«Уважать свой народ и его выбор, мнение православного большинства» Интервью митрополита Кирилла газете «Наше время» (газета «Наше время», № 45 от 04-10 июня 2007 года)
13.06.2007 · Архив 2005-2009, Документы, Религиозная ситуация в Эстонии, Религиозная ситуация на Украине
– Ваше Высокопреосвященство, расскажите, пожалуйста, о результатах XI Всемирного Русского Народного Собора. Какие основные вопросы решались на этом форуме, какая основная задача стояла перед участниками Собора? В связи с этим как Вы оцениваете сегодняшнее состояние общества, степень его консолидации с учетом возрастающего социального неравенства?
– XI Всемирный Русский Народный Собор обратился к одной из самых серьезных внутренних проблем российского общества – проблеме социального неравенства и чудовищной, не побоюсь этого слова, поляризации доходов богатых и бедных. Только по официальным данным в прошлом году эта разница составила более пятнадцати раз. С учетом теневых доходов — она много больше. Такой чудовищной разницы нет ни в одной другой цивилизованной стране. Существует также социальная пропасть между большими и малыми городами, различными российскими регионами, городом и селом.
Собор стремился инициировать широкую общественную дискуссию по этому вопросу и добился, на мой взгляд, реальных результатов. Участники форума высказались за внесение социальных корректив в проводимую экономическую модернизацию, за применение эффективных мер, направленных на сокращение разрыва между богатыми и бедными. Были высказаны вполне конкретные пожелания: установить прогрессивную систему налогообложения, целевым образом инвестировать средства стабфонда. Принятие этих мер, по мнению Собора, поможет снять социальную напряженность в обществе, сделать рывок от сырьевой экономики к экономике знаний и высоких технологий. Наконец, и это особенно важно, Собор еще раз подчеркнул, что социально-экономическая модернизация страны может проводиться только с учетом базисных ценностей, присущих нашей национальной традиции. Без этого любые реформы не будут эффективными, потому что их не примет народ.
Порочный курс на личное обогащение в ущерб интересам государства и общества чужд российскому общественному укладу, всей нашей ментальности. Победить социальную напряженность может только политика, проводимая в интересах большинства нации, политика, отвечающая нашим глубинным представлениям о справедливости и нравственности. Донести эту позицию до власти и было главной задачей Собора. Надеюсь, что мы были услышаны. Отрадно, что Президент России В.В.Путин в своем недавнем послании Федеральному Собранию также коснулся тем, поднятых на Соборе, особо отметив необходимость опираться на базовые этические ценности.
«Не надо нас раньше времени хоронить!»
– Ваше Высокопреосвященство, как Вы оцениваете сегодняшнее положение России в мире?
– Наша страна возвращает утраченные позиции. Конечно, это происходит не так быстро, как многим хотелось бы, но позитивные изменения налицо.
Думаю, что последние двадцать лет многому нас научили. Реалии мировой политики показывают: для того, чтобы быть услышанным мировым сообществом, надо быть сильным и независимым государством. Политика уступок, проводимая в одностороннем порядке, зачастую расценивается как проявление слабости, как своеобразная капитуляция перед центрами силы. Нас долго и настойчиво убеждали в превосходстве демократии, в приоритете прав и свобод человека. Но что мы наблюдаем сегодня? Как раз те, кто кричал об этом громче всех – и не просто кричал, а выделял немалые суммы на пропаганду либеральных идей, – сейчас не на словах, а на деле цинично попирают своих же идеологических кумиров, на месте которых вновь воздвигаются идолы грубой силы и наживы.
Приходится с сожалением констатировать, что новая картина мира далеко отстоит от христианского нравственного идеала. И в этом контексте, думаю, опыт России, опыт Русского Православия может быть востребован. Иногда историческое бытие народа поразительно напоминает жизненный путь отдельного человека – со всеми радостями и горестями, потерями и возрождением к новой жизни. Наша история здесь не исключение: она также содержит примеры взлетов и падений. Но итог жизни конкретного человека принято оценивать не по количеству радостей и горестей, выпавших на его долю, а по его вкладу в жизнь семьи, близких, общества. Состоялся ли человек как личность? Что он оставил после себя: добрые плоды или «терния и волчцы» (Быт. 3. 18)? Я убежден, что мы еще не все сказали миру, нам рано подводить черту. И не надо нас раньше времени хоронить!
– В развитие предыдущего вопроса – не следует ли ввести властям материальную ответственность за нанесение ущерба для нравственного имиджа России, штрафы за нарушение общепринятых моральных норм?
– «Корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6. 10), – пишет святой апостол Павел. Безнравственно наживать богатство преступным путем, тем более безнравственно им козырять, когда в твоей стране миллионы людей живут за чертой бедности, подчас не имея самого необходимого. Всегда нужно помнить, что богатство – это не только награда за труд, но и социальная ответственность. В конце концов, состояние того или иного предпринимателя – это, как правило, не только его личная заслуга, но и результат труда большого числа его соработников. Немаловажна здесь и роль общественных и государственных институтов, создающих благоприятные условия для реализации частной инициативы. Поэтому вызывающее поведение, которое оскорбляет общественную нравственность, позорит честь страны, необходимо, по крайней мере, подвергать самой жесткой публичной обструкции.
На смену извращенному культу зарабатывания денег ради самих денег и последующего разбазаривания их за рубежом должно прийти нормальное понимание труда как созидательной, духовно мотивированной деятельности на благо не только себя и своей семьи, но и общества, страны, мира. Думаю, штрафами тут не поможешь…
«Живите, как хотите»
– Как Вы считаете, в настоящее время достаточно ли внимания уделяется духовной стороне развития общества, и что, на Ваш взгляд, нужно здесь делать властям для улучшения имеющегося положения?
– В России есть традиционные институты, которые призваны быть опорами духовного развития. Среди них – культурные и образовательные учреждения, народное самоуправление… Особое место занимают укорененные в жизни страны религиозные общины, в частности, Русская Православная Церковь. Но природа материального мира такова, что радиус их воздействия на общество можно расширить, а можно, напротив, сузить. Вот как раз этот вопрос и есть предмет ведения государственной власти. В советское время Церкви всячески препятствовали в осуществлении ее миссии: не давали заниматься ничем, кроме богослужений, да и те всячески ограничивали. В отдельные периоды закрывались храмы, преследовались верующие… Но Православие, несмотря на жестокую травлю, пережило своих гонителей.
Сегодня настали другие времена. Нам почти не препятствуют в нашей деятельности. Есть, правда некоторые проблемы, в том числе в сфере преподавания Основ православной культуры. Впрочем, в целом нам не мешают, но… и не особенно содействуют. «Живите, как хотите». И получается парадоксальная ситуация – если российская семья берет на себя подвиг организации семейного детского дома, то государство помогает таким людям. А если заботу о детях, престарелых, лицах без определенного места жительства проявляет монастырь или приход – здесь государство почему-то помогать не стремится.
Или, к примеру, возьмем телевидение. Сегодня почти в каждой российской семье есть телевизор. Чему учатся дети, сидя у экранов? Нынче многими высоко ценится отечественное кино 50-х–60-х годов прошлого века. Почему? Эти фильмы – какие-то добрые, после их просмотра остаются светлые чувства, желание помогать людям. И пусть общество показано в несколько приукрашенном виде, зато молодое поколение, беря пример с киногероев, становится лучше. А сейчас нередко приходится слышать, что после очередного телепросмотра жить не хочется. Так вот, необходимо вернуть на телеэкраны воспитывающие, просвещающие программы и фильмы.
– Сейчас в стране идут дебаты вокруг преподавания предмета Основы православной культуры в школе, а почему бы не поставить вопрос о поддержке государством многочисленных церковно-приходских и воскресных школ, которые держатся сейчас на энтузиазме священников и родителей, не поставить вопрос о придании им государственного статуса?
— Вы коснулись очень серьезной проблемы. Маловероятно, что чиновники пойдут на те меры, о которых Вы говорите. Недавно в ходе очередной образовательной реформы православные средние школы и гимназии были лишены государственного финансирования, что поставило многие из них на грань закрытия. Как видите, свобода выбора в области образования скорее сужается, а не расширяется.
Культурологическое преподавание теологии не несет никакой угрозы принципу светскости образования. «Светское» — не значит атеистическое. Церковь выступает за преподавание знаний по истории и культуре конкретных религий в школе в качестве предметов по выбору, имеющих различные мировоззренческие основы. Этим защищается право родителей на выбор мировоззрения, преподаваемого в школе их детям.
Наша позиция проста – необходимо, наконец, научиться уважать свой народ и его выбор, учитывать мнение православного большинства наших соотечественников. А это невозможно сделать, не отказавшись от пережитков советской эпохи в области образовательной политики, полностью исключающих религиозный фактор в воспитании молодого поколения россиян. Это тем более актуально для современной России, где налицо кризис ценностей, а иногда и полное их отсутствие у части молодых людей. Это может самым негативным образом сказаться на будущем страны.
«Начинать надо с себя»
– Во всем мире считается, что если в стране численность государствообразующего народа составляет более 80 процентов от общего числа населения – то это государство мононациональное. В России численность русских составляет примерно 84 процента, а вместе с украинцами и белорусами – гораздо более 85 процентов. В то же время России навязывается образ некоего многонационального государства, где русские – всего лишь один из народов. Как Вы относитесь к такому состоянию дел, и не считаете ли, что необходимы какие-то меры со стороны властей на уровне национального проекта, направленные на «сбережение» именно русского народа?
– Считаю, и такие меры уже принимаются. Но, к сожалению, есть силы, не заинтересованные в возрождении нашего народа. Посмотрите на нашу историю: русским никогда не был присущ агрессивный национализм, чувство превосходства над другими. Именно благодаря этому качеству Русь смогла объединить многие народы, стала сильным и авторитетным государством. А что происходит сейчас? Нам пытаются навязать ложные стереотипы: одни «доброжелатели» утверждают, что русские – сплошь пьяницы и бездельники, а другие обвиняют во всех бедах исключительно нерусских, призывая к этническим погромам.
Конечно, вызывает опасения низкий уровень жизни большинства населения страны. Нам необходимо остановить демографический кризис. Работающие должны получать достойное вознаграждение, чтобы иметь возможность обеспечить свою семью всем потребным. Те же, кто в силу возраста или состояния здоровья не могут работать сами, имеют полное право на помощь государства и общества.
Убежден, что национальное возрождение каждому из нас надо начинать с себя самого. Только отвергнув опасное тщеславие и сбросив с себя путы малодушия и уныния, русские смогут восстать как великий народ.
– Всем в стране известен Ваш личный вклад в дело состоявшегося объединения Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. А что Вы думаете относительно других Русских Православных Церквей, не входящих пока в единое целое с Московским Патриархатом – в первую очередь, с различными согласиями старообрядцев, а также истинно-православных христиан-катакомбников? Как нам всем быть с ними?
– Что касается отношений со старообрядческими согласиями, то здесь сегодня наметился определенный прогресс. Правда, речь идет не о восстановлении церковного единства – по крайней мере, в ближайшей перспективе, – а налаживании доброжелательных и доверительных взаимодействий.
Путь к желаемому единству со старообрядцами лежит через сотрудничество с ними в области духовно-нравственного воспитания, изучения и восстановления культурно-исторического наследия. В этом направлении накоплен уже первый опыт.
Относительно же тех, кого сегодня называют «катакомбниками», ситуация совершенно иная. Исторически существовавшая катакомбная Церковь не пережила эпоху гонений. Те малочисленные и маргинальные группировки сектантского характера, которые ныне используют ее имя, возникли недавно, уже после «перестройки». Они в действительности никак не связаны с подвижниками исповеднических времен и полностью изолированы от православного мира.
– Скажите, а как обстоят дела с украинскими и эстонскими раскольниками? Может, пора их просто «притащить за бороды» в Москву на покаяние?
–- Мы предпочитаем молиться за тех, которые отделились. А покаяние – оно ведь рождается в сердце. Никого нельзя насильно заставить вернуться в Церковь, недаром в народе говорят: «Невольник – не богомольник». Нужно, чтобы ушедшие сами осознали пагубность раскола. Такие примеры уже есть, в частности, на Украине. Надеемся, что они будут умножаться.
«Церковь – не парламент»
– Подобно взрыву прозвучало неожиданное выступление епископа Анадырского и Чукотского Диомида, призвавшего народ православный отказать в поддержке нынешней власти и потребовавшего вынести на решение церковного Собора вопросы воссоединения Русской Правсолавной Церкви в Отечестве и в рассеянии, а также работу Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, руководимого Вами. Как Вы, один из архипастырей нашей Церкви, оцените все это?
– Я бы не оценивал этот документ как столь опасный, хотя я согласен с тем, что он стал для всех неожиданным. Однако сам Владыка Диомид утверждает, что он лишь подготовил предисловие к одной книге, которое было без его согласия использовано недобросовестными людьми. Очевидно, преследовалась также цель сорвать восстановление единства с Русской Зарубежной Церковью. Конечно, никакого раскола данное заявление за собой не понесет. И общение с Русской Зарубежной Церковью восстановлено, несмотря на любые ухищрения врагов Православия. Конечно, некоторые темы данного документа достойны обсуждения, но обозначены в чрезмерно резком тоне. Мы их обсуждали и будем обсуждать, но не так, как это делается на политических митингах. Церковь – это, извините, не парламент, где партии борются, а их представители порой не стесняются в хлесткости выражений.
– Ваше Высокопреосвященство, не за горами март следующего года, президентские выборы. Немалая, если не подавляющая часть народа России желает и в апреле 2008 года видеть нынешнего президента президентом действующим. Сейчас еще есть необходимое время для каких-то конституционных действий в этом направлении…
– Очень важно, что сегодня народ доверяет своему Президенту, ибо без поддержки населения никакая власть не сможет выполнять свои обязанности. Но, повторю еще раз, несмотря на достигнутые успехи, нашему обществу необходима энергичная модернизация с опорой на фундаментальные ценности национальной традиции. Очень важно, чтобы сохранился курс, направленный на стабилизацию и одновременно – на обновление народной жизни на началах справедливости и мира, на заботу не только о материальных нуждах, но и о духовных первоосновах бытия.
Молимся о том, чтобы следующий Президент России был человеком, приверженным такому видению будущего нашей страны.