Доклад Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви
25.06.2008 · Архив 2005-2009, Документы, Религиозная ситуация на Украине
Украинская Православная Церковь на настоящем этапе своего развития демонстрирует неизменно высокую динамику роста — она постоянно растет и количественно, и качественно. Сегодня наша Церковь состоит из сорока трех епархий, которые управляются пятьюдесятью четырьмя архиереями (из них сорок три правящих и одиннадцать викарных), и насчитывает около десяти тысяч девятисот реальных общин. В Украинской Православной Церкви несет послушание восемь тысяч девятьсот шестьдесят два священнослужителя (из них восемь тысяч пятьсот семнадцать священников и четыреста сорок пять диаконов), действуют двадцать учебных заведений (одна академия, семь семинарий и двенадцать училищ), три тысячи восемьсот пятьдесят воскресных школ. Четыре тысячи шестьсот пятьдесят монашествующих подвизается в ста семидесяти пяти монастырях, из которых восемьдесят пять мужских и девяносто женских.
Резкое увеличение количества приходов привело к тому, что во многих епархиях их число выросло до четырехсот-пятисот и более, что сделало практически невозможным эффективное управление такими епархиями одним архиереем. Поэтому Священный Синод нашей Церкви принял решение о разделении многих епархий, в результате чего епископы получили возможность теснее общаться со своей паствой, и церковная жизнь стала развиваться еще более динамично. Качественно начала меняться система нашего духовного образования. В последнее время активизировалась реформа духовных школ и повысился уровень богословских знаний, получаемых в них.
Динамично повышается уровень присутствия нашей Церкви в информационном пространстве. Украинская Православная Церковь и отдельные ее структурные подразделения являются учредителями семидесяти двух печатных изданий (пятьдесят шесть газет и шестнадцать журналов). Церковь активно представлена в виртуальном пространстве, где функционируют шестьдесят семь интернет-изданий, включая полноценные религиозно-информационные порталы. Под патронатом Украинской Православной Церкви действует православный медиа-холдинг «Глас», которому удалось создать профессиональный православный телеканал. Активно развиваются связи Церкви с различными светскими медиа-ресурсами, благодаря чему мы получаем все больший доступ к светской аудитории.
Во многом благодаря этому Церковь в Украине пользуется значительным доверием общества. Так, согласно данным опроса, осуществленного в прошлом году, среди прочих общественных институтов Православная Церковь в Украине лидирует по уровню доверия, получив наиболее высокую степень общественной поддержки — пятьдесят восемь процентов.
Осуществляя свое спасительное служение в современном обществе, Украинская Православная Церковь обязана учитывать социокультурные особенности нашей страны. По мнению американского ученого Сэмюеля Хантингтона: «Украина — это расколотая страна с двумя различными культурами»[1]. Хотя это утверждение, возможно, излишне категорично, оно, тем не менее, в значительной степени отражает действительность. Сегодня мы вынуждены говорить о двух полюсах украинской культуры, двух различных цивилизационных орбитах: «восточной и «западной».
Восточно-украинский мир, сконцентрированный преимущественно по левую сторону Днепра, сформировался в результате творческого взаимодействия украинской и российской культуры. Западно-украинская цивилизационная общность, расположенная главным образом на правом берегу Днепра, напротив, сложилась в результате взаимодействия с польской, австрийской, румынской, литовской и другими европейскими культурами. Именно поэтому для Правобережной Украины характерна культурная и цивилизационная ориентация на Запад. Эти две общности — украинский восток и запад — различны, но нераздельны — между ними много объединяющего. Это и язык, и история, и культура, но, пожалуй, самое главное — христианство, имеющее единый источник — Крещение святого князя Владимира.
Миссия Украины отнюдь не исчерпывается функцией буферной зоны между востоком и западом. Украина — это самодостаточное социокультурное пространство, перед которым стоит задача обретения собственной внутренней целостности через синтез наследия востока и запада. В семнадцатом веке, во времена святителя Петра Могилы, перед украинским народом и украинской Церковью уже стояла глобальная задача культурной реформы на основании синтеза западноевропейской и восточнославянской культур. Сегодня Церковь вновь призвана инициировать рождение социокультурного пространства, в котором антагонизм западных и восточных элементов культуры будет творчески преобразован в синтетическое единство на основе православной традиции.
Украинская Православная Церковь — это единственная церковная структура и один из немногих общественных институтов в Украине, имеющий твердую опору и на левом и на правом берегах Днепра. В силу этого именно она может и должна стать тем центром, вокруг которого объединятся «восточная» и «западная» социокультурные общности. Запад и восток, приверженцы европейского выбора и славянской интеграции, все граждане Украины, независимо от политических убеждений и цивилизационных предпочтений, являются для нашей Церкви одинаково дорогими чадами, требующими в равной степени любви, понимания и духовного окормления. Исходя из этого, Украинская Православная Церковь делает все возможное, чтобы сохранить свободу от политического и идеологического контекста.
Сейчас мы сталкиваемся с новой угрозой фрагментации Православия в Украине по тем линиям, которые разделяют цивилизационно-культурные общности внутри нашей страны. Этому способствуют политические силы как внутри, так и за пределами Украины. В результате Церковь в Украине может быть разделена на несколько православных юрисдикций. Церковного мира это Украине не принесет, и от расколов ее не спасет. Напротив, такая политика гибельна для единства Церкви в Украине; она неизбежно приведет к новым разделениям и противостояниям, которые, к тому же, могут негативно повлиять на общеправославное единство.
Существует еще целый ряд угроз, с которыми сталкивается наша Церковь. Эти угрозы связаны с тенденциями развития современного украинского общества. Среди них следует отметить национализм, секуляризацию, консюмеризм.
Что касается национализма, то популярность этой идеологии достигла своего пика в Украине в девяностые годы прошлого столетия и была обусловлена процессами национального возрождения и обретения государственности. Одним из главных объектов критики со стороны адептов этой идеологии стала каноническая и молитвенная связь Украинской Православной Церкви с Московским Патриархатом. «Ваша Церковь чужда украинскому духу. Вы — противники украинской независимости. До тех пор, пока Московский Патриархат существует в Украине, ее независимость эфемерна». — Какие только обвинения не звучали в наш адрес, к каким только средствам не прибегали националистически настроенные политики, чтобы максимально усложнить жизнь и служение Украинской Православной Церкви. Мы жили в условиях информационной блокады, нашу Церковь пытались объявить «антиукраинской», у нас незаконно отбирали храмы и имущество.
Все это время мы мужественно противостояли нападкам и притеснениям. Вместе с тем, сопротивление идеологии национализма не отразилось негативным образом на нашей готовности участвовать в процессах национального и государственного возрождения Украины. Сохраняя духовную связь с Русской Православной Церковью, мы стали подлинной Церковью украинского народа, которая с должным уважением относиться к национальной истории и традициям нашей страны, той страны, в которой мы живем и совершаем свое служение, и органической частью которой мы являемся. Смиренно переживая незаслуженные обвинения в измене национальным интересам, мы не словом, а делом доказали украинскому обществу, что наша Церковь — плоть от плоти украинского народа, наша родина — Украина, что нам дорога украинская история и традиции, и мы являемся органической частью современного украинского общества.
Если проблемой национализма украинское общество в целом уже переболело, то консюмеризм и секуляризация — это явления, греховная притягательность которых все в большой мере завладевает людьми. Стремясь освободить человека от мнимого «диктата религии», секуляризм разрывает живую связь личности с Богом и Церковью. В результате Церковь превращается в конфессиональную группу, вера — в систему взглядов, носящих релятивистский характер, молитвенный опыт — в частные психологические переживания индивида. Как пишет французский исследователь Жан-Поль Виллем, положение религий в современном мире может быть описано как фразой «верить, но не принадлежать», так и фразой «принадлежать, но не верить»[2]. Современное сознание все больше тяготеет к некой эфемерной вере, лишенной признаков церковности. С другой стороны, формальная принадлежность к той или иной христианской конфессии не обязательно предполагает наличие у индивида живой христианской веры.
Человек, потерявший связь с Церковью, неминуемо превращается в сосредоточенного на потреблении эгоиста. Секуляризированное общество неизбежно приводит к идеологии потребления. Покинув сакральное пространство Церкви, человек пытается при помощи вещи, товара выстроить свои отношения с другими индивидами. Товар становится фетишем, от него ждут чуда — приобщения к новому способу жизни. Так церковное мировоззрение подменяется языческим: товар облекается в сакральное достоинство, вещь обожествляется, а человек, который первоначально был призван к господству над миром вещей, превращается в их раба. Как пишет один из исследователей феномена консюмеризма, профессор Стирнс, это явление «торжествует абсолютно во всех государствах, вне зависимости от их исторических, культурных и религиозных традиций, а также социально-политического строя»[3]. В наших странах консюмеризм — это новое явление, но показательно, что за последние несколько лет эта идеология стремительно распространила свое влияние на общество, особенно на молодежь.
Каким же образом Церковь может помочь обществу в противостоянии новым искушениям? Приобщая человека к благодати спасения, Церковь сообщает ему тринитарный образ бытия, которому чужд эгоизм. Благодаря этому искушения теряют силу воздействия на человека, обнажаются призрачность и иллюзорность той цели, к которой его толкает грех. Церковь не может и не должна ограничивать свободу личности, навязывая ей те или иные решения. Но мы можем и должны вернуть человеку остроту зрения, указав ему на те опасности, которые таит в себе разрушительная идеология потребления.
На фоне этих вызовов, которые сегодня представляют серьезнейшую угрозу для Церкви и, в конечном итоге, для общества, особую актуальность приобретает вопрос уврачевания церковных расколов в Украине. Вот уже почти двадцать лет церковные расколы разделяют наше общество, являясь источником постоянных конфликтов. Они чрезвычайно ослабляют Церковь, препятствуя ее миссии в обществе. На фоне расколов среди православных, в Украине процветают харизматические движения, люди отворачиваются от Церкви и уходят в секты. Более того, с каждым годом стена, которая разделяет православных в нашей стране, становится все крепче и выше, так что уже в скором времени общество будет воспринимать наличие в Украине нескольких православных церквей как норму. Мы также не можем забывать о наших братьях и сестрах, остающихся по другую сторону этой стены. Если в состав Украинской Православной Церкви сегодня входит около одиннадцати тысяч приходов, то общее число приходов, находящихся вне общения со вселенским Православием, составляет около четырех тысяч. Эти цифры означают, что миллионы православных в Украине находятся вне церковного общения. Они лишены благодати Таинств и их вечное спасение подвергается угрозе. Поэтому наша пастырская ответственность требует от нас предпринимать самые решительные меры, направленные на уврачевание раскола.
Возникновение раскола, как известно, было обусловлено целым рядом причин, среди которых политизация церковной жизни, проникновение в жизнь Церкви националистической идеологии этнофилетизма, гордыня и нераскаянность предводителей раскола. Еще одной существенной предпосылкой раскола является поляризация украинского общества на восток и запад. Так, социальной базой раскола является западно-украинский регион, для которого, как уже отмечалось выше, свойственна культурная и цивилизационная ориентация на запад. Именно там родилось автокефальное движение и именно там сегодня расположено до семидесяти процентов всех автокефальных структур.
Для преодоления раскола необходимо принимать во внимание все указанные причины и предпосылки. Поэтому Украинская Православная Церковь стремится максимально дистанцироваться от любых политических и идеологических платформ, ибо в украинском контексте они не объединяют, но разделяют людей. Именно в силу этого мы также не берем на себя ответственности предопределять цивилизационный выбор Украины. В декабре прошлого года Украинская Православная Церковь провела Собор епископов, на котором был поднят вопрос о политизации церковной жизни и связанных с этим негативных последствиях. Руководствуясь пастырскими мотивами, Собор осудил так называемое «политическое православие», указав экстремистки настроенным силам внутри нашей Церкви на то, что их деятельность вредит церковным интересам, в том числе усилиям, направленным на преодоление церковного раскола. Теперь мы ожидаем, что аналогичный шаг будет сделан представителями самопровозглашенного Киевского патриархата, в идеологической платформе которого лежит «политическое православие».
Как показывает диалог Украинской Православной Церкви с так называемой Украинской автокефальной православной церковью, сотрудничество в деле преодоления раскола становится конструктивным и плодотворным, когда наши партнеры демонстрируют искренность в намерениях и готовность принимать аргументы другой стороны. УАПЦ сегодня существенно пересмотрела многие позиции, которые ранее вызывали смущение у духовенства и верующих нашей Церкви. В частности, она публично осудила этнофилетизм и отказалась от него как от метода церковного строительства. Она сделала важное заявление о том, что считает приоритетным преодоление раскола на основе канонического предания Церкви. Руководство УАПЦ внесло необходимые экклезиологические уточнения в понимание таких понятий как «автокефалия», «национальная церковь», «национализм»[4], вокруг которых в Украине сегодня ведется дискуссия.
Представители раскольнических групп УПЦ КП и УАПЦ обратились к нашей Церкви со специальными обращениями, в которых было изложено их видение церковного кризиса в Украине и путей его преодоления. Как показал анализ этих документов, и в УАПЦ, и в УПЦ КП вопрос об уврачевании раскола связывается с обретением Украинской Православной Церковью нового канонического статуса. Аналогичную позицию занимает и украинское государство в лице сегодняшнего его руководства.
Действительно, с большой долей вероятности можно предположить, что усовершенствование канонического статуса Украинской Православной Церкви способствовало бы присоединению к ней раскольнических групп. Однако, оно не решило бы проблему единства Церкви в Украине, поскольку очень многие представители епископата, духовенства и мирян в нашей Церкви не готовы отказаться от наличествующей сегодня канонической связи с Русской Православной Церковью. Участвуя в дискуссиях вокруг понятия автокефалии и будущего Православной Церкви в Украине, мы сталкиваемся с двумя противоречащими друг другу позициями. С одной стороны, некоторые утверждают, что автокефалия разрушительна для церковного единства. Однако такая точка зрения, будучи доведенной до своего логического завершения, означала бы, что между Поместными Православными Церквами, имеющими автокефальный статус, не существует церковного единства, а это коренным образом противоречит православному учению о Церкви. С другой стороны, существует мнение, что автокефалия – это единственный и безальтернативный способ разрешения украинской церковной проблемы. Эта позиция не менее нелепа. Автокефалия не может быть инструментом достижения консолидации Церкви — она может быть лишь результатом уже достигнутого общецерковного консенсуса. К тому же, как свидетельствует исторический опыт, поспешная автокефалия может послужить причиной дальнейших разделений внутри Церкви.
В силу названных причин Украинская Православная Церковь сегодня предпочитает рассматривать проблему уврачевания существующего церковного разделения в пастырском ключе, избегая вопросов, вокруг которых на данный момент существует множество спекуляций. Это означает, что мы готовы обсуждать проблемы, связанные с преодолением раскола, но не готовы обсуждать изменение статуса Украинской Православной Церкви, поскольку считаем это преждевременным и неполезным для современной церковной жизни.
Именно на таких позициях мы настаиваем в нашем диалоге с государством. Останавливаясь на этом диалоге более подробно, я в первую очередь хотел бы отметить положительные стороны в отношении нынешнего руководства Украины к Церкви. Мы рады, что нашим политикам не чужды вопросы духовного возрождения украинского общества, что оно заботится о консолидации общества и именно в Церкви видит помощника для решения этой задачи. Это особенно отрадно отмечать на фоне секуляризационных процессов в мире, когда политики поворачиваются к Церкви спиной и игнорируют духовную составляющую развития общества. Нас радует, что государство в Украине обеспокоено проблемой церковного раскола и считает его преодоление одной из своих приоритетных задач.
Вместе с тем, активное участие государства в разрешении церковных проблем иногда имеет и негативные стороны. Намерения у государства могут быть добрые, а вот способы их реализации могут привести к еще более тяжким последствиям, когда вместо старых расколов появятся новые. Угроза именно такого развития ситуации возникает в том случае, когда представители государственной власти игнорируют позицию наибольшей в Украине Церкви, предпринимают те или иные действия, направленные на уврачевание раскола, без ее ведома, не посоветовавшись с ее Предстоятелем. В таких случаях мы считаем действия нашей власти неправомочными и выходящими за пределы, предусмотренные Конституцией Украины в области церковно-государственных отношений. Чаще всего, это касается региональных чиновников с ревностью не по разуму воплощающих на местах то, отголоски чего, не всегда четкие, слышатся ими в центре. Одновременно мы ожидаем от нашего государства более конструктивного сотрудничества в разрешении таких насущных проблем, как преподавание христианской этики в школах, осуществление пастырского служения в армии и тюрьмах. Мы также ожидаем, что будут удовлетворены наши законные требования предоставить Церкви статус юридического лица и вернуть отобранное у нее имущество в рамках реституции собственности.
Итак, одной из наиболее болезненных проблем Православия в Украине является раскол. Поскольку темой настоящего Архиерейского собора избранно единство Церкви, я акцентировал внимание именно на вопросе восстановления церковного единства в Украине. Надеюсь, что Полнота Русской Православной Церкви, представленная здесь в лице ее епископата, должным образом оценит тяжесть и актуальность этой проблемы, что также найдет отражение в соборных определениях.
[1] С. Хантингтон, Столкновение цивилизаций. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. С.255.
[2] Жан-Поль Вілен. Європа та релігії. Ставки ХХІ століття. К., 2006. С.53.
[3] Peter N. Stearns. Consumerism in World History: The Global Transformation of Desire (Themes in World History). London and New York: Routledge, 2001.
[4] Украинская Православная Церковь. Деятельность синодальных отделов, комиссий и учреждений. 2007 г. СС. 32-42.
Смотрите также- В день памяти Всех святых, в земле Российской просиявших, в Храме Христа Спасителя завершился Архиерейский Собор Русской Православной Церкви
- Участники Архиерейского Собора присутствовали на благодарственном молебне в Успенском Соборе Московского Кремля
- Состоялась пресс-конференция по итогам Архиерейского Собора
- В Храме Христа Спасителя прошло заключительное заседание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви
- ПОСЛАНИЕ Освященного Архиерейского Собора клиру, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О единстве Церкви»
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О деятельности Преосвященного Диомида, епископа Анадырского и Чукотского»
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О внесении поправок в Устав Русской Православной Церкви»
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви»
- Подготовленный Синодальной Богословской комиссией Богословско-канонический анализ писем и обращений, подписанных Преосвященным Диомидом, епископом Анадырским и Чукотским
- От имени Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Алексий обратился с посланием к Президенту Республики Молдова В.Н.Воронину
- От имени Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Алексий обратился с посланием к Президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву
- От имени Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Алексий обратился с посланием к Президенту Республики Беларусь А.Г.Лукашенко
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О церковном суде»
- Положение о церковном суде Русской Православной Церкви (Московского Патриархата)
- О проекте «Положения о церковном суде Русской Православной Церкви (Московского Патриархата)» Доклад митрополита Калужского и Боровского Климента, управляющего делами Московской Патриархии, Архиерейскому собору Русской Православной Церкви
- Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял Положение о церковном суде
- Митрополит Калужский и Боровский Климент: «Люди остро нуждаются в живом, личном контакте со священством»
- Результаты работы тематической группы «Работа с молодежью, издательская и информационная деятельность Церкви» Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 г.
- Сообщение митрополита Калужского и Боровского Климента, управляющего делами Московской Патриархии, об изменениях и дополнениях, внесенных в «Положение о наградах Русской Православной Церкви»
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «Об основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека»
- Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека
- Митрополит Кирилл: осторожность, с которой многие православные высказываются по вопросу прав человека, оправдана − верующие опасаются вместе с хорошими и правильными идеями принять чуждое и душевредное
- Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: тема прав человека приобретает сегодня ярко выраженное сотериологическое измерение
- Доклад Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, «Об основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2008 года
- На заседании Архиерейского Собора представлен документ, излагающий основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека
- «Современные условия и перспективы для духовного образования на Украине» Выступление епископа Бориспольского Антония, ректора Киевской духовной академии, на заседании рабочей группы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 г. «Духовное образование и просветительская деятельность Церкви»
- Заседание рабочей группы «Церковь, государство и общество» прошло в рамках Архиерейского Собора
- Доклад Председателя Учебного комитета при Священном Синоде архиепископа Верейского Евгения на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви
- «Состояние и актуальные вопросы церковно-государственных и церковно-общественных отношений». Экспертный доклад заместителя председателя Отдела внешних церковных связей протоиерея Всеволода Чаплина, представленный на группе «Церковь, государство и общество» Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года
- Выступление Высокопреосвященнейшего Климента, митрополита Калужского и Боровского, управляющего делами Московской Патриархии, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2008 года
- Митрополит Калужский и Боровский Климент призвал уделять большее внимание духовной жизни людей, чем строительству храмов
- «Проблемы современного православного книгоиздания. Из опыта деятельности Издательского совета Русской Православной Церкви в межсоборный период (2004–2008)». Доклад руководителя Издательского совета Русской Православной Церкви протоиерея Владимира Силовьева на заседании рабочей группы «Работа с молодежью, издательская и информационная деятельность Церкви» Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года
- Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион: «Хранить великий дар единства Церкви, единства народа Божия, в котором несть ни эллина, ни иудея, ни другого какого обособления»
- Доклад Председателя Синодального отдела по делам молодежи архиепископа Костромского и Галичского Александра на заседании рабочей группы «Работа с молодежью, издательская и информационная деятельность Церкви» Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года
- Во второй день работы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви состоялся брифинг для прессы
- Митрополит Иларион призывает учитывать опыт взаимоотношений с государством, накопленный Русской Зарубежной Церковью
- Доклад митрополита Кишиневского и всея Молдавии Владимира на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви
- «О монастырях и монашеской жизни» Доклад архиепископа Орехово-Зуевского Алексия, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председателя Синодальной комиссии по делам монастырей, на заседании рабочей группы «Деятельность приходов и монастырей» Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года
- Доклад Высокопреосвященнейшего Митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона на Архиерейском Соборе
- Доклад митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси, председателя Синодальной Богословской комиссии, в рабочей группе «Православное свидетельство и современность»
- Начались заседания рабочих групп Архиерейского Собора
- Выступление священника Владимира Вигилянского, руководителя Пресс-службы Московской Патриархии, на заседании рабочей группы «Работа с молодежью, издательская и информационная деятельность Церкви» Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года
- Блаженнейший митрополит Владимир: «Автокефалия не может быть инструментом достижения консолидации Церкви»
- Доклад Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви
- Блаженнейший митрополит Владимир: «Церковь призвана инициировать рождение социокультурного пространства, в котором антагонизм западных и восточных элементов культуры будет творчески преобразован в синтетическое единство на основе православной традиции»
- Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир: «Украинская Православная Церковь на настоящем этапе своего развития демонстрирует неизменно высокую динамику роста»
- 24–29 июня 2008 года в Москве проходит Архиерейский Собор Русской Православной Церкви
- «ПРАВОСЛАВНОЕ ЕДИНСТВО И ПРАВОСЛАВНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ» Доклад Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви
- Своевременное донесение до аудитории СМИ мнения Церкви по актуальным вопросам жизни человека и общества играет важную роль в духовном возрождении народов, окормляемых Московским Патриархатом
- Митрополит Кирилл: у единой Церкви должно быть единое информационное пространство – единое при всем его возможном разнообразии
- Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: серьезность и настойчивость попыток вытеснить Русскую Православную Церковь из межхристианского диалога свидетельствует о важности ее присутствия в данной сфере
- Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл сказал о допустимости православной молитвы перед общехристианскими святынями, находящимися в инославных храмах
- Русская Православная Церковь становится главным выразителем традиционных христианских ценностей, которые все более маргинализирует либерализация западного общества, заявил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл
- Доклад председателя Мандатной комиссии архиепископа Берлинско-Германского и Великобританского Марка о Мандатной комиссии Архиерейского Собора Русской Православной Церкви
- Митрополит Кирилл рассказал участникам Собора о проблемах, которые провоцирует выдвинутое Константинопольским Патриархатом новое толкование канонических правил, касающихся юрисдикции Православных Церквей вне своих территориальных пределов
- Митрополит Кирилл рассказал о взаимоотношениях с международными организациями и инославными конфессиями с точки зрения практических задач православного пастырства и свидетельства
- Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: наша Церковь не только провозглашена теперь единой, она на деле такой является
- Митрополит Кирилл: единственное духовное оправдание нашего всемирного рассеяния заключено в свидетельстве другим народам о духовных ценностях, которые хранит Русская Православная Церковь
- Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата отметил значение межхристианских и межрелигиозных контактов для противостояния агрессивному секуляризму
- Митрополит Кирилл: выступление Предстоятеля Русской Православной Церкви в Парламентской ассамблее Совета Европы стало знаковым событием в политической жизни континента
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви по докладу председателя Синодальной комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия
- Принципы свободы совести и светскости государства не могут рассматриваться как препятствие для развития широкого церковно-государственно-общественного партнерства, уверен митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл
- Важнейшей задачей внешней деятельности Церкви председатель Отдела внешних церковных связей назвал формулирование православного подхода к актуальным вопросам современности
- Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: сила воздействия христианства на мир заключается в единстве Церкви
- Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: «Свидетельство о православной вере всегда являлось и является основным смыслом внешней церковной деятельности»
- Архиерейский Собор причислил к лику святых новых подвижников благочестия
- Доклад председателя Синодальной комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви
- Святейший Патриарх Алексий заявил о недопустимости вмешательства политиков в церковные дела на Украине
- Святейший Патриарх Алексий призвал всемерно поддержать каноническую Украинскую Православную Церковь в ее стоянии за церковное единство
- Святейший Патриарх Алексий: Русская Православная Церковь готова терпеливо, в духе христианской любви разрешать возникающие в межцерковных отношениях проблемы
- Святейший Патриарх назвал прозелитизм одной из серьезных проблем, осложняющих отношения с инославными конфессиями в России и других странах канонической территории Московского Патриархата
- Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Москва, 24 июня 2008 года
- Церковь возрождает православные традиции воинского служения Отечеству
- Святейший Патриарх Алексий: представители традиционных религий одинаково сталкиваются с напором антирелигиозного мировоззрения, стремящегося подчинить себе все сферы общественной жизни
- Предстоятель Русской Православной Церкви отметил положительные примеры межрелигиозного сотрудничества и дал оценку некоторым высказываниям представителей нехристианских религий
- Святейший Патриарх Алексий выразил озабоченность в связи с развитием в протестантском мире тенденции отказа от евангельских нравственных принципов
- Святейший Патриарх рассказал об участии Русской Православной Церкви в диалоге с Дохалкидонскими Церквами
- Святейший Патриарх Алексий: в повестке дня двухсторонних отношений с Римско-Католической Церковью остаются проблемы, требующие реального разрешения
- Предстоятель Русской Православной Церкви отметил значительное улучшение атмосферы отношений со старообрядчеством
- Вопрос о церковной ситуации в Молдове должен быть решен в соответствии со священными канонами, считает Святейший Патриарх Алексий
- Святейший Патриарх Алексий: действия представителей Константинопольского Патриархата при посещении Украины, интерпретируемые как оказание поддержки раскольническим группам, наносят ущерб преодолению раскола в этой стране
- Святейший Патриарх Алексий выразил обеспокоенность попытками Константинопольского Патриархата «явочным порядком» добиться признания своей церковной структуры в Эстонии в качестве автономной Церкви
- В докладе Святейшего Патриарха Алексия на Архиерейском Соборе были рассмотрены вопросы финансового обеспечения деятельности Церкви
- Монастыри призваны стать той средой, в которой насельники будут созидать себя как граждане Небесного Отечества, напомнил Святейший Патриарх Алексий
- В докладе на Архиерейском Соборе Святейший Патриарх Алексий рассмотрел вопросы юридического обеспечения деятельности церковных структур
- Святейший Патриарх Алексий: Информационная деятельность Церкви — одна из важных форм свидетельства миру об Истине
- Святейший Патриарх Алексий: память о пострадавших от проводившейся безбожной властью политики в отношении крестьянства должна служить не поводом для политических спекуляций, а побуждением к духовному единению народов, у которых общая история и общая судьба
- Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II открыл работу Архиерейского Собора Русской Православной Церкви и выступил с докладом перед его участниками
- Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на открытии Архиерейского Собора Русской Православной Церкви
- Президент Республики Беларусь приветствовал участников Архиерейского Собора
- Президент России направил приветственное послание участникам и гостям Архиерейского Собора Русской Православной Церкви
- Работу Архиерейского Собора Русской Православной Церкви предварила Божественная литургия в Храме Христа Спасителя
- Программа Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (24 −29 июня 2008 года)