Выступление председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на пленарном заседании конференции «Соотечественники и деловой мир» (Москва, 26 ноября 2007 года)

В результате разрушения Советского Союза около 25 миллионов наших соотечественников не по своей воле оказались за пределами современного Российского государства – в ближнем зарубежье. С каких бы позиций мы ни оценивали факт распада исторической России, нельзя не признать, что в масштабах истории это было геополитической катастрофой. Кто-то мудро сказал об этом: «Целились в коммунизм, а попали в Россию».

За прошедшие годы численность соотечественников в ближнем зарубежье несколько сократилась, в том числе за счет возвращения части из них в Российскую Федерацию, а также в связи с процессами ассимиляции. Однако нельзя забывать, что в одночасье наша страна потеряла 25 миллионов человек, что сравнимо с потерями во Второй мировой войне. К счастью, большинство соотечественников сохраняет живую связь с Родиной – именно поэтому мы обращаем особое внимание на состояние наших приходов в ближнем зарубежье.

Мы благодарим Бога за то, что Русская Православная Церковь сохраняет своё единство на территории всех бывших республик Советского Союза, даже в таких государствах, как Эстония и Украина. Там были созданы раскольнические группировки с целью оторвать православных верующих этих стран от Московского Патриархата. Однако это не удалось ни в одном, ни в другом случае, и сегодня абсолютное большинство православных в Эстонии принадлежат к Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, так же, как и абсолютное большинство православных в Украине – к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

После подписания 17 мая нынешнего года Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью количество приходов Русской Православной Церкви в дальнем зарубежье увеличилось в два раза. До восстановления единства у Московского Патриархата было около 300 приходов в других странах, не считая государств бывшего Советского Союза. Примерно столько же общин насчитывается в Русской Зарубежной Церкви. Но дело, конечно, не столько в количестве приходов, которых теперь насчитывается около шестисот, сколько в числе русскоязычных людей, которые сегодня живут в дальнем зарубежье и окормляются русскими православными приходами.

В данном случае подразумеваются не только граждане Российской Федерации, но и украинцы, белорусы, молдаване, казахи, во множестве проживающие ныне в западных странах. Многие из этих людей принадлежат к нашей Церкви. Так, украинцы и молдаване по большей части приезжают в латинские страны, такие, как Испания, Португалия, Италия, – возможно, из-за географической близости, а для молдаван еще и близости филологической. Речь идет о сотнях тысяч людей, причем число мигрантов, их состав не статичны: из Кишинева, из Львова, из Киева в западные страны непрерывно ходят челночные автобусы, которые перевозят людей в обе стороны. Это весьма усложняет ведение пастырской работы, однако мы стараемся организовывать, по крайней мере, временные приходы в местах компактного проживания этих людей.

С просьбами учредить приход и построить храм к нам регулярно обращаются соотечественники, проживающие в дальнем зарубежье. Даже в кулуарах нынешней конференции ко мне подходили люди и рассказывали, что в такой-то местности за рубежом проживает больше 10 тысяч наших соотечественников, в другом месте – 35 тысяч, и так далее. С точки зрения нормальной приходской практики, в этих местах следует создавать храмы. Согласно подсчетам, в настоящее время необходимо построить не менее 20 – 25 новых храмов в зарубежных странах.

Конечно, сразу возникает вопрос: на какие средства будут их возводить? Нельзя забывать, что Русская Православная Церковь, в отличие от многих других религиозных организаций – таких, как Католическая Церковь или Элладская Православная Церковь, – не имеет регулярных самостоятельных источников финансирования и практически не имеет собственности. Выражаясь языком социологов, поступление средств напрямую связано с «культовой деятельностью» – по большей части это пожертвования прихожан, в том числе за совершение треб, а также средства, поступающие от людей, которые приобретают книги и товары церковного назначения, а также от благотворителей. Благодаря этим пожертвованиям сегодня строятся храмы как в России, так и в зарубежье.

Всякое пожертвование является результатом свободного волеизъявления человека, что свидетельствует о состоянии религиозной жизни нашего общества. Ныне многие люди обретают веру через свои жертвы Богу, Церкви и ближнему. В известной притче о милосердном самарянине рассказывается, как некий человек, идя из Иерусалима в Иерихон, подвергся нападению разбойников, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. Той дорогой потом шли единоверные тому человеку, принадлежащие к одному с ним народу священник и левит, то есть церковный служитель. Но, увидев пострадавшего, каждый из них прошел мимо. Самарянин же некий, то есть один из иноплеменников, с которыми у евреев были не самые лучшие отношения, проезжая мимо, сжалился над страдальцем, перевязал ему раны и, посадив на своего осла, привез в гостиницу. А на другой день, уезжая, он дал содержателю гостиницы деньги и поручил позаботиться о раненом, сказав ему: «Если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе» (См. Лк. 10. 30-35).

Рассказав эту притчу, Господь спросил вопрошавшего Его законника: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближним попавшемуся разбойникам?» С точки зрения социолога, ближними были бы, конечно, единокровные, единоверные ему священник и левит. Но в Евангелии дается другой ответ: ближними мы становимся тогда, когда делаем друг другу добро.

Это каждый может почувствовать в собственной жизни: сделайте кому-нибудь добро, и вы никогда этого человека не забудете, даже если тот по своей неблагодарности забудет вас. В семье, где муж делает добро жене, а жена делает добро мужу, не может быть развода, потому что люди становятся близки друг другу, как никто иной. Добро соединяет людей.

Нечто похожее можно наблюдать и в сфере церковно-общественных отношений. Иногда в храм приходят люди, которые в народе называют «крутыми», и спрашивают, нужно ли чем-нибудь помочь. Неизвестно, какие побуждения ими движут: то ли совесть мучает, то ли просто посетило чистосердечное желание оказать помощь. Однако приняв участие в строительстве, благоукрашении храма, они сами внутренне меняются и уже из Церкви не уходят. Поэтому сам процесс благотворительности имеет огромное значение для духовного воспитания личности.

Мы благодарны жертвователям за их помощь, однако следует отметить и отрицательную сторону подобного подхода к финансированию возведения храмов: поскольку нельзя предугадать, когда появятся пожертвования, невозможно и разрабатывать планы, называть сроки начала и окончания строительства. Когда поступают просьбы о возведении храма в той или иной стране, мы не можем спланировать нашу работу, потому что всё будет зависеть от того, найдем ли мы благотворителя, который будет готов помочь в этом деле, или не нет.

Если мы что-то строим, то только опираясь на конкретные организации и конкретных людей. Недавно я совершил малое освящение нижней церкви Екатерининского храма на территории Посольства Российской Федерации в Риме. Храм построен усилиями фирмы «Coalco», возглавляемой меценатом В.В.Анисимовым, который вкладывал свои средства не только в этот, но и другие проекты. Кроме того, на нашу просьбу о помощи откликнулось правительство города Москвы, поступили другие пожертвования, и вот на посольской вилле Абамелек – в одном из самых красивых мест Рима – теперь возвышается замечательный по своей архитектуре русский православный храм – как памятник нашему народу, нашей вере, как место притяжения людей.

То же можно сказать о возведении храма в Токио, о строительстве и реставрационных работах на Афоне, в Иерусалиме, в Йоханнесбурге, в Манчестере, а также в Австрии и других странах, – все эти работы проводились на средства благотворителей.

В связи с развитием экономики в Южной Америке в настоящее время усиливается поток наших соотечественников, прибывающих в латиноамериканские страны на работу или постоянное место жительства. Для этих людей необходимо строить новые храмы. Существует большое количество организаций, вовлеченных в российско-латиноамериканские контакты. Например, на государственном уровне действуют межправительственные комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству с Аргентиной, Бразилией, Колумбией, Кубой, Мексикой, Чили, а также Комиссия высокого уровня по сотрудничеству с Бразилией и Венесуэлой. Поддерживаются отношения России с Организацией американских государств, со странами Центральноамериканской интеграционной системы, с Карибским сообществом; осуществляется взаимодействие с Южноамериканским общим рынком. Крупный российский бизнес представлен в таких секторах, как энергетика, нефтедобыча, машиностроение, металлургия, банковская деятельность, рыболовство. Однако мы до сих пор не можем найти средств для того, чтобы построить один храм в Аргентине, в местечке Мар-дель-Плата на берегу океана, где проживает много русских. Нельзя сказать, чтобы эта идея не встречала сочувствия, однако очевидно, что при таком обилии российских организаций в Южной Америке не получается организовать людей и собрать средства для возведения православной церкви, которая стала бы духовным центром всей русскоязычной общины.

Из данного примера становится очевидно, что в сложившейся на сегодня системе стоительства храмов для зарубежных общин не хватает ясного организационного механизма, и необходимость его создания становится все более очевидной.

Хотел бы также подчеркнуть высокий уровень сотрудничества Отдела внешних церковных связей и Министерства иностранных дел Российской Федерации, в том числе в деле оказания поддержки соотечественникам, находящимся за пределами страны. Полагаю, что в эту систему взаимодействия было бы правильным включить также представителей деловых кругов. Предлагаю создать трехстороннюю рабочую группу с участием представителей государства, Церкви и предпринимательского сообщества, дабы координировать усилия не только в вопросах строительства и реставрации храмов за рубежом, но также в плане организации попечения о тех сферах жизни русской диаспоры, которые имеют отношение к проблеме сохранения национальной идентичности, в том числе о духовности и культуре.