Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл ответил на вопросы корреспондента газеты «Кызыл тан» (Башкортостан)
5.12.2007 · Архив 2005-2009, Документы
– Ваше Высокопреосвященство! Ваши многолетние проповеди по телевидению и выступления на страницах печати свидетельствуют о том, что Вы обладаете редким, даже для иерархов Церкви, даром убеждать. Откуда это у Вас? Благословение Божие или плод многолетнего труда?
– Все доброе и хорошее в жизни людей возможно только с помощью Божией. Но важны и усилия самого человека, потому что помощь Свыше приходит в ответ на проявление нашей свободной воли. У каждого благодеяния Божия человеку есть свой смысл. Если человек, получающий талант, использует его в согласии с волей Божией, то этот талант приумножается и развивается. Меня Господь благословил быть архипастырем, а дело каждого священнослужителя – это, во-первых, молитва, а, во-вторых, проповедь. Получается, что пользование словом – это долг священнослужителя. Могу сказать с уверенностью, что не рождается уже готовых ораторов. Необходимо учиться пользоваться словом. Если человек, а особенно, пастырь Божий, не пренебрегает этим служением под разными «благовидными» предлогами, а честно упражняется в нем, то его труды непременно увенчаются успехом. Человеческие усилия должны состоять также в том, чтобы возгревать свое сердце в вере. Господь Иисус Христос однажды произнес такие слова: «От избытка сердца говорят уста» (Мф. 12 34). Поэтому, чтобы проповедь доходила до слушателей, необходимо, чтобы она вначале прошла сквозь сердце и жизнь самого проповедника. Если ум и сердце молчат, а говорят только уста, то такие речи просто не будут приняты слушателями.
– Вы всегда истово внушаете своим слушателям и читателям вечные ценности для человека любой национальности – любовь к Родине, человеколюбие, справедливость, межнациональный и межрелигиозный мир, стремление к знаниям, трудолюбие. Откуда все это может появиться в нашем погрязшем во лжи, воровстве, пошлости мире?
– С точки зрения теории на Ваш вопрос ответить очень легко. Мы знаем, что в истории человечества появлялось немало рецептов счастья. Они и сегодня в изобилии присутствуют в нашем обществе. Умом легко выстроить идеальные схемы, но, когда человек соприкасается с жизнью, реальными проблемами и живыми людьми, то все они рассыпаются. Конечно, важны хорошие законы, государственные и общественные учреждения, система воспитания и образования, но все это не поможет, если в самом человеке не появится убежденность в необходимости следовать нравственным принципам. Такая уверенность в превосходстве добра может быть в человеке только тогда, когда человек открыл для себя Бога и познал истинность Его законов. В этом случае он готов их исполнять, даже если никто из окружающих людей его не похвалит за это. Верующий человек имеет страх Божий, то есть боится даже в чем-то малом оскорбить Господа, потому что знает из своего опыта, что соблюдение Божиих заповедей дает человеку жизнь и настоящую радость.
– Более двадцати лет Россия пребывает в смуте и разобщенности людей, неверие, бездуховность грозят перерасти в менталитет россиян. Вас не пугает такая перспектива?
– Конечно, пугает. Однако я верю в то, что человек не может примириться со злом, потому что он сотворен по образу и подобию Божию. В нем всегда остается стремление к любви, общению, милосердию. Совершая грех, человек теряет даже радость жизни, потому что грех несовместим с ней. Если грешник не раскаивается и не меняет свою жизнь, то его душа увядает. В конечном итоге он теряет всякий интерес к существованию. Люди, понимающие эту угрозу, должны всеми силами стараться отыскивать в своих согражданах стремление к добру и поддерживать его. В этом состоит задача религиозной общины, общества и, наконец, государства. Необходимо показать людям радость и полноту жизни с Богом, а также поощрять их усилия на пути добродетельной жизни.
– Президент республики Башкортостан М.Г.Рахимов не устает утверждать, что многонациональность и многоконфессиональность – это всегда благо. Духовное обогащение людей происходит в их единстве. Прокомментируйте, пожалуйста, данный тезис.
– На мой взгляд, такой подход верен с общественной точки зрения. Обществу необходимо принимать уже состоявшийся религиозный выбор своих граждан и стремиться превратить этот выбор в фактор устойчивости, а не слабости. Однако очень не хотелось бы, чтобы из этого правильного выражения делались выводы о необходимости направленного и искусственного создания еще более многоконфессионального общества. В России православные и мусульмане, буддисты и иудеи, протестанты и католики научились жить вместе. Этим опытом мы должны гордиться и развивать его. Но намеренно создавать еще больший религиозный плюрализм в нашем обществе не следует.
– Владыко! Утверждают, что Ваши родословные корни питались соками в башкирской глубинке. Если даже это не так, то Вам не должна быть безразлична жизнь республики, располагающейся на рубеже Европы и Азии, на стыке европейской и азиатской цивилизаций.
– Мой дед по отцовской линии священник Василий Гундяев несколько лет, а именно до 1964 года, служил в селе Уса-Степановка Благовещенского района республики Башкирии. Сам он был родом из Астрахани. До революции трудился на Казанской железной дороге механиком и машинистом. В его семье было 7 детей, и в то же время он находил возможность посылать большие пожертвования на монастыри Афона – святые места для каждого православного человека. Поскольку он вел активную борьбу с обновленчеством – движением в Церкви, которое поддерживала советская власть, то был арестован и отправлен в ссылку на Соловки. За свою жизнь он пережил 46 тюрем и 7 ссылок. Пройдя через такие испытания, он завещал своим потомкам: «Никогда ничего не бойтесь, в этом мире нет ничего такого, чего следовало бы по-настоящему бояться. Нужно бояться только Бога». В конце1950-х он был рукоположен в священный сан и направлен в село Уса-Степановку. В конце жизни дедушка стал слепнуть, поэтому по благословению Патриарха Алекcия I ушел на покой, а в 1969 году скончался.
Вся жизнь моего деда – это свидетельство о преданности и доверии Богу, несмотря ни на какие обстоятельства. Его любовь к Богу выражалась в любви к людям, жителям Башкирии. Есть свидетельство его прихожан о том, как, будучи в преклонных годах, он ходил причащать людей пешком за 14 километров. Покидая храм в 1960-х годах, он долго молился о его судьбе и будущем жителей села. В Уса-Степановке его запомнили как доброго и заботливого пастыря. Думаю, что именно такой труд простых людей и преданность своему делу на протяжении веков скрепляли братские отношения между русским и башкирским народами. Предстоящий юбилей 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России тому убедительное доказательство. За это время башкиры и русские стали друг для друга братьями, которые живут в одном доме и вместе его благоустраивают.
– Возглавляемая Вами епархия находится далеко от Уфимской и Стерлитамакской епархии. Какие цели и помыслы объединяют эти отдаленные друг от друга епархии?
– Хотя исторический опыт Смоленской области и Башкирии различается, но существуют задачи, которые объединяют верующих людей этих двух регионов. Потому что в центре их внимания находится не только собственное счастье, но и благополучная жизнь близких, а значит всего народа. Человек не может быть счастлив в одиночку. Как никто другой, верующие люди понимают, что обретение твердой опоры в жизни зависит от духовного развития личности. Выполняя свою прямую задачу – спасение человеческих душ, – две епархии делают свой вклад в процветание нашего общего земного Отечества – России. Их представители учат принимать в свое сердце каждого ближнего, независимо от его веры и национальности. Бог благословил нас жить всех вместе, и мы должны исполнить это благословение.