Рождественское послание митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла

Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с Рождеством Христовым и Новым 2008 годом.

Праздник Рождества, ставший в России праздником не только церковным, но и государственным, отмечается нашим народом весьма широко. И это радует. Радует не только потому, что люди получают возможность отдохнуть от повседневных трудов и погрузиться в эмоционально приподнятую атмосферу торжества, но и потому, что воспоминание о Рождестве помогает очень многим приблизиться к пониманию его смысла и значения для личной жизни и жизни человеческого общества.

Апостол Павел свидетельствует о великой тайне благочестия: «Бог явился во плоти» (1 Тим. 3. 16). То есть тайна в том, что Бог открылся людям в Иисусе Христе, родившемся в Вифлееме иудейском. Бог пришел в мир, чтобы избавить людей от власти зла. Для этого Он сказал им слово правды, Божья правда – это правда о Самом Боге, о мире и человеке. Божья правда помогает узнать и понять наиважнейшее, от чего зависит подлинное благополучие людей, помогает овладеть ключом к человеческому счастью. Слова, сказанные Спасителем, обращены к умам и сердцам людей. Эти слова сами по себе не обладают магической силой, они не «кодируют» человеческого сознания и не программируют поведения. Бог не нарушает человеческой свободы, которую через акт творения Сам вложил в человека. Но при всем этом Слово Божие обладает великой силой воздействия, ибо несет в себе абсолютную правду. И эта правда не умаляется оттого, что кто-то её принимает, а кто-то нет. Она существует вне зависимости от переменчивой моды на идеи и вообще вне зависимости от воли людей, неся в себе постоянный вызов нашей совести. Более, чем обоюдоострый меч, как пишет апостол (Еф. 4. 12), Слово Божие разделяет человеческое существо, помогая тем самым отделить добро от зла и сохранить способность судить самого себя по правде этого Слова.

Такое разделение не ослабляет человека, но, напротив, помогает локализовать зло и остановить его отравляющее воздействие на ум, сердце и волю. Через отделение добра от зла достигается целостность человеческой личности.

Основная духовная опасность времени, в которое мы живем, и заключается в нарастающей тенденции смешивать добро и зло, правду и ложь. Превратно толкуемая идея человеческой свободы нередко используется для оправдания греха. Получается так, что, ссылаясь на свои права и свою свободу, человек может не только беззастенчиво творить грех, но и публично пропагандировать его и склонять к нему других. Не то ли происходит сегодня во многих странах мира с самым широким использованием средств массовой информации?

В чем заключается Божья Правда о человеке? Она заключается в призыве к внутренней целостности, которая достигается путем отделения добра от зла, так, чтобы добро пленяло наше сердце, волю и покоряла ум, а зло исторгалось из жизни. Внутренняя целостность человеческой личности, которая на языке Церкви называется целомудрием, является непременным условием её умственного, нравственного и духовного возрастания. Но то, что справедливо для личности, справедливо и для семьи, и для общества. Единство семьи невозможно без целомудрия супругов. Если в семейной жизни правда смешана с ложью, если добро соседствует со злом, то такая семья, потеряв целомудрие, а значит и внутреннюю целостность, не выдержит испытания временем. Ибо, по евангельскому слову, «если дом разделится сам в себе, не может устоять тот дом» (Мк. 3. 25). Сегодня мы с великой тревогой обращаем внимание всех, кто готов слушать голос Церкви, на недопустимо большое колчество разводов, свидетельствующих о духовном неблагополучии многих супругов. Следствием разводов является не только низкая рождаемость, но и трагедия детей, становящихся нередко сиротами при живых родителях, со всеми вытекающими из этого последствиями, включая алкоголизм, наркоманию и преступность в молодежной среде. Нас радует то, что государство сегодня сознает необходимость принятия срочных мер по преодолению этих общественных недугов.

Дай Бог, чтобы 2008 год, объявленный Президентом страны Годом семьи, содействовал преодолению тех опасных кризисных явлений, которые наблюдаются сегодня в сфере семейных отношений.

В смешении правды и лжи, в потере ценностных ориентиров – огромная опасность не только для личности и семьи, но для единства общества и даже государства. «Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то», – говорит Господь (Мк. 3. 24). Как, сохраняя свободу личности и уважая права человека, обеспечить высокую консолидацию общества и единства народа? Ответ на этот вопрос имеет несколько измерений: и правовое, и политическое, и экономическое, и социальное. Но, наверное, самое важное измерение – это ценностное. Все мы как народ должны сознавать свою причастность к единой системе нравственных ценностей, сформированных на протяжении тысячелетней истории Отечества. Эти ценности созидали душу народа, воспитывали его совесть, оплодотворяли культуру, входили в плоть и кровь народной жизни. Они помогали нашим людям, как учит Слово Божие, отличать добро от зла и правду ото лжи. И если даже под влиянием мощной пропаганды случалось помрачение общественного сознания и ложь принималась за правду, то и тогда живущие в глубинах народной жизни нравственные и духовные ценности не погибали, но со временем прорастали, разрушая тот чужой и наносный слой, под который, как под асфальт, кто-то хотел закатать душу нашего народа. Сегодня всеми силами нужно защищать и взращивать эти ценности, полагая их в основу ускоряющегося развития страны. И тогда, при сохранении всего многообразия, присущего российскому обществу, сохраним единство нашего народа.

Минувший год войдет в отечественную историю объединением разделенных частей Русской Православной Церкви. 17 мая в храме Христа Спасителя в Москве был подписан Акт о каноническом общении Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. Преодолением церковного раскола, длившегося 80 лет, была поставлена точка в истории трагического разделения нашего народа, разделения, порожденного революцией и Гражданской войной. Это событие стало возможным только потому, что две части Русской Церкви, отделенные друг от друга внешней по отношению к Церкви политической силой, никогда не изменили единым для них духовно-нравственным ценностям и отеческой вере. Из этой не утраченной общности и возродилось единство Русского Православия. Верим, что это единство для одних будет примером, а для других – залогом единства всего нашего народа и исторической России.

Пусть праздник Рождества Христова поможет нам наполнить Божьей Правдой нашу жизнь.

† Кирилл,
митрополит Смоленский и Калининградский,

председатель Отдела внешних церковных связей
Московского патриархата

Смотрите также