называемых программ «снижения вреда». Не можем мы согласиться и с теми программами профилактики, которые сводятся к пропаганде так называемого безопасного секса.

Представляется, что сегодня назрела необходимость более масштабного взаимодействия религиозных общин России с государственными органами в деле противодействия распространению ВИЧ/СПИД. Думаю, что на настоящей конференции нам следует основательно обсудить вопрос о том, в каких сферах нам следует развивать или укреплять сотрудничество, а в каких, быть может, мы к сотрудничеству не готовы. Интересно было бы выслушать и мнение представителей государственных органов по этому поводу.

Безусловно, будет весьма полезным и обмен опытом работы в данной сфере представителей различных религиозных традиций.

Опыт Русской Православной Церкви показывает, что важнейшим элементом борьбы с распространением ВИЧ/СПИДа должны стать усилия по укреплению духовных и нравственных норм в обществе, реализуемые посредством просвещения и воспитания. Особое внимание следует в связи с этим уделить воспитанию детей в духе уважения семейных ценностей и традиций, ответственного отношения между полами, неприемлемости рискованного поведения, в том числе употребления наркотиков, в свете идеалов гражданственности, общественного служения, супружеской верности, милосердия и сострадания.

В области нравственного воспитания и образования детей и молодежи полезно развивать сотрудничество религиозных организаций с государством и обществом, в частности, создавать совместные с общественными и государственными организациями образовательные и обучающие программы по профилактике ВИЧ/СПИДа. Средства массовой информации, в первую очередь телевидение, должны стать ключевым средством борьбы с распространением ВИЧ/СПИДа. Особенно важно при этом не столько критиковать, сколько показывать положительные альтернативы бездуховности и безнравственности. В частности, полезно показывать по телевидению яркие образы здоровой семьи.

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!

Разрешите еще раз сердечно приветствовать вас, участников конференции «Взаимодействие религиозных конфессий России в области ВИЧ/СПИДа», и пожелать всем нам успешной работы, которая, хочется верить, принесет добрые плоды.