Предстоятель Русской Православной Церкви и Глава Российского государства приняли участие в первом заседании Попечительского совета Фонда по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря

20 октября 2008 года состоялось первое заседание Попечительского совета Фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

В заседании, на котором обсуждались конкретный план действий по восстановлению обители и сроки выполнения работ, приняли участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Президент России Д.А.Медведев. Также среди членов Попечительского совета был наместник Ново-Иерусалимского монастыря игумен Феофилакт (Безукладников).

В слове к собравшимся Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркнул, что Ново-Иерусалимская обитель является жемчужиной монастырской архитектуры середины XVII века. Она была построена по воле Святейшего Патриарха Никона и царя Алексея Михайловича как духовный центр Православия. Весь комплекс зданий был призван отражать вековые представления о Руси как о Третьем Риме. Новая обитель в излучине реки Истры созидалась как пространственная икона Святой Земли. Ближние окрестности монастыря получили палестинские наименования и постепенно заполнились новыми церквами, часовнями и поклонными крестами. «Это была Русская Палестина, представлявшая собой единый церковный организм и привлекавшая множество паломников», – подчеркнул Его Святейшество.

Главной святыней Воскресенского монастыря является храм Воскресения Христова, сооруженный по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме, с копиями всех находящихся в нем памятных мест, связанных с Искупительным Подвигом Христа Спасителя. Как отметил Святейший Патриарх Алексий, таким образом «русские люди, не имевшие возможности проделать долгий и опасный путь в Иерусалим, получили возможность поклониться близ Москвы точному подобию Голгофы, Гроба Господня, места обретения Животворящего Креста и многих других святынь».

Воскресенский собор Нового Иерусалима был не просто копией прототипа. Он созидался как образ Иерусалима Горнего. «Согласно летописным данным, Патриарх Никон заложил здесь множество престолов, число которых равнялось количеству дней в году, – рассказал Предстоятель Русской Православной Церкви. – Воплощение этой идеи в Новом Иерусалиме соединяло образ храма Гроба Господня с образом Святой Софии, «великой церкви» Константинополя, в которой по представлениям русского человека ежедневно Литургия совершалась на новом престоле в продолжение всего годового круга».

Его Святейшество также поведал, что, по мнению церковных историков, приделы Воскресенского собора предназначались для совершения богослужений православными священниками разных национальностей – каждого на своем языке: «Это было частью замысла Нового Иерусалима, где первоначально среди насельников обители, число которых достигало пятисот, подвизались русские, белорусы, украинцы и принявшие Святое Крещение немцы, евреи, поляки. Разноплеменным был и состав монастырских работников. Особое внимание уделялось переселенцам: карелам, литовцам, белорусам, полякам. Дети из этих семей, как и дети местных крестьян, получали в обители начальное образование и ремесло. Они обучались и церковным художествам, в том числе — иконописи, резьбе по дереву и камню, изразцовому делу. Мастера Нового Иерусалима создали высочайшие образцы православного искусства, отмеченные органичным слиянием греческих, древнерусских и западнорусских традиций. Воскресенский монастырь изначально ориентировался на общежительные лавры Святого Афона и прославленные древнерусские монастыри. Высокая молитвенная жизнь и хозяйственные послушания иноков сочетались здесь с занятиями стихосложением, летописанием, художественными ремеслами, с интересом к истории, медицине и другим наукам».

Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркнул, что храм Воскресения Христова «был храмом-проповедью, включавшим множество текстов, которые наряду с иконами, живописью и глубоко символичным изразцовым убранством способствовали духовному просвещению богомольцев». По его мнению, все это обусловило уникальность Нового Иерусалима, сознававшуюся его многочисленными вкладчиками. Особенно щедро благотворительствовала обители Августейшая семья. Почти все члены дома Романовых жертвовали средства на устроение в Воскресенском соборе приделов.

«Многообразие церковно-исторических, богословских и архитектурно-художественных аспектов Нового Иерусалима определило масштаб его влияния на русское самосознание, – заявил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, обращаясь к членам Попечительского совета. – Это относится, в первую очередь, к повсеместному созданию в России образов Святой Земли, которые существовали с конца XVII до начала XX столетия в Москве, Петербурге, Ростове Великом, близ Троице-Сергиевой лавры и под Казанью, на Соловках и на Валааме. Многие из них были разрушены в период воинствующего безбожия и ныне возрождаются. Пришло время и для восстановления Нового Иерусалима, многие идеи которого не были воплощены в полной мере, оставляя место нашему участию, нашей лепте в эту сокровищницу Вселенского Православия».

Напомнив слова русского ученого Никодима Кондакова о том, что константинопольский храм Святой Софии сделал для роли Византийской империи больше, чем многие ее войны, Предстоятель Русской Православной Церкви выразил уверенность, что «не меньше для духовного возрождения России и единения православных народов может сделать Новый Иерусалим, восстановленный как великая святыня христианского мира и как современный духовно-воспитательный и образовательный центр, призванный раскрывать всем, и особенно молодежи, душеполезный смысл нетленных ценностей нашего Отечества».

Выступая на заседании, Президент России Д.А.Медведев подчеркнул, что усилия Русской Православной Церкви должны быть подкреплены всесторонней помощью государства и предпринимательских структур, сообщает сайт «Кремлин.ру»

Д.А.Медведев и Святейший Патриарх Алексий попросили первого заместителя Председателя Правительства В.А.Зубкова возглавить деятельность Фонда по восстановлению Новоиерусалимского монастыря и вести в дальнейшем работу Попечительского совета.

Служба коммуникации ОВЦС