Пасхальное послание Патриаршего Экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого Филарета

Пасхальное послание митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Русской Православной Церкви архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви.

«Ангел вопияше Благодатней:
Чистая Дево, радуйся! …Твой Сын воскресе!»

Совершив путь Великого поста и обновив наше сердце переживанием событий Страстной седмицы, мы вновь свидетельствуем пред Богом и людьми о торжестве веры в то, что Христос воистину воскрес!

Христос воскресе!

Это наше пасхальное приветствие выражает главную истину христианства, которая является его основой! И мы нисколько не преувеличиваем значения этого кратчайшего символа нашей веры, когда утверждаем, что все мироздание, все творение Господне зиждется на том, что Сын Божий стал Сыном Человеческим, вкусил крестную смерть за грехи мира, воскрес из мертвых и Своим Воскресением вернул человека в объятия небесного Отца, Вседержителя, Творца неба и земли.

Чудо тридневного Воскресения Иисуса из Назарета совершилось на окраине Иерусалима, в одной из малых провинций Римской империи, — но его значение было воистину вселенским. Законы видимого и невидимого мира были потрясены тайной искупления и воскресения, явившей себя на вершине Голгофского холма и в погребальной пещере у его основания. Об этом поет Святая Церковь в Пасхальный период: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, инаго жития вечнаго начало» (Пасхальный канон, 7 песнь).

Причиной же всему совершившемуся была Любовь: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3. 16).

Внимательно читая Святое Евангелие, мы замечаем, что Сам Христос Спаситель редко говорил о Себе как о Сыне Божием. Так называли Его люди, в которых загоралась искра веры, так исповедали Его ученики и апостолы. И даже демоны и их князь, который искушал Иисуса Христа после Его крещения, называли Его Сыном Божиим, ибо, по свидетельству апостола Иакова, «и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2.19).

Сам же Иисус именовал себя Сыном Человеческим, желал подчеркнуть, что тайна Боговоплощения не смогла бы осуществиться без участия в ней самих людей. Но, сотворенные по образу и подобию Божию, со времен Адама люди по своей воле подчинились законам греха и смерти, которые царствовали в мире после грехопадения праотцев…

Наш разум нередко задает вопрос: почему же так долго не приходил в мир Спаситель? Ведь любовь Творца ко всему сотворенному не переставала никогда! Почему же тысячи и тысячи лет Бог Слово, в Котором «была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1. 4), словно медлил в ожидании лишь Ему Одному известного дня и часа? Однако ответ на этот вопрос был найден более двух тысяч лет назад, когда стало очевидным, что весь ветхозаветный период истории человеческого рода был ни чем иным, как временем ожидания Той, Которая смогла бы стать Лествицей, соединяющей Небеса и землю.

Такой Лествицей, таким богоизбранным сосудом Святого Духа явилась Пречистая Дева Мария, Матерь Господа нашего Иисуса Христа, для Которой Предвечный Сын Божий стал Сыном Человеческим.

Священное Писание и церковное Предание повествуют, как Архангел Гавриил благовествовал Деве Марии о рождении Спасителя; как заботился Вестник Божий о душе праведного Иосифа Обручника, открывая ему тайну непорочного зачатия; как в граде Вифлееме во дни ярости царя Ирода он предупреждал Святое Семейство о смертельной опасности; и наконец, как Благой Вестник известил Матерь Божию о Её предстоящем Успении…

Одно из центральных песнопений Святой Пасхи дает нам ответ еще на один важный вопрос: кто и как первым узнал о Воскресении Христа Спасителя? Церковное Предание свидетельствует, что в первые же мгновения по Воскресении Иисуса «Ангел вопияше Благодатней: чистая Дево, радуйся! И паки реку — радуйся! Твой Сын воскресе!».

Возлюбленные братья и сестры! Сегодня наши особые пасхальные размышления о Матери и о Сыне совсем не случайны. Почитание Богородицы и Богомладенца в нашей Церкви столь глубоко и правдиво, что оно стало неотъемлемой частью верующей народной души, одним из оснований национального характера и мировоззрения. Далеким предкам нашим всегда было присуще благоговейное охранение материнства и детства от стихий мира сего и от волнений житейских. Ведь образ Матери и Младенца по Промыслу Божию стал знамением продолжения рода человеческого, и потому память сердца хранит и передает его из рода в род, из века в век.

Свое высшее выражение эта память нашла в почитании Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Ведь Она стала единственной дщерью человеческой, которая, родив Богочеловека, сохранила девственную чистоту и непорочность. Также и Сын Ее, по слову апостола Павла, в человеческом естестве Своем был «подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4. 15).

Дорогие мои! Как часто мы, размышляя на эти высокие темы, не замечаем их отражения в нашей повседневной жизни! А вернее, не спешим настраивать наши будни на эту волну чистоты, веры и упования. Разве тревога нашего общества о том, что детей на белорусской земле рождается все меньше, а молодые семьи распадаются все чаще и быстрее, не звучит для христианских сердец грозным предвестием последствий, трагических для страны и народа? Разве не призваны мы, христиане, в первую очередь являть пред Богом и людьми пример деятельной жизни по Евангелию, и в том числе — в жизни семейной?

Да, это так! И нам следует с особой ответственностью развивать навык взаимных отношений в наших семьях по примеру Святого Семейства.

Мужи и братья! Не смущаясь высотой этого примера, будьте и вы в своих семьях такими же мудрыми и рассудительными, как Иосиф, который свято хранил бесценное сокровище — Матерь и Сына Божия, врученных ему для заботы, уважения и благоговейной любви!

Жены и сестры! И вы подражайте примеру Матери Божией, для Которой забота о Сыне — Богомладенце Христе — сосредотачивалась не на пище и питии, но и на духовном воспитании, как об этом и сказано в Писании: «Не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» (Втор. 8. 3).

Итак, если мы сами станем следовать высоким образцам жизни, построенной по закону Господню, тогда мы сможем надеяться, что благодать Божия пребудет на нас и на детях наших.

Время и исторические бури не должны стирать из нашей памяти, из сокровенных глубин народной жизни спасительные истины христианской веры, которые делают достойной жизнь старших поколений и полагают благое основание для поколений грядущих. Историческая ответственность для нас, христиан, как раз и состоит в том, чтобы хранить эти истины и проводить их в жизнь.

И когда мы сознаем, что миновавший год был призван стать в общественном сознании годом матери, а нынешний назван годом ребенка, — мы должны постараться в своем кругу, на своей стезе наполнить пространство жизни Евангельским словом и делом. Ведь Священное Писание — это великий гимн жизни, в котором воспевается величие материнства и отцовства, духовная доблесть сынов и благонравие дочерей как высшие ценности человеческого бытия.

Возлюбленные братья и сестры! Пасха Господня — это торжество жизни в ее самом глубинном, первозданном смысле. Это именно та совершенная радость, о которой говорил Господь наш Иисус Христос, особенно подчеркивая, что её никто не отнимет у нас (Ин. 15. 11; 16. 22). Будем же щедро делиться ею с нашими ближними и дальними, с единоверными братьями и сестрами и со всеми, кто, по слову апостола Петра, во всяком народе приятен Богу, ибо поступает по правде (Деян. 10. 35).

Да будут на деле исполнены в жизни каждого из нас слова Пасхального канона: «Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем, братие, и ненавидящим нас, простим вся воскресением, и тако возопиим»:

Христос воскресе! Воистину воскресе. Аминь.

Филарет,
митрополит Минский и Слуцкий,
Патриарший Экзарх всея Беларуси

Пасха Христова,
2007 год,
Минск

Смотрите также