В Санкт-Петербурге прошли Бражниковские чтения, посвященные древнерусскому певческому искусству

С 14 по 19 апреля 2008 года в Санкт-Петербурге проходили традиционные Бражниковские чтения, посвященные древнерусскому певческому искусству. Ежегодный научно-творческий форум, названый в честь выдающегося музыкального исследователя М.В.Бражникова (1904-1973), в этом году по тематике был связан с двумя юбилеями – 190-летием исследователя церковного пения протоиерея Димитрия Разумовского и 450-летием уникальной певческой рукописи инока Кирилло-Белозерского монастыря Елисея Вологжанина, сообщает информационная служба «Вода живая».

В чтениях приняли участие ученые из Санкт-Петербурга, Москвы и других российских городов, а также зарубежные музыковеды-медиевисты. В качестве иллюстраций к докладам в концертном зале Российской национальной библиотеки в исполнении хоровых коллективов прозвучали мелодии древнерусских и византийских распевов, великопостные песнопения, покаянные стихи, знаменные многоголосия в расшифровке М.В.Бражникова.

Отдел рукописей Российской национальной библиотеки, обладающий уникальным собранием крюковых музыкальных автографов, приурочил к чтениям открытие двух выставок. В экспозиции «Рукописные материалы протоиерея Димитрия Разумовского» представлены письма, материалы к биографии, рукописи с пометками исследователя. На выставке «Лета 7026 (1558) писана сия книга» можно увидеть кодекс Елисея Вологжанина в окружении нотированных рукописей XVI–XVII веков.

Чтения прошли при поддержке Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова, Российской библиотечной ассоциации, Фольклорно-этнографического центра Министерства культуры Российской Федерации.

Благодаря М.В.Бражникову до нас дошло записанное «крюками» древнерусское певческое наследие, которое многие музыковеды считают наиболее традиционным способом церковного пения. Несмотря на запреты, ученый мужественно занимался «непопулярной» темой в годы атеизма. Его подвижническими трудами петербургская школа изучения отечественного наследия древней хоровой музыки заняла лидирующее положение в России. Многие труды исследователя еще не опубликованы. Расшифровками ученого пользовались Георгий Свиридов, Альфред Шнитке, Сергей Слонимский и другие композиторы.

Служба коммуникации ОВЦС