В Пскове состоялась интернет-конференция, посвященная проблемам биоэтики

12 ноября 2007 года в Пскове в колокольне Троицкого кафедрального собора прошла интернет-конференция, которую провел диакон Михаил Першин. Как сообщает пресс-служба Псковской епархии, темой встречи с представителями средств массовой информации стали проблемы биоэтики, в том числе аборты и эвтаназия.

Диакон Михаил Першин является старшим преподавателем курса биомедицинской этики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, руководителем информационно-издательского управления Отдела Московского Патриархата по делам молодежи, а также председателем комиссии по биомедицинской этике и медицинскому праву Всероссийского православного молодежного движения.

«Явления эвтаназии и абортов становятся возможными тогда, когда смыслом жизни людей является удовольствие, наслаждение», – подчеркнул священнослужитель. По его словам, есть два типа цивилизации и два понимания мира: когда смысл жизни видится за её пределами (к таким относится и христианская традиция), и когда смысл жизни сводится к удовольствию (яркие примеры тому – обычаи времен падения Рима и современная культура). В первом случае особое внимание уделяется смерти, на символическом уровне она сопровождается особыми погребальными обрядами, в которых прослеживается вера в жизнь за гробом. Вторая традиция – гедонистическая – подразумевает только материальное существование и налагает табу на тему смерти, поэтому для человека она является потрясением. При этом осмысленной формой ответа на то, что тело не может уже получать какие-то удовольствия, становится суицид (в том числе эвтаназия). А при отсутствии возможности обеспечить определённое качество жизни человека выходом из ситуации считается аборт.

Как передает Псковское агентство новостей, диакон Михаил Першин рассказал также об истории слова «эвтаназия» (в переводе – «лёгкая смерть»). В XVI веке философ Фрэнсис Бэкон писал, что долг врача – не только бороться за жизнь пациента, но и облегчить его страдания перед смертью. В конце XIX века немецкий философ Фридрих Ницше создал учение о сверхчеловеке: согласно ему, больные воспринимались как «паразиты общества» и Ницше советовал врачам их безболезненно умерщвлять. И уже через 40 лет теория воплотилась в германской программе «Здоровье нации». В ходе её выполнения уничтожили от 40 до 70 тысяч инвалидов – как взрослых, так и детей, а также пациентов психиатрических клиник; при этом убийства не носили расовый характер. После Второй мировой войны тех врачей, кто занимался эвтаназией, судили, а само понятие попало в чёрный список недопустимых для врача деяний.

Сейчас эвтаназия легализована в Голландии, Бельгии, частично в США (штат Орегон) и Израиле. В России добровольное умерщвление запрещено статьей 45 закона «Об охране здоровья граждан», при этом статья 33 этого закона предусматривает право пациента на отказ от медицинского вмешательства. После объяснения больному возможных последствий его отказа врач может не совершать, к примеру, операцию, но до последнего будет оказывать помощь пациенту всеми иными возможными способами. «Поэтому статья 33 не является разрешением эвтаназии, под которой подразумевается ускорение смерти больного», – объяснил диакон Михаил Першин.

Он рассказал, что смертельно больные люди проходят пять стадий самосознания: первая – это отрицание: «Нет, это не со мной», вторая – протест: «Почему я?», третья – просьба о помощи: «Ещё не сейчас», четвёртая – депрессия: «Я умираю» и пятая – стадия принятия случившегося «Да будет так». На последней стадии человек выпадает из привычного ритма жизни, он начинает многое понимать, видеть себя со стороны, в это время бывают необыкновенно тёплые письма близким, и часто это бывает самое счастливое время для человека за всю его жизнь. «Эти вещи часто не замечаются, отсюда популярность среди ряда людей идеи эвтаназии», – объяснил священнослужитель.

Он подчеркнул, что, по его мнению, «когда в хосписах пациент просит о смерти, он на самом деле просит о помощи, внимании и сочувствии, он лицемерит, потому что разучился понимать смерть».

Коснувшись проблемы убийства нерожденных детей, диакон Михаил Першин подчеркнул, число людей, погибших в нашей стране от абортов за годы с начала перестройки, сравнимо с численностью населения такой страны, как Украина.

Опасность абортов для будущего России Церковь хорошо понимает и скорбит, но эту проблему зачастую отказываются понимать российское общество и государственные люди, отметил он. Если в стране будут и далее столь массово производиться аборты, в скором времени России как державы просто не будет. И если проблема эвтаназии – это пока проблема цивилизованных стран, где хотят умирать комфортно, выплачивая некий «страховой взнос», то для нашей страны неразрешенная, замалчиваемая тема абортов – проблема физического существования России. Диакон Михаил Першин, подчеркнул, что нельзя построить здоровое общество на крови нерожденных младенцев.

Организаторами онлайн-встречи с журналистами выступили информационная служба Псковской епархии и журнал «Фома». По словам руководителя епархиальной информационной службы отца Андрея Таскаева, цель этой и последующих встреч – открытый разговор на больные темы современного общества с представителями средств массовой информации.

Служба коммуникации ОВЦС