Приветствие митрополита Кирилла на открытии международного симпозиума «Поместная Церковь и каноническая территория: канонический, юридический и межконфессиональный аспекты» (Москва, 1 декабря 2007 года)
1.12.2007 · Архив 2005-2009, Документы
Дорогие братья и сестры,
уважаемые участники высокого собрания!
В первую очередь хочу сердечно поприветствовать всех собравшихся сегодня, особенно же тех, кто прибыл издалека – из тех многочисленных стран, которые представлены на этом международном симпозиуме.
Насыщенная программа нынешней конференции предполагает обсуждение двух частично взаимосвязанных вопроса: вопроса о том, что есть каноническая территория, и вопроса о религиозном плюрализме.
Связь Поместной Церкви с определенной территорией является одним из ключевых моментов в христианской экклезиологии, основывающейся на территориальном, а не этническом принципе.
Практическую важность территориальной экклезиологии мы можем видеть на примере Московского Патриархата. Именно эта экклезиология позволяет нашей Поместной Церкви существовать на территории нескольких независимых государств, поскольку в территориальной экклезиологии значение имеют прежде всего канонические границы Поместной Церкви, а не национально-этнические границы, разделяющие государства.
Территориальная экклезиология приобретает особую важность для нашей Церкви еще потому, что благодаря ее утверждению мы можем, отнюдь не игнорируя многонациональность, многоэтничность населения, проживающего на канонической территории Московского Патриархата, отрицать при этом всякое разделение церковной паствы по этническому признаку.
К нашему прискорбию, мы должны признать факт нарушения территориального принципа в православной диаспоре, когда в разных странах, не включенных в каноническую территорию той или иной Православной Поместной Церкви, на одних и тех же территориях существуют кафедры нескольких православных епископов. Однако эта тема выходит за рамки нашей конференции, поскольку описанная ситуация требует не научно-академического, а церковно-практического обсуждения и решения, что является одной из актуальных задач Поместных Православных Церквей.
Тем не менее, вопрос о диаспоре приводит нас к другому вопросу – о сосуществовании на одной территории разных христианских Церквей. После возникновения разделения между Православными Патриархатами с одной стороны и Римским престолом – с другой, долгое время продолжалось независимое существование разделенных Поместных Церквей первого христианского тысячелетия на их исторических территориях. Православная и Римско-Католическая Церковь территориально почти не пересекались.
Осложнения возникают в наши дни в связи с усилением миграционных потоков и появлением достаточно многочисленной паствы одной конфессии в тех странах, где местное население исторически придерживалось другой конфессии. Проблему можно поставить так: должна ли та или иная конфессия рассматривать территорию Поместной Церкви другой конфессии как «каноническую территорию» этой Церкви? Например, должна ли Сербская Православная Церковь относиться к Франции как к канонической территории Католической Церкви Франции? Или даже более того: должны ли православные, живущие во Франции, считать, что они находятся на канонической территории Поместной Католической Церкви Франции? И наоборот: должны ли католики, живущие в России или Греции, считать, что они находятся на канонической территории Поместной Русской или Элладской Православной Церкви? Тот или иной ответ на поставленные вопросы влечет за собой многочисленные теоретические и практические выводы и последствия, которые можно обсудить на нынешнем форуме.
Вместе с тем, в наших рассуждениях несомненный интерес представляет то, как гражданская власть решает вопрос о наличии на территории своего государства нескольких конфессий и вероисповеданий. Этому вопросу посвящено на предстоящем симпозиуме несколько докладов, призванных осветить вопрос о религиозном плюрализме и о церковно-государственных отношениях в России.
Завершая этот краткий экскурс, хочу пожелать всем Вам плодотворных трудов, интересных дискуссий и взаимопонимания.