Выступление Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилла на открытии православно-католической консультации «Антропологические и этические основания церковного учения об общественном устройстве, правах человека и достоинстве личности» Москва, ОВЦС, 14-15 июня 2007 года
14.06.2007 · Архив 2005-2009, Документы
Люди всегда стремились обустроить свое общежитие наиболее гармоничным и справедливым образом. Идея упорядочения жизни человеческого социума не является противной замыслу Бога о человеке. В том числе и на это направлен творческий потенциал человека – великая созидательная сила, заложенная в него Творцом. Однако, чтобы достичь успехов в разработке и осуществлении моделей общественного устройства, человек должен основываться на определенных этических и мировоззренческих началах. Для европейского общества эти начала проистекают из христианской традиции.
Модели общественного развития, игнорирующие христианскую традицию и принципы, ею сформированные, неестественны для европейского контекста. Между тем, социум современной Европы в своем развитии все дальше отходит от своих христианских корней и все больше ориентируется на совсем другие начала. Сегодня мы видим здесь доминирование таких моделей, которые ставят своей первой и единственной задачей удовлетворение человеком всех его желаний, в том числе самых низменных. По сути, предпринимаются попытки построить такую модель общественного устройства, которая основана на жажде земного благополучия и комфорта – своеобразно понятый рай на земле. В свое время наше общество проходило через подобное искушение, пытаясь построить коммунизм. Коммунизм и был идеологией рая на земле, построенного без Бога, без традиционных моральных установок, через разрыв с христианской традицией, сформировавшей русское общество и естественной для него. Урок, который нашему обществу пришлось вынести, таков: всякие попытки построить рай на земле в конечном итоге приводят к воцарению здесь настоящего ада. Когда общество пытается порвать с традицией, которая его сформировала – в данном случае речь идет о традиции христианской – оно обречено на кризисы и внутренние разрывы. Наше общество усвоило этот урок, заплатив за него очень высокую цену – слишком высокую, чтобы урок был забыт и чтобы опасности, связанные с построением рая на земле, не замечались теми, кто пытается повторить попытку, пусть даже в рамках другой идеологии. Идеология общества потребления, ставшая сегодня ориентиром для многих, является как раз такой новой попыткой построить утопию, которая – как всякая утопия – в конечном итоге обращается в антиутопию.
Чтобы не поддаться искушению построения утопии консюмеризма и тем самым не позволить приблизиться антиутопии обесчеловечения наших обществ, нам необходимо обратиться к тем началам, на которых сформировались наши социумы. Я имею в виду начала христианской морали. Эти начала строятся на традиционных для христианского общества представлениях о человеке. По нашему глубокому убеждению, построение гармоничного и справедливого общества невозможно без истинного знания о человеке. Общество будет приносить пользу своим членам лишь в той мере, в которой оно будет отражать замысел Божий о человеке. Кажущееся благо, которое хотят обрести люди, не оглядываясь на христианскую традицию, может обернуться лишь новыми страданиями.
Наши слова, наше понимание устройства общества нужны европейской цивилизации. Все больше людей в Европе сегодня понимает, что та линия развития, которой европейское общество начало следовать в эпоху Просвещения, нуждается в корректировке с учетом христианских основ этого общества. И здесь мы должны объединить наши усилия, предлагая совместное свидетельство о христианских корнях европейской цивилизации. Русской Православной Церковью предпринимаются немалые усилия с целью доступного изложения антропологических предпосылок общественного устройства. В частности, мы много работаем над выработкой христианского понимания прав человека, которые являются краеугольным камнем современной идеологии и важнейшим ориентиром социального развития.
Права человека – категория, которая многими представляется как объясняющая всю полноту свободной человеческой личности. Однако такое истолкование прав нам представляется односторонним, редуцирующим глубину и многогранность человеческого естества. Именно поэтому нами был инициирован процесс переосмысления категории прав человека с точки зрения христианской антропологии. Важной вехой на этом пути стал прошедший в 2006 году X Всемирный Русский Народный Собор, который принял Декларацию о правах и достоинстве человека. Этот документ стал результатом работы православной общественности при участии нашей Церкви. В Декларации подчеркивается неотъемлемое достоинство человека как носителя образа Божия, необходимость уважать это достоинство. Изначальное Богом данное достоинство человеческой личности дополняется достоинством, приобретаемым праведной жизнью. Чтобы заслужить это достоинство, человек в своей жизни призван руководствоваться совестью, заложенной Творцом. Голос совести остается в сердце человека, лишь поддерживаемый религиозной традицией, имеющей первоисточником Бога. Права человека, согласно Декларации, сопряжены с нравственной ответственностью, и их использование должно быть направлено на реализацию достоинства человека.
Много внимания в Декларации уделено категории свободы. В документе проводится различие между свободой как возможностью выбора между добром и злом и свободой от греха, которая с точки зрения христианской традиции достигается жизнью во Христе. Согласно Декларации, самоценна лишь свобода от греха, а свобода нравственного выбора имеет смысл постольку, поскольку является основанием для выбора в пользу добра и отказа от греха. Поэтому реализация свободы, разрушающая человеческую личность, не должна поощряться и признаваться в обществе. Кроме того, как утверждает Декларация, существуют ценности, которые стоят не ниже прав человека. Это вера, нравственность, святыни, Отечество. Согласовать эти ценности с правами человека – важная задача для каждого общества.
Права человека не догмат, а предмет диалога культур и цивилизаций, каждая из которых обладает своим уникальным представлением о человеческой личности и не обязана принимать тех или иных образцов по чьей-либо указке. Русская Православная Церковь продолжает работу по разработке более детального документа по правам человека, основанного на православной антропологии. Думаю, что это обобщение позволит ввести православное понимание человеческой свободы в сферу общественного диалога, расширить поле для дискуссии относительно того, как наилучшим образом устроить человеческое общежитие.