Слово архимандрита Иеронима (Чернышова) при наречении во епископа Орловского и Ливенского

Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый Отец!

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, духоносные архипастыри Божии!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Когда я узнал об определении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода нашей Святой Церкви быть мне, многогрешному и недостойному, епископом, сердце мое исполнилось смущения многого, и, по слову псалмопевца Давида, «страх и трепет прииде на мя» (Пс. 54. 6).

Господи! Мне ли, не научившемуся управлять собой, быть управляющим епархией? Могу ли я встать на сей великий свещник, чтобы светить верным людям? Ведь светильник мой едва теплится от скудости елея добрых дел моих.

Что есть во мне хоть сколько-нибудь стоящего, что могло бы вмениться мне, чтобы я стал епископом Церкви Твоей, которую Ты приобрел бесценною Твоею Кровию?

Знаю я, что путь епископского служения есть путь беспрерывных трудов и подвигов; путь терпения, страдания, уничижения; путь крестный. Сам Великий Архиерей Господь Иисус Христос, пройдя свой Крестный путь до Голгофы, сказал продолжателям дела Его на Земле: «Аще кто Мне служит, Мне да последствует» (Ин. 12. 26). Страшится человеческая немощь моя сего Божественного последования. Страшится подвигов Голгофских.

Трепещу я епископского избрания и служения, однако уклонение от него будет подобно непослушанию и своеволию, а это есть грех против воли Божией. Боюсь быть «всем для всех», нести «немощи немощных», но слышу я голос Господа: «Жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9. 37), нахожу утешение в словах Божиих, сказанных пророку Исайе: «Ты Мой раб, Я избрал тебя, и не отвергну тебя; не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис. 41. 9 − 10). И потому вместе с пророком-мучеником восклицаю: «Вот я, пошли меня», Господи (Ис. 6. 8), ибо «Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Ин. 21. 15).

Вдумываясь в смысл и значение моего нового послушания, я представил себе состояние избранников Божиих, которые боялись своего избрания, но, подкрепляемые силой Божией, которая и «немощных врачует, и оскудевающих восполняет», шли и творили великие Божии дела.

В очередной раз я перечитал житие святителя Григория Неокесарийского, в храме которого мне суждено было служить последние 14 лет, где меня удивляло, что он бежал от епископства в пустыню, сопоставляя высоту святительского служения и свое недостоинство. Но так как Господь избрал его, то ему невозможно было уже уклониться от этого избрания, и он, вопреки желанию, был епископом Церкви Христовой и принес великие плоды в сокровищницу церковную. Так размышляя, я еще глубже осознал, что и волос с головы нашей не падает без воли Божией, и сие поставление на великое дело архиерейского служения есть воля Божия, а не личные достоинства или заслуги поставляемого. «От Господа стопы человеку исправляются» (Пс. 36. 23), а поэтому я, неключимый раб и недостойный, с глубоким смирением повергаюсь в прах перед Всемогущим Богом, избравшим меня, и перед Вами, Святейший Владыка и Отец, и святители Христовы, свидетели и тайнодетели Его, и умильно восклицаю: «Благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю».

Оглядываясь на пройденные лета жизни моей, я не нахожу ничего более или менее достойного, высокого, ценного, талантливого, значимого, что могло бы делать меня пригодным к сему высокому служению. Единственное, что я исповедую, что всегда и везде я был рядом с храмом Божиим − в Воронеже, где прошли мои детство и юность; в Коломне, где я служил в армии; в Свято-Даниловом монастыре, где я принял постриг, диаконский и священнический сан; в Троице-Сергиевой Лавре, где я получал богословское образование и воспитывался в духе святоотеческих традиций; в первопрестольном граде Москве; в храме святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке, где до сего дня я нес свое послушание.

«Едино просих от Господа… еже жити мне в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его» (Пс. 26. 4).

В «сей нареченный и святый» для меня день, предстоя перед Вами, Ваше Святейшество, и сим освященным собором епископов, я искренне исповедую и немощи мои, но и веру свою, и любовь к Церкви Божией и торжественно обещаюсь Всемогущему Господу и Вам, что, Богу содействующу, буду стараться неленостно трудиться в винограднике Христовом до последнего моего издыхания.

Молю Триединого Бога, Пресвятую Богородицу, святителя Григория, чудотворца Неокесарийского, первосвятителей Московских и всех святых: да будут Их помощь, покров и молитвы укреплением в моем новом служении.

Вас же, Святейшего Владыку, Ангела Церкви Земли Российской, и вас, богомудрых архиереев Божиих, слезно прошу: примите меня, недостойного, в свою святительскую любовь, будьте мне старшими братьями, научите меня, как мне пасти вручаемую паству, чтобы ни один член сего словесного стада не был исторгнут из спасительной ограды Церкви Христовой. Да и в час последнего воздыхания моего мог бы я непостыдно предстать перед Неумытным Судией с духовными чадами моими и услышать радостный глас Владыки моего: «Рабе благий и верный, вниди в радость Господа твоего» (Мф. 25. 21). Аминь.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!